Функции и уровни политической идеологии
Функции идеологии:
- познавательная (заключается в том, что она отражает объективную реальность. В ходе распространения идеологии субъекты усваивают определённую сумму знаний)
- мобилизационная (побуждает людей к действию)
- когнитивная (все стороны жизни во всех её противоречиях нужно изучать последовательно и глубоко)
- легитимизирующая (оправдывающая)
- нормативная (задаёт социальному или политическому субъекту систему норм социального поведения)
- интеграционная (призвана обеспечить на основе идеологической приверженности реальное объединение людей)
Политическая идеология гос. учреждений и политических партий имеет несколько уровней:
- высший (диалектико-концептуальный уровень) (уровень, который концептуально обосновывает те или иные положения идеологии. На этом уровне указываются пути и средства достижения целей.)
- программно-политический (тот уровень, когда общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования, лозунги. Именно на этом уровне идеология становится предметом политической пропаганды. Идеологию и пропаганду ни в коем случае нельзя отождествлять. Идеология может быть интересной, а пропаганда нет. И наоборот, пропаганда может быть эффективной, а идеология может никуда не годиться)
Пропаганда (от лат. «подлежащая распространению») – способ, система и характер распространения политических и других взглядов и идей с целью воздействия на сознание. Слово «пропаганда» впервые употребил в 17 веке папа римский Григорий 15-й для пропаганды католических идей)
- обыденно-актуализированный (уровень показывает, насколько граждане усвоили работу первых двух уровней, насколько население воспринимает ту или иную идеологию. Этот уровень применяется в различных формах политической и активности людей).
42.Типы современных политических идеологий
Сегодня широко распространены идеологии:
- либерализма и неолиберализма
- консерватизма и неоконсерватизма
- социалистические и коммунистические идеологии
- идеология социал-демократизма
- национализма и фашизма
- глобализма и антиглобализма
- экологизма
- феминизма
- неонацизма
Идеология либерализма – достаточно популярная идеология (возникла в 18 веке). Она воплотилась в идеях французской идеологии конца 19 в. «Либеро» – свобода.
- абсолютная ценность человеческой личности, прав человека.
- автономия индивидуальной воли
- неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, собственность, частная собственность неприкосновенная и составляет основу либерализма и свободу рыночных отношений
- функционирование государства только с целью сохранения этих естественных прав человека.
«Государство – это ночной сторож», «Государство – это анархия плюс полисмен», - говорили английские либералы. Государство это свобода рынка, свобода разделения идей и т.д. Но на основе свободы рынка нельзя избавить от нищеты.
В нач. 20 века оформилась идея неолиберализма. Представитель: Джон Кейнс. Неолиберанты не отрицали роль государства в экономике, выступали за вмешательство государства в рыночную экономику. Сегодня либеральные взгляды присутствуют во взглядах демократических партий (США, Франция).
43. Идеология консерватизма («консерво» – сохраняю). Консерватизм строится именно на сохранении традиций, которые существуют в данном государстве, в данном обществе. Он выступает против резких изменений, против революций, выступает вообще против каких-то серьёзных изменений, выступает за традиционализм (т.е. верность религиозным устоям, верность семейным традициям), выступает за незыблемость социальной иерархии; нравственный абсолюцизм. Консерватизм возник как альтернатива либерализму.
Консерватизм стал поборником идей технократизма (не отрицает значения прогресса, но только в технических областях). Он во многом перенял некоторые идея либерализма (защита прав человека и т.д.). Неоконсерватизм считает, что индивид должен рассчитывать только на собственные силы, а государство должно помочь этому индивиду, но ни в коем случае нельзя оказывать помощь всем и вся.
44. Поэтому социальные политики придерживаются след. принципов:
- принцип солидарности
- принцип справедливости (равная прибыль на равный капитал)
- принцип субсидарности (в том, что социальную помощь нужно оказывать только конкретным людям)
Кроме этих существуют социалистическо-демократическая идеология.
Для неё характерно:
- нереволюция (выбор власти путём выборов, защита прав человека)
- социал-демократы выступают за частную собственность
- равные права государственной и частной собственности
- социальная защита населения (борьба с безработицей, социальная поддержка населения)
47.Понятие государственного управления и его структура
Управление – процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на кого-либо или на что-либо с целью изменения или сохранения его состояния.
В широком смысле, гос. управление – осуществление гос. власти через принятие политиками гос. решений и их реализации. Фактически, это целенаправленное воздействие государства на общественные.
В узком смысле, гос. управление – административная исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти, которая направляется на регулирование процессов отношений, связанных с жизнедеятельностью всего общества.
Управление предполагает субъект и объект управления.
Субъект гос. управления – специальный гос. аппарат, который включает в себя различные системы институтов управления, начиная от правительства, заканчивая местными органами власти и т.д.
Осуществляет широкий комплекс функций, воздействий на тех людей, на те объекты, которыми они призваны управлять.
Объект гос. управления – то, но что направлено управляющее действие или воздействие.
Субъект и объект должны постоянно находиться в связях между собой.
Система состоит из след. взаимосвязанных элементов:
- функции государства, которые определяют роль государства в различных сферах
- нормативно-правовая база, которая закрепляет и обеспечивает реализацию функций государства
- вся система, формирующую структуру институтов государства
- политические процессы, которые обеспечивают взаимодействие как внутри системы гос. управления, так и вне её с институтами гражданского общества, частного сектора
- ресурсы финансовые, информационно-коммуникативные, материальные и т.д. (без ресурсов тяжело осуществлять то или иной управление)
Типы гос. управления:
- административное управление (включает в себя процесс планирования, организации, мотивации и контроля всей работы системы. В большей степени касается исполнительной власти)
- экономическое управление (это процесс, через который система обеспечивает усиление экономического, гос. потенциала, гос. предприятий в интересах человека)
- политическое управление (процесс постановки общенациональных задач развития, разработка политики, принятие решений на гос. уровне, на уровне парламента, на уровне государства)