Энергетический диалог Россия – ЕС

Рубеж тысячелетий ознаменовался ростом политических рисков в мировом энергоснабжении. Связаны они и с последствиями событий 11 сентября 2001 года, и с иракской кампанией. Эти факторы, наряду со структурными сдвигами в энергопотреблении (особенно от угля к газу), интеграционными процессами в Европе и на постсоветском пространстве, обусловили повышение интереса к России как крупнейшему в мире экспортеру углеводородов. Основные мировые потребители энергоресурсов (Европейский союз, США, Япония, Китай) потенциально могут даже оказаться конкурентами за право обеспечить будущие поставки газа и нефти из России, а также участвовать в развитии экспортной инфраструктуры страны.

Первым углубленный энергодиалог с Москвой начал Евросоюз. Диалог стартовал на фоне замедления экономического роста в развитых странах и обострения конкуренции на мировых рынках. Россия же после десятилетия упадка обрела к осени 2000-го политическую стабильность и продемонстрировала высокие темпы роста. Признание России страной с рыночной экономикой, хотя и затянувшееся до осени 2002 года, стало частью возврата нашей страны в мировое сообщество на новой пореформенной основе.

В контексте дальнейшего повышения энергоэффективности имеются значительные возможности для сотрудничества, особенно в промышленном секторе посредством обмена опытом и технологиями между российскими и европейскими компаниями.

Одной из важнейших задач Энергодиалога остается стимулирование взаимных инвестиций в российский и европейский сектора энергетики с целью обеспечения надежных поставок и устойчивого спроса в контексте растущей взаимозависимости в энергетическом секторе. В целях создания более конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата в России были проведены значительные реформы. Однако российские компании в отдельных секторах энергетики сталкиваются с проблемами доступа к международным финансовым рынкам, особенно в сфере долгосрочного финансирования.

Расширение ЕС: возможные выгоды и проблемы России

Расширение Европейского Союза на Восток кардинально отличается от всех предшествующих его расширений. Во-первых, никогда прежде ЕС не стоял перед перспективой такого внушительного распространения сферы своего влияния: в Союз вольются 10 государств. В результате возникнет крупнейший в мире единый рынок. Во-вторых, впервые расширение происходит за счет присоединения стран, которые полвека стояли в стороне от западноевропейской модели рыночной экономики, которые за десятилетний период попытались совершить переход от плановой социалистической экономики к рыночной экономике, от авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству.

Дискуссии о последствиях восточного расширения не утихают среди политиков, дипломатов и общественного мнения. Формирование «Большой Европы» затрагивает Россию самым непосредственным образом, ибо расширение осуществляется за счет стран, которые находились в орбите геополитических интересов Советского Союза.

В перспективе претендентами на членство могут стать и некоторые государства СНГ. Например, Украина и Грузия ставят перед собой такую задачу, хотя они и не рассматриваются пока в Брюсселе как потенциальные кандидаты. Но будущее весьма непредсказуемо. Геополитические мотивы обладают тем свойством, что в нужное время могут перевесить все прочие рассуждения. Пока ясно одно: Россия не войдет в Европейский Союз. Отсюда следует, что на европейском континенте остаются лишь два основных игрока – Евросоюз и Российская Федерация.

Наряду с экономическими проблемами, ряд российских экспертов акцентируют внимание на так называемой «институциональной ловушке». Речь идет о том, что перед Евросоюзом с большей остротой встанут вопросы институционального характера, прежде всего вопрос о распределении голосов при расширении круга своих членов в Совете ЕС и Европарламенте. Если сохранить принцип распределения в соответствии с долей стран в населении ЕС, то со временем восточная составляющая интеграционной группировки будет в значительной степени влиять на процесс принятия политических решений.

Наши рекомендации