Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс

Настроение - эмоциональное состояние, в течение длительного времениокрашивающее всю психическую жизнь человека. Различают два вида настроений:* эмоциональный нерасчлененный фон (приподнятое или подавленное);* четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, радость)Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: отфизиологических до высокодуховных. Так, например, несварение желудка,чувство вины за неблаговидный поступок или мысль, конфликтная ситуация всемье, неудовлетворенность уровнем проделанной работы способствуютформированию плохого настроения, а, скажем, ощущение благополучия организмапосле лыжной прогулки или полноценного сна, удачно выполненная работа,встреча с дорогим человеком, хорошая книга вызывают хорошее настроение.Специфика этого эмоционального состояния в том, что человек, будучи вопределенном настроении, воспринимает все сигналы из среды окрашенными в теже эмоциональные тона, даже если рационально он способен их оценитьадекватно.Стресс - реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации кновой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование" (Селье). В зависимости от вида стрессоров, подразделяют:- физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физическийтруд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы);- психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий,потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.). Ганс Селье, крупнейший специалист в области изучения стресса, выделяетследующие фазы развития общего синдрома адаптации:* реакция тревоги - на этой стадии возбуждается симпатическая нервнаясистема и надпочечники выбрасывают в кровь "гормоны стресса" - адреналин инорадреналин;* фаза сопротивления - на этой стадии происходит мобилизация всегоорганизма для преодоления стрессовой ситуации;* фаза истощения - эта фаза наступает, если стрессовые ситуации наступаютслишком часто и организм не успевает восстановить свои силы междустрессами. Некоторое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо, т.к.стресс (по крайней мере, две его фазы) оказывает мобилизующее воздействие,закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различныхстрессоров. Но если, изменения, требующие адаптации, идут сплошной чередой(а в условиях современного крупного города человек подвергается воздействиюстрессоров почти ежеминутно), то организм не успевает восстановиться ивойти в нормальный режим работы - стресс становится хроническим. Выделяют следующие основные признаки хронического стресса в стадииистощения:* бессонница;* боль в груди;* постоянное покашливание;* сексуальная неудовлетворенность;* эмоциональный дисбаланс (перепады настроения);* непреходящая усталость;* мышечные боли.Неблагоприятные последствия хронического стресса часто называют дистрессом.Дистресс вызывает самые разнообразные нарушения в жизнедеятельностииндивида: снижает сопротивляемость инфекциям вследствие ослабленияиммунитета, способствует появлению различных психосоматических (т.е.имеющих психическую природу) заболеваний - гастритов, язвы желудка,сердечно-сосудистых заболеваний, аллергии, бронхиальной астмы, заболеванийпозвоночника и многих других, формирует различные нарушения в сферемотивационной активности личности, невротические реакции и даже реактивныепсихозы.Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональноесостояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни.Причиной возникновения аффекта является переживание человеком внутреннегоконфликта между его влечениями, стремлениями и желаниями либо противоречиямежду требованиями, предъявляемыми ему окружающими (либо им самим) ивозможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических,неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях в том случае, когда человек неможет найти выход из них. Признаки аффекта:* сужение сознания, направленность его на раздражитель и неспособностьадекватно оценивать ситуацию и свои действия;* выраженная двигательная активность, связанная с необходимостью выплеснутьсильнейшее психическое напряжение, порожденное ситуацией;* частичная или полная потеря памяти о событиях, предшествовавших аффекту исвоих действиях во время него;* сильное психическое истощение, физическая слабость после аффективнойреакции;* наличие "постаффекторных следов или комплексов", которые в случаенаступления впоследствии похожей ситуации навязывают тот же способ ееразрешения, который был предпринят субъектом в первый раз.

Собственно эмоции.Эмоции отражают личное отношение человека к самому себе и к окружающему миру в различных формах переживаний. Эмоция — это непосредственное, временное, но пристрастное переживание какого-либо постоянного чувства в данной ситуации. Именно в тех или иных эмоциях переживаются и обнаруживаются чувства. Но эмоции отражают взаимоотношения человека как организма со средой, в то время как чувства регулируют его отношения как личности с другими людьми.

Внешне эмоции проявляются в характеристиках голоса (тоне, силе, громкости, скорости речи), мимике, жестах, позах, походке человека. Эмоции помогают понимать собеседника, судить о том, что его волнует в данный момент.

Так как эмоции отражают то, на сколько удовлетворены текущие потребности человека, то они могут мотивировать поведение и даже влиять на его организационную сторон). Человек не может жить без эмоций. "Человек без эмоций, что покойник в отпуске" (Ф. Энгельс).

По влиянию на жизнедеятельность человека эмоции подразделяются на: — стенические, т.е. побуждающие активность человека;

— астенические, вызывающие пассивность, бездеятельность. • Настроение - это общее психическое состояние человека, придающее ему в течение заметного времени определенную эмоциональную окраску.

Теории эмоций.* Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакцияорганизма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами какопределенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначалеощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем,что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимсяпотому что наносим удар, боимся потому что дрожим".* Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., помнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковыефизиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкуетэто состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.* Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость междувозникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степеньюинформированности индивида о возможности удовлетворения какой-либопотребности. Эмоция = необходимая информация - имеющаяся информация. Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмоция отрицательная.Классификация эмоций.1. Переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемыеиндивидом как положительные.2. Также существует классификация, предлагающая делить эмоции настенические (активизирующие человека, повышающие его готовность кдеятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека,вызывающие заторможенность).3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризоватьэмоции по трем направлениям: - удовольствие-неудовольствие; - напряжение-разряжение; - возбуждение-торможение.4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальныеэмоции:* интерес-волнение;* радость;* удивление;* горе-страдание;* гнев;* отвращение;* презрение;* стыд;* вина.Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являютсяпроизводными и комплексными, т.е. возникают на основе несколькихфундаментальных.5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложнуюклассификацию эмоций:* альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);* коммуникативные эмоции (возникающие при общении);* глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);* праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);* пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностьюрисковать);* романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);* гностические эмоции (возникающие в познании);* эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);* гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии,удобствах);* акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению,коллекционированию).

Виды эмоциональных состояний:

§ гностические (любопытство, удивление, сомнение, сосредоточенность);

§ собственно эмоциональные (радость, злость, страх, страсть, тоска);

§ волевые (пассивность, решительность, уверенность, спокойствие);

§ перевозбужденные, или стрессовые (порыв, азарт);

§ депрессивные (вялость, апатичность, скованность);

§ внушенные, или суггестивные (самовнушение, внешнее внушение);

§ дидактогенные (вызванные нетактичным поведением собеседника).

Совокупность всех возможных состояний, в которых может находиться личность, образует ее эмоциональную сферу.

Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс.

Чувства.

Чувство — это довольно устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам и явлениям. Роль чувств в жизни человека очень велика. Известно, что основу психической жизни составляет триада: ум, чувство и воля.

Познание мира сопровождается формированием у человека личного отношения к познаваемому. При этом у него возникают различные психические состояния. Сменяя друг друга, эти состояния образуют психический процесс. В этой связи чувства можно рассматривать и как состояние и как процесс.

Чувства субъективны. Они показывают, как происходит процесс удовлетворения потребностей у данного человека. Неудовлетворенные потребности вызывают отрицательные переживаемые чувства (обиды, мести).

Чувства социально детерминированы. Они вырастают из практики взаимоотношений людей и определенных социальных отношений между ними. "Наши чувства — это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа" (Д. Дидро). Чувства — это высший продукт культурного развития человека.

Чувства выполняют регулятивную функцию в жизни человека. Они информируют его о том, как удовлетворяются его жизненные потребности, какие препятствия встречаются на пути, а также заставляют искать пути их преодоления.

Виды чувств:

— нравственные (моральные), выражающие отношения человека к человеку, обществу и природе (любовь, сострадание, доброжелательность);

— интеллектуальные, выражающие отношения человека к познанию (интерес, удивление, любознательность, сомнение);

— собственно эмоциональные, выражающие страсть, любовь, страх;

— эстетические, отражающие отношение субъекта к различным фактам жизни как к чему-то прекрасному или безобразному, изящному или грубому.

Сильными чувствами являются страсть, любовь, убежденность. К сильным чувствам относится и зависть, эта «коррозия судьбы человеческой». У соседа сдохла корова? Этого мало, надо, чтобы она еще придавила хозяина! Завистливый человек легче переносит свои неудачи, чем успехи других.

Убежденность как осознанная потребность имеет огромную побудительную силу, пренебрегающую порой даже инстинктом самосохранения.

Страсть — это стойкое, глубокое чувство, захватывающе мысли и действия человека. Страсть может стать постоянно действующей силой человека, отодвигающей на задний план многие интересы, которые имели ранее какую-то значимость для него.

Любовь. Попытка дать академически точное определение любви, этому высокому, сильному и одновременно хрупкому чувству, порождает какой-то внутренний протест. Сразу всплывает аналогия с проблемами вирусологии, где обнаружение вируса означает полную и окончательную победу над эпидемией.

И все-таки имеется несколько трактовок любви в психологии:

— это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и ставящего его в центр главных интересов и помыслов субъекта (любовь к Родине, к матери, к науке, к живописи и др.);

— это интенсивное, психологически напряженное относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное духовными и сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть позитивно воспринятым другим (любовь к мужчине, женщине).

Наши рекомендации