Этапы развития современной политологии.
Становление современной политической науки (к.XIX-нач. XX вв.). Главное внимание посвящено исследованию проблемы политической власти.
· Теории заинтересованной группы;
· Теории элиты;
· Социологические теории
Активное расширение сфер политологии, исследований (конец 40-х – начало 70-х гг. XXв.)
Поворот к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства.
· Новая теория демократии;
· Плюралистическая теория; демократии
Поиск новых парадигм развития политической науки (середина 70-х г. XX в.- по настоящее время)
Обоснование адекватных современных теоретических моделей и концепций власти.
Политическая мысль Беларуси.
Понятие и происхождение политики как общественного явления.
Политика – одно из наиболее сложных и важных социальных явлений. Выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло около 5 тыс. лет назад в результате изменений социальной структуры общества и отношений между людьми. Возникавшие классовые, этнические, религиозные и межплеменные конфликты уже не могли быть решены с помощью традиций, обычаев и нравственных норм. Для этого потребовались новые административно-правовые и политические регуляторы и новая организационная структура – государство, а вместе с ним и политика (под государством следует понимать – особую форму организации политической власти в обществе, осуществляющую управление социальными процессами на определенной территории с помощью специально организованного аппарата).
Сам термин «политика» (от греческого politika – государственные, общественные дела) является основной категорией политологии. Впервые он был введен в научный оборот в IV в. до н.э. древнегреческим философом Аристотелем. В современном понимании политика – это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей.
Подходы к пониманию сущности политики.
Следует отметить, что в настоящее время существует множество толкований и определений политики, это обусловлено многогранностью самого явления, богатством его содержания, многообразием общественных функций, сложностью научного познания и другими факторами. Среди наиболее распространенных подходов к пониманию сущности политики и её определению можно выделить следующие:
Политика - как деятельностьв сфере отношений между различными общностями людей (социальными, этическими, религиозными), которые реализуют свои коренные интересы и потребности (политические, экономические, духовные и пр.) с помощью институтов публичной власти.
Политика - как сфера взаимодействияопределенных общественных институтов (партий, общественных движений, объединений) и граждан с государством. Эти общественные институты являются носителями политики, а их сфера жизнедеятельности является политической.
Политика – как наука, главной задачей которой является познание, моделирование, прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач политики государства, партий, лидеров и т.д., выработка эффективного инструментария реализации теоретических знаний в реальной политической практике.
Политика – как искусство управления людьми, которое предполагает умелое политическое лавирование, способность увлечь за собой массы, адекватно и эффективно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий, находить компромиссы и.т.д.
Структура, свойства и функции политики.
Политика – сложное структурное образование, отражающее различные процессы и явления общественной жизни. Ее основными компонентами являются:субъекты и объекты политики, политические отношения, политическая организация, политическое сознание, политические ценности, политические интересы.
Структура политики
Субъекты и объекты политики. Субъект – носитель политической деятельности, объект – тот на кого направлена деятельность субъекта политики. Субъекты политики делятся на первичные (образовавшиеся по объективным причинам) – индивиды, социальные классы и общности и вторичные (образовавшиеся целенаправленно по воле людей) – государство, политические партии, общественные движения и организации. Субъект и объект в политике – взаимозаменяемые величины: один и тот же институт или социальная общность могут одновременно быть и субъектом, и объектом, а могут и меняться местами.
Политические отношения– взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, использования и распределения политической власти (компромисс, консенсус, солидарность, соперничество, конфликт и т.д.).
Политическая организация– совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ и др.), которые передают групповые интересы в сферу полномочий государства и конкурируют между собой за власть или оказание влияния на нее.
Политическое сознание– отражение в сознании людей социально-политической реальности – их мыслей, ценностных установок, убеждений, чувств, переживаний.
Политические интересы– обобщенное выражение потребностей социальных групп и индивидов, которые служат побуждением к политической деятельности.
Политические ценности– идеи, теории, принципы, нормы и традиции, которые отвечают интересам всех членов общества и на основе которых разрабатываются программы общественного развития.
Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя основными свойствами:
1. Универсальностью, т.е. всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на все сферы жизни общества;
2. Включенностью, т.е. возможностью проникновения в любые социальные явления и процессы;
3. Атрибутивностью, т.е. способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами (экономической, духовной и др.).
ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
Управленческаязаключается в разработке основных направлений политического, экономического, социального и духовного развития общества.
Мобилизационная выражается в сосредоточении материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения задач, стоящих перед обществом.
Интеграционнаясводится к объединению различных групп общества на основе общих идей и интересов.
Социализирующаяпредполагает включение человека в жизнь государства и общества.
Распределительнаясостоит в распределении социальных благ с учетом групповых приоритетов.
Прогностическаясостоит в прогнозировании различных аспектов политической деятельности.