Основные характеристики политического поведения. Ортодоксальное и неортодоксальное политическое поведение. Политический экстремизм и терроризм
Политическая культура и политическая социализация оказывает влияние на политическое поведение людей и конкретных групп. Если политическая деятельность означает сознательное воздействие конкретного человека на общественную жизнь, на достижение поставленных целей, если политическое участие означает, прежде всего, степень активности граждан в общественной жизни, то политическое поведение означает характер взаимоотношений между различными субъектами политической деятельности.
Ортодоксальные формы политического поведения, как правило, связаны с конкретными политическими принципами, конкретными программами и установками, позициями, теориями и т.д.
Политическое поведение неортодоксальной формы (человек не придерживается конкретной программы действий, не имеет конкретного мировоззрения, а его поведение является бессознательным)_
Бессознательное поведение проявляется в формах поведения:
- аффективного
- патологического
- рутинного поведения
Аффективное поведение – бурно протекающая реакция у субъекта на сильный внешний раздражитель. Причиной может быть политическая ситуация. Синдром толпы на аффективное поведение
Экстремизм – крайние радикальные поступки.
Патологическая форма бессознательного поведения, как правило, вызывается физическими или психологическими травмами.
Рутинное поведение – автоматическое стереотипное поведение. Связано с апатией и зачастую это происходит на бессознательном уровне. На этом фоне совершаются террористические акции, организации, действия, теракты и т.д.
Терроризм – особая форма политического воздействия, которая характеризуется жестокостью и целенаправленностью. Задача террора не только устранить какие-то нежелательные политические фигуры, но и с целью посеять хаос в обществе. Терроризм используется в качестве средства политической борьбы.
41.Понятие политической идеологии и эволюция его содержания
Идеология (от древнегреч. «идея» – мысль, замысел, «логос» – учение, знание, наука). Идеология возникает в период создания первых цивилизаций.
В научный оборот понятие идеология был введён в нач. 19 века французским мыслителем Антуаном Дестютом де Траси. Он впервые написал труд «Элементы идеологии». Он обозначил идеологию как нейтральную беспристрастную науку, которая изучает происхождение человеческих идей. Он доказывал, что если овладеть этой наукой, то можно выработать правовые идеи для всего общества.
Многие деятели увидели, что в целом понятие идеология может бросить вызов обществу, власти. По этой причине Наполеон Бонапарт считал, что любая идеология не имеет ни содержания. Ни смысла, не может выражать вообще никак реальных потребностей. Идеологами Бонапарт считал людей, оторванных от жизни и лицемеров, которые под маской красивых идей скрывают свои истинные устремления. Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали труд под названием «Немецкая идеология». Идеологию они считали фальшивую иллюзорного сознания, которое искажает жизнь. Идеи несамостоятельности, а представляют собой результаты жизненного опыта людей. А тут может быть привнесено много субъективизма, вызванного различными обстоятельствами. Поэтому понятие «идеология» Маркс и Энгельс противопоставляли собственному учению марксизм, основанному материалистическому мировоззрению. В. И. Ленин оценил значение идеологии. Он пытался сгладить эти противоречия. Он назвал марксистское учение научным социализмом (научной идеологией). Так был поставлен знак равенства не совсем оправданно между социальной наукой и марксистской идеологией. Этот момент не давал развиваться самой марксистской науке.
Немецкий социолог Карл Манхейм, который достаточно критически относился к марксизму, пришёл к выводу, что идеология определённый образ мышления конкретных социальных групп. А за этим образом мышления стоит определённый чёткий интерес этой социальной группы. В дальнейшем западные идеологи пришли к выводу, что построить любое общество нельзя без соответствующей идеологии. В 60-е гг. по началу была попытка отказаться от идеологии вообще, поскольку осуществлялась НТР, всё за всех решали машины. Поэтому какая может быть идеология? Но выступление студентов в конце 60-х годов заставило политиков вновь обратить к идеологии. В 70-е годы началась реидеологизация (восстановление идеологии в целом в общественной жизни).
Идеология – систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, которые обусловлены, во-первых, интересами определённых социальных групп, во-вторых, которые выражают цели развития общества и человека, и которые указывают пути и средства решения конкретных задач по достижению указанных целей.
Политическая идеология имеет более узкий и специфический смысл, выражает стремления, ставит свои цели, но стремится решить задачи и цели с помощью власти. Поэтому политическая идеология предусматривает определённую связь идеологии, совокупности идей с политикой.
Любая власть заинтересована в существовании своей идеологии.
- идеология призвана оправдать проводимый курс
- идеология призвана сыграть мобилизующую роль групп населения (Например, Барак Обама – главный идеолог США)
- идеология призвана обеспечить поиск оптимальных идей развития общества
- идеология всегда рассматривается властью как способ социализации людей. Это фактически способ усвоения каждым человеком определённых политических норм, ценностей и образцов.
Идеология и политическая наука – явления не тождественные. Если задача политической идеологии выступает в отражении различных социальных субъектов, идеология может включать различные политические идеи, то политическая наука стремится избавиться от сомнительных выводов, от сомнительных суждений, заведомо ложных идеях. Политическая идеология должна быть основана на научных знаниях