Психологическая(политические эмоции, чувства, настроения)

2Теоретическая(система знаний, взглядов, убеждений, принципов, ценностей, идеалов)

1Пс. и 2Те. Входят в Практическая(логическая реализация политических мотивов и поведения)

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

• массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

• групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

• индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

Функции полит. сознания:

а) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

б) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

в) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей идей, установок);

г) нормативная

д) прогностическая

е) познавательная




*41. Политическая идеология: понятие, уровни и функции.

Термин ввел франц. ученый А. де Треси в XVIII в. П. и. - одна из наиболее влиятельных форм полит. сознания, воздействующая на содержание властных отношений. Сложились различные взгляды на данное явление. Основоположник теории идеологии Марксрассматривал ее как форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. Мангейм понимал как совокупность ложных представл-ий. Большее внимание уделял ее функциональным характеристикам (в част-сти, способности сплачивать людей, аккумулировать их полит. энергию). Американск. теоретик Саджент: идеология, вырабатывая цели и ценности полит. развития, в то же время огрубляет решение практич. проблем. Неомакивеавеллисты (Моска, Михельс, Парето): как специфич. формы проявления п. и. рассматривали даже формы эстетического и религиозного сознания, считали, что они порождены нуждами легитимизации власти. Также в полит. мысли существуют предст-ия, что п. и. является «служанкой власти», не имеет в политике серьезного веса.

Наиболее распространенная трактовка п. и.: определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения обществ. мнения своим идеям. => п. и. - разновидность сознания, отражающая групп. т. зр. на ход полит. и соц. развития.

Реальная роль п. и. зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

Основные функции п. и.:

- овладение обществ. сознанием;

- внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

- создание позитивного образа в глазах обществ. мнения предлагаемых ею целей и задач полит. развития.

П. и. призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С т. зр. полит. функций, идеология стремиться интегрировать об-во либо на основе интересов определенной соц. группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (идеология анархизма, фашизма и др.)

П. и. помимо теоретически обоснованных положений исповедует те цели и идеалы, кот. людям предлагается принимать на веру. Особой предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиц. сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников. В меньшей степени налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс гос. пол-ки.

Уровни п. и.:

Теоретико-концептуальный:формулировка основных положений, раскрывающ. ценности и идеалы определенного класса (нации, гос-ва) или приверженцев к.-то определенной цели полит. развития.

Программно-политический: социально-филос. принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования полит. элиты => формирование нормативной основы для принятия управленч. решений и стимулир-ия полит. поведения граждан. Между концепт. и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия.

Актуализированный: характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практич. делах и поступках. Широкий спектр вариантов усвоения людьми идеолг. установок: от легкой смены полит. позиций до восприятия людьми своих полит. привязанностей как глубинных мировоззр. ориентиров. Идеологии, способные определять принципы социального мышления людей, являются «тотальными» (Мангейм). Идеологии, не способные повлиять на мировоззр. предст-ия граждан, - «частные» (Пуланзас).

Падение влияния идеологии на обществ. мнение или распростр-ие технократич. предст-ий, отрицающих возможность воздействия соц. ценностей на полит. связи и отношения, ведет к деидеологизации политики и замещению функций идеологии другими способами духовной интеграции общества (например, применение техник полит. рекламы, РR, информационн. лоббизм).

*42. Основные идеологические течения: краткая характеристика.

Политическая история на протяжении столетий продемонстрировала зарождение и упадок многих идеологических доктрин. Религиозные и национальные идеологии, анархизм и тьер-мондиализм, экологизм и христианско-демократическая идеология направляли мощные политические движения, то завоевывая какую-то часть политического пространства, то отходя на вторые позиции. Мы кратко остановимся на характеристике лишь тех идейных конструкций, которые в последние полтора—два столетия играют наиболее заметные роли на политической арене.

Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:

- либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;

- консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

- социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.

*43. Сущность, типология, этапы политических конфликтов. Политические кризисы.

Политическая жизнь общества полна противоречий и конфликтов. Они неизбежны и закономерны. Субъекты политики выражают различные, нередко противоположные интересы. Не совпадают их взгляды, позиции, ценностные ориентации и политическое влияние. Это порождает противоречия, конкуренцию и конфликты.

В целом политический конфликт -разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт — один из возмож­ных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, транс­формации властных структур, развития политических процессов.

Таким образом, можно утверждать, что только отдельные раз­новидности политических конфликтов носят действительно раз­рушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего в странах с гибкой, развитой системой социального пред­ставительства) выявление и урегулирование конфликтов дает воз­можность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

Типология конфликтов.

Классификация:

— с точки зрения зон и областей их проявления. внешне- и внутриполитические конфликты, делятся на кризисы и противоречия. Так, среди международ­ных конфликтов могут выделяться кризисы типа «балансирования на грани войны» (Д. Даллес).

Внутриполитичес­кие конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти

по степени и характеру их нормативной регуляции. институализированныеи неинституализированные конфликты. характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры

— по степени вовлеченности людей в разрешение спора, их ин­тенсивность и значение для политических процессов. «глубоко» и «неглубоко укорененные»конфликты (Дж. Бертон

— с точки зрения публичности конкуренции сторон. открытые и закрытые

— по временным (темпоральным) характеристикам конкурент­ного взаимодействия сторон — долговременные и кратковремен­ные конфликты. \

— в соотнесении с режимом прав­ления. В данном случае, как правило, выделяют конфликты вер­тикальные ( у различных уровняей власти) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти).

Этапы конфликта:

Возникновение

главной задачей является раскрытие подлин­ных причин конфликта, истинных целей.

Таким образом, чем строже определен предмет спора, тем у субъекта управления больше шансов локализовать его развитие. Необходимо проработать различные сценарии развития кон­фликта и своих собственных действий.

Развитие На данной стадии более отчетливо проявляются силы, поддерживающие каждую из кон­фликтующих сторон или противостоящие им. Увеличи­вается число факторов, которые необходимо отслеживать для со­хранения контроля над развитием конкурентных отношений.Принимая решение, субъект управления конфликтом должен опираться на более широкий круг информации, повышая ее. Расширяя информационное поле контроля.Особенно высоко напряжение в конфликтах, ведущихся на уровне ценностей, что касаются нравствен­ной самооценки сторон, представлений о чести и достоинстве.Таким образом, необходимо целенаправленно искать выигрышную тактику, изменяя структуру и способы собственных действий.

Окончание Это наиболее сложная фаза, ибо от результата окончания спорных отно­шений зависит заново складывающийся баланс политических сил.

два основных вари­анта окончания конфликта

1 достижение примирения сторон

2 их непримиримость.

варианты : Конфликт «круговое движе­ние»(при неразрешимости)

Примирение может носить характер полного или частичного урегу­лирования, либо разрешения конфликта. Также конфликт может разрешиться сам по себе, без попыток его сознательного регулирования.

пути примирения сторон:

1 компромисс

2. принуждение (при явном превосходстве одной стороны над другой);

3 изоляция одной стороны конфликта, ее ослабление

4 уничтожение, «тотальное истребление противника»

5 пере­говоры ( наиболее распространенный способ). эффективность переговоров повышаются, если последовательно отделять существующие проблемы от субъективной заинтересованности участвующих в спо­ре людей. Обещание уступок увеличива­ет шансы прийти к соглашению.

Политический кризис - это такое состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности, во всеобщем недовольстве. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недовольство народа властью или недоверие народа к власти.

Конкретными проявлениями политического кризиса могут быть:

- паралич власти, проявляющийся в неспособности государства и его органов выполнять необходимые функции;

- распространение политических идей, отрицающих ценности политической системы, переживающей кризис;

- наличие двоевластия;

- активная оппозиционная деятельность.

Причинами кризисанередко являются: падение уровня жизни народа, несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей, религиозный фанатизм, падение доверия народа к институтам власти, потеря правительством авторитета.

*44. Технологии контроля и управления политическими конфликтами

Сущность управления и контроля за конфликтами

Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вовлеченные в его течение в качестве посредника, чаще всего стремятся к управлению конфликтом или к установлению (в той или иной форме) контроля за ним. В частности, контроль как форма сознательного воздействия на политический конфликт предполагает трехступенчатую программу действий:

> осуществление превентивных мер в виде выявления основных элементов в поле конфликта (причин, состава не всегда очевидных участников спора, позиций и т.д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий;

> выявление факторов, как способствующих усилению интенсивности конфликта (конфликтогенных факторов), так и препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля;

> предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стадиям, на которых возможны насилие и рост политической напряженности; минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию. В результате формируются определенные ограничения деятельности контролирующих субъектов, в рамках которых развитие конфликта избегает трансформации в кризисы и катастрофы.

В отличие от контроля управление конфликтами представляет собой форму целенаправленного влияния на различные компоненты конкурентного взаимодействия сторон, предполагающего повышение соответствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта.

В этом смысле управление — это не просто более сложный тип сознательного конструирования действительности, но и более затратный тип деятельности, требующий большего применения сил, энергии и ресурсов для достижения цели.

Следует заметить, что различные модели управления конфликтами, ориентирующиеся на организацию сознательного воздействия на течение конфликтов и подчинение их интересам управляющих субъектов, предполагают разные стратегии с довольно разными, а порой и противоположными целями. В качестве наиболее значимых стратегий, в рамках которых формируются собственные технологии по сознательному воздействию на конфликт, можно выделить следующие характеризующие их цели:

==>•¦ инициация конфликта, подразумевающая перманентное обострение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервацию остроконкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, чем это мог бы сделать противник (например, правящий режим может выдвигать неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией, надеясь на истощение ее сил или на компрометацию ее в глазах общественного мнения как не стремящуюся к общественному согласию);

==>•¦ рутинизация конфликта, означающая сознательное поддержание возникшей напряженности в отношениях сторон, с целью использования ее в собственных интересах;

— степень открытости политической системы (отражающей, к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического протеста);

— уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоотношений их членов;

— характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения;

— эмоциональная насыщенность политического поведения групп и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.

Что касается стратегии разрешения конфликта, то ее технологии, как правило, всегда подразумевают не односторонние, а двусторонние действия партнеров. Это означает, что достигнутое в результате их применения соглашение между сторонами расценивается всеми участниками как справедливое и честное, они добровольно принимают условия соглашения без давления извне, конфликт исчезает из «повестки дня», а между бывшими участниками спора устанавливаются позитивные отношения (К. Митчелл).

*45. Понятие и виды избирательных систем; их характеристика

В широком смысле избирательная система - это упоря­доченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Виды избирательной системы.

Исторически первой изби­рательной системой стала мажоритарная система, где из­бранными считаются те кандидаты, которые получили уста­новленное большинство голосов. В зависимости от того. ка­кое это большинство - относительное, абсолютное или ква­лифицированное, мажоритарная система имеет разновидно­сти. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

При М.С. для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс 1 голос),и системы относительного большинства (США, Великобр,Канада, Фр и т.д. ), где для победы достаточно хотя бы немного опередить других претендентов.

При применение принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь 2 кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Мажоритарная система квалифицированного большин­ства - это система, при которой избранным считается кан­дидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство уста­навливается законом и превышает большинство абсолютное.

Пропорциональная система. Суть п. с состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями(т.е. число мандатов, получаемых политическим объединением, соответствует чис­лу поданных за его кандидатов голосов ). Главное достоинство этой системы- представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике целом.

Однако пропорциональная система имеет и недостатки. Важнейший их них- относительно меньшая стабильность правительства.

Система единственного непередаваемого голоса заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т. е. от­носительное большинство).

Полупропорциональные системы стремились сгладить недостатки мажоритарной системы, не переходя к пропорци­ональной. Данная система направлена на обеспечение час­тичного меньшинства, для чего применяяись системы огра­ниченного вотума, система единственного непередаваемого голоса, система комуляяивного вотума.

Смешанные системы используются в ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать или суще­ственно смягчить их недостатки. Например, в Германии сме­шанная система применяется при выборах Бундестага. Поло­вина его депутатов избирается в одномандатных избиратель­ных округах, охватывающих территорию страны, по мажори­тарной системе относительного большинства. Другая полови­на депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные изби­рательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5-процентным заградительным пунктом распределением по правилу наибольшего остатка. Похожие системы действуют в Болгарии, Грузии, Литве, Италии, Рос­сии.

*46. Избирательные технологии ИС

ИС – сис-ма мероприятий, акций воздействия на общество, кот. имеет целью повысить авторитет кого-то из политиков или какого-то избирательного объединения, партии, или наоборот понизить этот авторитет.

Создание штаба: главный распорядитель, финансовый агент, пресс-сек­ретарь, политический организатор, координатор графика кампа­нии, технический секретарь и помощники. + доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения, состоящая из профес­сиональных политологов, социологов, психологов, юристов, имидж­мейкеров, а также акти­висты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании и некото­рые другие ее активные участники.

Разработка плана: анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет.

Ресурсы: Материальные, временные, человеческие.

Главное условие: примерное равенство ресурсов среди конкурентов:

-выравнивание избирательных фондов с помощью государствен­ного финансирования, ограничение частных поступлений и т.д.

-обеспечение приблизительно равного до­ступа к СМИ

-строгий запрет использо­вать государственные средства для получения преимуществ на выбо­рах.

Акции:

-Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов)

-Агитационная программа «От двери к двери»

-Телефон как средство агитации. «Телефонное внедрение».

-Кампания агитационных пикетов. «Говорящие» пикеты.

-Листовочная кампания. Рассылка и разноска агитационных материалов

-Организационное обеспечение агитационных встреч кандидата с избирателями

Избирательные технологии включают в себя легитимные и нелегитимные методы

Наши рекомендации