Политология как наука: определение, объект и предмет, функции и методы политологии
Политология как наука: определение, объект и предмет, функции и методы политологии
Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества. Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет.
Среди традиционных:
– исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке
– описательный, т.е. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни
– институциональный метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д.
– сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.
– социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
– психологический метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов и типичных механизмов психологических мотиваций.
Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это
– анализ и синтез
– индукция и дедукция
– сочетание исторического и логического анализа
– мысленный эксперимент
– моделирование
– математические и кибернетические методы
Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся
– использование статистики
– анализ документов
– анкетные опросы
– лабораторные эксперименты
– теория игр
– наблюдение, осуществляемое исследователем
В политической науке до конца XIX в. преобладали нормативные знания. Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию присущих человеку естественных прав. Нормативные знания и сегодня составляют важную политическую часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, политическим институтам, методам управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д. Дескриптивные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Казуальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями.
Политология выполняет такие функции, как
– оценочная
– политическая социализация, формирование гражданственности, политической культуры населения
– рационализация политической жизни
Политология – наука, которая имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления:
1) выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений;
2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития,
3) выработка объективных критериев социального измерения политики.
Объектом политологии является политика, политическая сфера жизни общества. Существуют три уровня изучения политики.
1) Политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем; понятия и категории.
2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни.
3) Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.
Власть и властные отношения
Власть является одним из основных понятий политологии. И это объясняется тем, что вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Власть в сфере политики является предметом особого внимания исследователей, поскольку ее результаты и последствия оказывают влияние на жизнедеятельность больших групп людей. Политическая власть возникает вместе с появлением специальных институтов, которые призваны осуществлять управление обществом, координировать совместную деятельность людей.
В отличие от догосударственных институтов власти государство как субъект власти представляет собой обособленную от общества организацию, которая обладает правом на управление обществом и распределение благ, а также соответствующими ресурсами. Субъектами государственной власти являются государственные органы (правительство, парламент, суды, силовые структуры, региональные и местные органы власти и представляющие их госслужащие, наделенные легальными полномочиями).
Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть – это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.
Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.
Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношениях и др. Для политической власти характерны: универсальность (распространение своих действий на всех членов общества), легальность (законность), т.е. право использования силы и других средств принуждения в пределах определенного политического пространства, суверенность – обязательность ее решений для общества, публичность – всеобщий и безличный характер принятия решений от имени всего общества.
В самом общем виде процесс реализации власти включает в себя принятие политических решений с выбором целей и средств их достижения, проведение этих решений в жизнь путем соответствующих действий по мобилизации ресурсов и нейтрализации сопротивления оппозиции. Российские политологи обращают внимание на то, что «власть есть та рабочая и работающая площадка», которая не быть и не работать не может. Не может потому, что человек не может обходиться без власти и не может обходить власть стороной. Он идет во власть и создает власть и властно-политические комбинации, так как не создавать власть человек не может, поскольку в безвластном состоянии он жить не в состоянии.
Геополитический дуализм
Основной принцип геополитики, утверждающий в качестве двигателя исторического процесса противостояние талассократии и теллурократии. Геополитика, как и другие науки об обществе и природе, изучает законы становления, функционирования и развития социальных, экономических, географических, политических, военных и других систем.
Главным законом, который более всего привлекает внимание исследователей этой науки, по мнению видных специалистов, является закон фундаментального дуализма, проявляющийся в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Например, западные ученые Р. Челлен и А. Мэхен, X. Макиндер (1861-1947) и К. Хаусхофер (1869-1946), русские исследователи этой проблемы Н.Я. Данилевский и В.П. Семенов-Тян-Шанский (1870-1942), П.Н. Савицкий и Л.Н. Гумилев считали, что этот дуализм выражается в противопоставлении сухопутного могущества («теллурократии») и морского могущества («талассократии»). Первое проявляется в виде военно-авторитарной цивилизации (например, Древняя Спарта, Древний Рим), второе – торговой цивилизации (Древние Афины и Карфаген).
По мысли родоначальников геополитики, особенно А. Мэхена и X. Макиндера, этот дуализм изначально несет в себе семена враждебности, которые, падая на хорошую политическую и военную почву, дают плоды непримиримой вражды двух стихий (жидкой, текучей и твердой, постоянной), двух типов культурно-исторических цивилизаций (демократии и идеократии).
Нация и государство
Отношение нации к государству при всем объеме посвященных этому вопросу научных трудов выглядит весьма несложно, если под нацией подразумевать некоторую социальность, в ее природу при определенном упрощении нет необходимости вдаваться. Можно предполагать, что общество возникло до государства, но это мало что дает в теоретическом плане для анализа современного государства. Можно предполагать, что нация создает государство.
Наиболее простой и эффективный подход – полагать, что изначально государство предшествует нации и создает ее. Первоначально единство достигается насильственным путем, но затем формируется общая судьба, люди самим фактом совместной жизни получают опыт совместной деятельности, совместные интересы и формируют представления об общих ценностях, интересах и угрозах.
Материальное единство постепенно формирует и духовное единство. Но не всегда глубина этого единства достаточна, чтобы говорить о нации. Если государство не стабилизируется в своем составе и приходится по-прежнему применять жестокое насилие ради удержания новых завоеванных племен, нация возникнуть не может. Поэтому нацию можно считать результатом определенного дара власти, когда из механического единства людей формируется органическое целое, именуемое нацией – одухотворенным общественным союзом, связанным не столько давлением власти, сколько добровольным выбором. Нация свидетельствует об одухотворении государства.
Более сложные теоретические проблемы возникают при попытках соотнести государство и нацию с цивилизацией. Любое государство стремится отнести себя к той или иной цивилизации, более всего отвечающей национальному духу. Растворяясь в цивилизации, государство переживает свое историческое бытие. Даже его гибель в процессе исторических катаклизмов не означает полного исчезновения его национальной культуры. Наиболее значимые культурные достижения через цивилизацию входят в мировую культуру и служат развитию других национальных и этнических культур. Можно даже определить цивилизацию по функции – по способности сохранять тени народов, государств и культур других эпох.
Образование современных государств и формирование новых наций
Новые индустриальные страны. Сингапур и Гонконг (последний был британской колонией, а к концу века вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также еще до второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих городах — государствах традиционно существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений.
В послевоенные годы в дополнение к легкой промышленности с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из соседних стран были созданы предприятия, собирающие продукцию из готовых узлов, в том числе высокотехнологичную. При этом навыки традиционных для народов Азии ремесленных промыслов, с изготовлением миниатюрных украшений, декоративных тканей, с использованием ручного труда, оказались вполне применимы для сборки электронного оборудования.
Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они находились под контролем Японии, Корея создала систему обслуживания своих войск, зачатки промышленности, транспортную сеть. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее 1950-1953 гг. и в Южной Корее, и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они объективно играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие социальной базы модернизации. Второй эшелон новых индустриальных стран. Опыт новых индустриальных стран использовался и в ряде государств Юго-Восточной Азии, в частности Таиланде, Филиппинах и Индонезии. Таиланд и Филиппины, входившие в американскую систему союзов, в годы войны во Вьетнаме получили значительные средства за использование США военных баз на их территории, обслуживание тылов вооруженных сил американской армии. В 1970-е гг. Таиланд, оставаясь монархией, в 1980-е гг. Филиппины вступили на путь демократизации.
Индонезия, страна с почти 200-миллионным населением, получила полную независимость лишь в 1950 г., после освободительной войны против голландских колонизаторов. Большое влияние в ходе войны приобрела Коммунистическая партия Индонезии. Она поддержала курс президента Сукарно, установившего режим личной власти и провозгласившего курс на строительство социализма.
Политология как наука: определение, объект и предмет, функции и методы политологии
Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества. Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и развития. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет.
Среди традиционных:
– исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке
– описательный, т.е. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни
– институциональный метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д.
– сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.
– социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
– психологический метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов и типичных механизмов психологических мотиваций.
Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это
– анализ и синтез
– индукция и дедукция
– сочетание исторического и логического анализа
– мысленный эксперимент
– моделирование
– математические и кибернетические методы
Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся
– использование статистики
– анализ документов
– анкетные опросы
– лабораторные эксперименты
– теория игр
– наблюдение, осуществляемое исследователем
В политической науке до конца XIX в. преобладали нормативные знания. Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию присущих человеку естественных прав. Нормативные знания и сегодня составляют важную политическую часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, политическим институтам, методам управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д. Дескриптивные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Казуальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями.
Политология выполняет такие функции, как
– оценочная
– политическая социализация, формирование гражданственности, политической культуры населения
– рационализация политической жизни
Политология – наука, которая имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления:
1) выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений;
2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития,
3) выработка объективных критериев социального измерения политики.
Объектом политологии является политика, политическая сфера жизни общества. Существуют три уровня изучения политики.
1) Политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем; понятия и категории.
2) Рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни.
3) Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.
Власть и властные отношения
Власть является одним из основных понятий политологии. И это объясняется тем, что вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Власть в сфере политики является предметом особого внимания исследователей, поскольку ее результаты и последствия оказывают влияние на жизнедеятельность больших групп людей. Политическая власть возникает вместе с появлением специальных институтов, которые призваны осуществлять управление обществом, координировать совместную деятельность людей.
В отличие от догосударственных институтов власти государство как субъект власти представляет собой обособленную от общества организацию, которая обладает правом на управление обществом и распределение благ, а также соответствующими ресурсами. Субъектами государственной власти являются государственные органы (правительство, парламент, суды, силовые структуры, региональные и местные органы власти и представляющие их госслужащие, наделенные легальными полномочиями).
Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть – это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.
Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.
Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношениях и др. Для политической власти характерны: универсальность (распространение своих действий на всех членов общества), легальность (законность), т.е. право использования силы и других средств принуждения в пределах определенного политического пространства, суверенность – обязательность ее решений для общества, публичность – всеобщий и безличный характер принятия решений от имени всего общества.
В самом общем виде процесс реализации власти включает в себя принятие политических решений с выбором целей и средств их достижения, проведение этих решений в жизнь путем соответствующих действий по мобилизации ресурсов и нейтрализации сопротивления оппозиции. Российские политологи обращают внимание на то, что «власть есть та рабочая и работающая площадка», которая не быть и не работать не может. Не может потому, что человек не может обходиться без власти и не может обходить власть стороной. Он идет во власть и создает власть и властно-политические комбинации, так как не создавать власть человек не может, поскольку в безвластном состоянии он жить не в состоянии.