Согласно этой модели, всё общество Платон разделил на 3 сословия:
Также существуют:
- теория демократии
- теории тоталитаризма
- теория международных отношений.
7.Политическая власть. Понятие, сущность, функции. Мотивация подчинения
Власть – реальная способность тех или иных социальных слоёв сил или даже конкретных личностей осуществлять свою волю по отношению к другим социальным слоям и личностям.
Существуют разные виды власти:
- религиозная
- власть в конкретной семье (осуществляет или муж, или жена)
- политическая власть (способность и возможность господства над людьми с помощью закона, авторитета и силы (принуждения))
Государственная власть – непосредственный продукт политической власти, поскольку государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоёв населения.
Основные компоненты структуры власти:
- субъект власти
- средство власти
- объект власти (на кого направлении эта власть)
Важнейшим компонентом власти является процесс, который привод в действие все её элементы.
Власть не самоцель для различных социальных сил. Но придя к власти, определённые силы начинают формировать конкретные структуры власти с тем, чтобы реализовать свой интерес.
Власть:
Ресурсы власти:
- принуждение
- насилие
- убеждение
- поощрение
- право
- традиции
- страх
- мифы
- манипулирование.
Концепции власти:
- теологическая
- бихевиористская
- психологическая
- системная
- структурно-функциональная
Объекты власти:
- индивид
- социальная группа
- класс
- масса
- общество
Субъекты власти:
- государство и его институты
- политические лидеры и элиты
- политические партии
Функции власти:
- господство
- регуляция
- руководство
- управление
- мобилизация
- организация
- координация
- контроль
Источники власти:
- авторитет
- сила
- престиж
- закон
- харизма
- богатство
- тайна
- знания
- интерес и др.
Условия осуществления властных отношений:
- не менее двух партнёров в отношении власти
- организованное принуждение как основа реализации власти
- приказ осуществляющего власть
- подчинение воле осуществляющего власть
- общественное разделение между управляющими и управляемыми
- нормы, регулирующие отношения между субъектом и объектом власти
Признаки власти:
- легальность использовании силы в пределах государства (именно государство может на законных основаниях может использовать силу принуждения)
- многообразие ресурсов
- моноцентричность (главные решения должны приниматься в едином центре)
- суверенитет (верховенство) (закон верховенства)
- воля (способность навязывать волю другим людям с помощью закона, авторитета и веры)
- авторитет (если нету авторитет, то может наступить кризис)
- публичность(всеобщность, безличность) власти (государственные власти должны открыто говорить о своей политике, о принятии решений и прочих важных моментах).
Мотивация подчинения – достаточно сложная.
- страх перед властью, страх который вызывает страх угрозы санкций власти. Однако нельзя всё время жить в страхе, и такая власть имеет тенденцию к ослаблению
- человек руководствуется привычками подчиняться власти – надёжный фактор стабильности власти до тех пор, пока не происходит противоречий с требованиями с реальной жизнью. Если это происходит, то власть, основанная только на привычке подчиняться или на страхе, быстро разрушается.
- власть, построенная на интересе граждан является наиболее стабильной. личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному выполнению распоряжений. Чем больше людей сможет заинтересовать власть своими действиями, там больше людей будет оказывать ей свою поддержку.
- авторитет власти (он бывает истинным и ложным):
- персональный (когда человек заслуживает уважения)
- традиционный авторитет (строится на святости власти и уважении к должности)
- легальный(применяется на основе применяемых правил и законов)
Возможна идентификация (слияние) исполнителя с руководителем. Она может объясняться след. причинами:
- реальное двойственное положение людей (как руководителей, так и исполнителей. С одной стороны, руководитель выбирается исполнителями, и они в какой-то степени его контролируют. А с другой стороны – выполняют его решения)
- результатобщности интересов и ценностей руководителя и исполнителя
- влияние харизмы исполнителя (какое-то выраженное врождённое чувство, которое может повлиять на его управленческие способности)
- систематическое воспитательное воздействие на конкретного индивида
Свойства власти:
1) универсальные:
- ассиметричность (наблюдаются определённые противоречия между субъектом и объектом власти. Объект власти всегда старается уйти от непосредственного подчинения)
- кумулятивность (проблемы взаимоотношений)
- инверсионность (взаимное фактическое проникновение. Влияние субъекта на объект власти и наоборот)
- ресурсы власти
- комбинированность (универсальное свойство власти)
2) специфические:
- полиресурсность
- отстранённость (те люди, которые находятся во властных структурах, м.б. отсранены от объекта, поэтому есть опасность их отстранения от народа)
- легитимность (законность власти)
- властный инстинкт
- идеологический компонент власти
8.Механизмы функционирования власти. Ресурсы, процесс и виды властных отношений. Политическое государство и легитимность. Соотношения легитимности и эффективности в деятельности властей
Важнейший элемент механизма власти – разделение власти на её оставляющие элементы. Первое крупное разделение власти произошло в период начала Нового Времени, когда власть разделилась на политическую и религиозную власть. Далее политическая власть стала разделяться на законодательную, исполнительную и судебную власть. Отличия между этими властями регулируются законами. Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать над другими властями ослабляет государство и сводит разделение властей к чисто формальной процедуре. Власть разделяется не только между легальными структурами, но и между тем структурами, которые действуют полулегально и даже нелегально (теневые структуры и т.д.).
Полулегальные структуры – частные структуры, на которых строится реальная политика, и власть не хочет, чтобы основные её моменты и элементы были известны обществу.
Тайными рычагами власти управляют теневые структуры – нелегальные власти.
Механизм политической власти имеет сложную структуру. В основании политической власти – общество в целом. Ближе к основанию – господствующие политические силы и организации. На вершине – структуры власти (парламент, правительство, глава государства, руководительные органы и контролирующие органы)
Содержательная деятельность власти заключается, прежде всего, в руководстве и управлении. Руководство заключается в выработке и принятии правящей группой принципиально важных для общества решений, а управление – это практическое проявление воли правящей власти и прежде всего требований к различным субъектам. Управление связано с воздействием, чтобы получить желаемый результат. Отсюда, если руководство – это принятие общих решение, то управление – орган, который должен реализовать решения на практике.
Важное значение для руководства и управления имеют ресурсы власти.
Классификация ресурсов власти:
- экономические (утилитарные)
- социальные
- культурно-информационные
- силовые (принудительные)
Все эти ресурсы направлены на завоевание власти, удержание и реализацию её цели.
Экономические ресурсы власти:
- материальные ценности, необходимые для личного и общественного потребления
- деньги
- техника
- плодородные земли (те земли, использование которых наиболее выгодно)
- полезные ископаемые
Социальные ресурсы включают в себя след. показатели:
- должность
- престиж
- образование
- медицинское обслуживание
- социальное обеспечение
Культурно-информационные ресурсы:
- СМИ
- компьютерные технологии
- интернет
Силовые ресурсы:
- армия
- полиция
- служба безопасности
- суд
- прокуратура
Процесс властвования:
- условие:
- наличие субъекта и объекта ресурсов
- способы:
- побуждение объекта к действиям, нужным субъекту
- обеспечение бездействия субъекта
- механизмы:
- пропагандистско-идеологические
- карательно-административные
Классификация властных отношений:
- по характеру использования ресурсов власти:
- экономические
- политические
- социальные
- культурные
- информационные
- принудительные
- по способам воздействия субъекта и объекта власти:
- демократические
- авторитарные
- тоталитарные
- по доминирующему субъекту власти:
- автократические (самодержавные)
- олигархические – самоуправленческие
- по сферам проявления:
- государственные
- партийные
- профсоюзные
- армейские
- по функциям органов власти:
- законодательные
- исполнительные
- судебные
Политическое господство – определённый порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Но не исключено, что те, которые командуют, могут находиться под контролем других.
Виды политического господства:
- политическое (связано с монополией на власть)
- экономическое (правящая элита определяет правила игры в области экономических отношений)
- идеологическое (когда осуществляется монополия в области идеологии)
Понятия политическое господство связано с понятием легитимнойвласти.
Легитимность (от франц. «законность власти») – легальность власти и соответствие её закону.
Сравнительная характеристики типов легитимности по М. Веберу:
Характеристика | Традиционный | Рациональный | Харизматический |
Источник власти | обычаи, традиции | законы и нормы | особые свойства (харизма) политического лидера |
Основы легитимности | уважение, почтение, традиции | разум, интерес | вера (эмоции) |
Властвующий субъект | повелитель, монарх | высший гос. чиновник | вождь, руководитель |
Форма правления | монархия | парламентская республика | плебесцистарная диктатура |
Эффективность власти – это её результативность, степень выполнения своих функций в политической системе и обществе, это реализация ожиданий граждан. Многие авторитарные режимы, которые страдали дефицитом легитимности (Чили, Бразилия) вследствие авторитарного правления приобрели очень неплохие экономические показатели.
9.Политическая система: сущность, особенности структура
Понятие «политическая система» (от древнегреч. politia).
Политическая система общества – совокупность институтов (гос. органы, органы управления, партии и т.д.), которые действуют на основе права и социальных норм и которые определяют политические отношения, в рамках которых проходит политическая жизнь общества.
По сравнению с понятием «политическая система» понятие «политическая жизнь» является более широким. Политическая система – это лишь часть политической жизни общества. Понятие «политический строй» – ещё более широкое понятие. Оно распространяется и на полит. систему, и на полит. жизнь общества. Понятие «полит. организация общества» - более узкое понятие по сравнению с полит. системой.
Два подхода:
- институциональный подход (рассматривает полит. систему как совокупность гос. и не госуд. полит. институтов, рассматривает соц. Нормы, по которым действуют эти институты. Он даёт возможность детально изучить отдельные организации и структуры (их возникновение, развитие и т.д.)
- системный подход (обращает внимание на всю сферу политической деятельности, предметом анализа становится не какой-то отдельно взятый институт или гос. структура, а соц. взаимодействия, в которые вступают эти различные институты, соц. группы и индивиды).
Полит. система претендует на законный контроль, на законное право.
Полит. система имеет ряд особенностей:
- через полит. систему осуществляется власть, принуждение
- она универсальна и доминирует над другими средствами общества
- внутреннее регулирование осуществляется на основе правовых и политических норм
- она относительно самостоятельна в силу наличия механизмов взаимодействия различных структурных элементов
- она мобилизирует ресурсы для достижения общезначимых целей
- позволяет контролировать применение принуждения
Структура полит. системы включает в себя след. подсистемы:
- институциональная (совокупность институтов, связанных с функционированием власти)
- нормативная (совокупность норм, регулирующих полит. отношения)
- коммуникативная (совокупность отношений и форм взаимодействия по поводу осуществления власти)
- функциональная (способы и методы взаимодействия власти и общества)
- культурная (система ценностей, субкультур, придающая значимость политическим действиям)
- территориальная
Любая модель полит. системы включает способы и методы взаимодействия этой системы со средой.
Понятие «вход полит. системы» включает различные требование людей, электората. Это практически любое событие, которые по отношению к полит. системе является внешним, но тем не менее влияет на полит. систему и способно её изменить.
Функции полит. системы:
- главная функция – достижение конкретной цели (она заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей)
- функции полит. системы на входе (ими занимаются полит. партии. Группы интересов, неправительственные организации. Они угрожают требованиями):
- политическая социализация
- рекрутирование лидеров, активистов (надо найти определённых лидеров, которые в любом деле отстаивали бы интересы определённых слоёв населения)
- артикулирование интересов, требований (выражение, произношение)
- агрегирование интересов (соединение различных мнений)
- политическая коммуникация (со СМИ, с интернетом)
- функции полит. системы на выходе:
- дистрибутивная (распределительная) (принятие конкретных решений: разработка законов и т.д.)
- регулятивная (регулирование последовательности принимаемых решений и т.д.)
- нормотворчество
- контроль над соблюдением правил норм
Стадии развития политической системы:
- стадия конституирования
- стадия функционирования
- стадия развития
- стадия кризиса и упадка
Типология политических систем:
- по характеру взаимодействия с внешней средой:
- открытая
- закрытая
- по состоянию гражданского общества:
- традиционная
- модернизированная
- по социально-экономическому фактору (марксизм):
- рабовладельческая
- феодальная
- буржуазная
- социалистическая
- по типу политического режима:
- демократическая
- авторитарная
- тоталитарная
- по типу политической культуры и ролевой структуры:
- англо-американская
- континентально-европейская
- доиндустриальная и частично индустриальная
- тоталитарная
- по типу доминирующих политических ориентаций:
- радикально-авторитарные
- консервативно-авторитарные
- либерально-демократические
- авторитарно-модернизирующиеся (модернизация связана с деятельностью конкретных лидеров)
Политическая система переходного периода (переходного общества) – наблюдается переход от одного строя общественных отношений к другому.
10.Политическая система РБ
Политическая система РБ – система переходного общества, система президентской республики. Президент является главой государства, гарантом Конституции, обладает широкими полномочиями.
Органы управления:
- Палата Представителей (рассматривает проекты законов)
- Совет Республики (одобряет или отклоняет их).
Судебная власть:
- Конституционный Суд
- Высший Хозяйственный Суд
- районные и городские суды.
В РБ официально зарегистрировано 15 полит. партий. Для того чтобы официально зарегистрировать партию, необходимо, чтобы в ней было не менее 1000 человек.
К полит. системе РБ стоит отнести и трудовые коллективы, т.к.:
- трудовые коллективы имеют право заключать договоры с руководителями предприятий и т.д.
- у трудовых коллективов есть полит. функции (они имеют право выдвигать депутатов в Палату Представителей и в местные органы власти).
11. Политический режим – способ функционирования и взаимосвязи основных элементов полит. системы общества.
Полит. режим – это полит. климат, который существует в обществе.
Элементы политического режима:
- форма и роль государства
- структура институтов (какие полит. институты представлены)
- принцип легитимности (речь идёт не только существовании законов, но и о равенстве всех людей перед законом)
- избирательная система (подбор и расстановка кадров)
- партийная система (наличие или отсутствие оппозиции)
Существует 3 типа полит. режима:
- тоталитаризм (от лат. весь, полный, целый)
- авторитаризм
- демократический режим
Предпосылки тоталитарного режима:
- объективные:
- этатизм (от англ. state – явная преувеличенная роль государства)
- отчуждение личности
- индустриальная стадия развития общества
- субъективные:
- психологическая неудовлетворённость личности автономизацией общества
Характерные черты тоталитарного режима:
- всеобщая идеологизация общественной жизни (характерно для фашистского режима)
- контроль государства над экономикой
- монополия одной партии на власть
- доминирование харизматического лидерства (лидер должен обладать определённой харизмой, врождённым чувством лидерства и власти)
- активная мобилизация народных масс в поддержку существующего режима
- организованный террор
- доминирование государства над обществом
Основной принцип тоталитаризма: «Запрещено всё, кроме того, что прикажут».
Авторитарный режим (от лат. autoritos – власть, влияние) характеризуется диктаторскими методами правления.
Характерные черты авторитарного режима:
- автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти
- командно-административные методы гос. управления
- монополизация власти, недопустимость реальной оппозиции и конкуренции
- неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам
- опора на силу (реальная и потенциальная)
- рекрутирование политической элиты путём каптации (назначения сверху)
- уважение всех прав человека, кроме политических
- отказ от тотального контроля над обществом, ограниченное вмешательство во внешнеполитические сферы
Основной принцип авторитаризма: «Разрешено всё, кроме политики».
Демократия – власть народа; форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии её членов и принятии решений по большинству; система ценностей, идеалов общественного устоя.
Характерные черты демократии:
- признание суверенитета народа, воля большинства в качестве источника гос. власти
- равенство всех граждан перед законом, обеспечение равного права на участие в управлении государством
- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия
- принятие решение по большинству при уважении прав меньшинства
- выборность основных органов власти и должностных лиц
- подконтрольность гос. органов, формируемых путём назначения, перед выборными учреждениями
- легальное существование плюрализма, в т.ч. политического
- осуществление принципа разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную)
- абсолютный приоритет правовых методов смены власти, т.е. легитимность (конституционализм)
Отрицательные стороны демократии:
- не является самой эффективной формой управления (господство дилетантов)
- затягивается принятие решений (дебаты, обсуждения)
- увлекается демагогией (верит красивым словам, пустым обещаниям)
- не любит людей выдающихся (стремится всех уравнять)
- не всегда делает просвещённый выбор (большинство народа не может быть грамотно)
- бывает тираничной (подавляет несогласных)
Основной принцип демократии: «Разрешено всё, что не запрещено законом».
12.Понятие и сущность государства. Причины и факторы его возникновения. Признаки, функции и структура государства как основного элемента политической системы
Государство – общность людей, которая организуема органами высшей власти и проживающая на определённой территории.
В современной науке государство (в узком смысле) – организация систем учреждений, обладающих верховной властью на определённой территории. Государство появляется на определённом этапе в результате разложения родоплеменного строя и обособления от общества его вождей и приближённых. У этих лиц сосредотачиваются функции управления.
Факторы способствующие появлению государства:
- общественное разделение труда, выделение управленческих функций
- формирование и развитие частной собственности, разделение общества на классы
- необходимость защиты территории данного народа от угроз извне
- демографический рост численности населения, переход к оседлому образу жизни, необходимость регуляции семейных, родовых и хозяйственных отношений
- общественно-природный характер самого человека, стремившегося выработать определённые нормы проживания с другими людьми
- психологический фактор (с одной стороны – страх людей перед агрессией со стороны других людей, а с другой стороны - разум людей, который привёл к соглашению между ними о создании государства)
- географическое положение территории
- наличие или отсутствие естественных границ
- климатические условия
- плодородные земли (первые государства в долинах рек Тигр и Евфрат)
Признаки государства:
- публичная власть, появление слоя управленцев-профессионалов
- территория
- суверенитет – верховенство власти на определённой территории
- наличие права (любое государство действует по определённым законам)
- система органов управления
- монополия на издание законов взимания налогов и применения силы
Функции государства:
- внутренние:
- охрана общественного порядка
- разработка стратегий политического и экономического развития
- регулирование хозяйственной деятельности
- социальная
- защита прав и свобод граждан
- идеологическая (культурно-воспитательная)
- внешние:
- поддержание отношений с другими странами
- внешнеэкономические
- военная
- участие в решении глобальных проблем человечества, международное разделение труда
Структура государства:
- законодательная власть (парламент, избираемый, как правило, на началах прямого представительства)
- исполнительная власть (правительство и подотчётные ему органы управления)
- судебная власть (суды, различные судебные инстанции)
- органы, отвечающие за порядок (милиция, полиция)
- органы гос. безопасности
- определённые структуры гос. власти (вооружённые силы/армия)
Ни одно современное государство не может существовать без представительских, законодательных учреждений, исполнительных администраций и судопроизводства, органов прокуратур, органов охраны общественного порядка и других органов исполнительно-распорядительной власти.
Два этапа в развитии типов государства:
- традиционный (государство строится на основе традиций, обычаев, опыта)
- конституционный (существует основной закон и принятые официально законы. Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формировании)
Марксистская классификация государства исходит из наличия и определения пяти социально-экономических формаций:
- рабовладельческое государство (права рабовладельцев не учитывались)
- феодальное государство (характеризуется неограниченной властью феодалов, крестьяне в феодальном государстве, как правило, не являются гражданами государства, т.е. не имеют права участвовать в выборах, не являются собственниками, но являются собственниками орудий труда)
- буржуазное государство (возникает, как правило, на основе индустриального общества на индустриальной стадии, предприниматели обладают всеми правами, а наёмные рабочие не имеют вообще никаких прав)
- социалистическое государство
- демократическое государство (характеризуется чертами буржуазного и социалистического государства. Но в демократическом государстве гарантируются права собственности и права человека)
- переходное государство (совмещает в себе черты буржуазного и социалистического государства)
13.Формы государственного правления и государственного устройства:
1) монархия:
- абсолютная
- конституционная (власть монарха ограничена парламентом):
- парламентская (значительные полномочия во власти принадлежит одному. Власть главы государства не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство, как правило, формируется парламентским большинством. Это характерно для тех стран, где есть конституционные монархии: Великобритания, Швеция, Дания, Япония)
- дуалистическая
2) республика (переводится – общественное дело) (президент и должностные лица сменяемы и это зависит от воли избирателей):
- президентская (характеризуется значительной ролью президента в система гос. органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента, либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. При президентской республике президент сам формирует правительство, т.е. является главой этого правительства. Классический пример президентской республики – США)
- смешанная (полупрезидентская) (Австрия, Финляндия)
- парламентская (Италия, Федеративная Республика Германия, Израиль)
Формы государственного устройства:
1) унитарное государство (единое простое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитетов. Унитаризм предполагает централизацию всего гос. аппарата)
Признаки унитарного государства:
- единая система гос. власти
- единя система гражданства
- административно-территориальные единицы не обладают какой-либо самостоятельностью
2) федеративное государство (государство, состоящее из субъектов федерации (штатов, республик и др.), которые обладают определёнными признаками суверенитета, но основные полномочия переданы федеральному центру)
Признаки федеративного государства:
- наличие двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией
- конституционное распределение исполнительной и законодательной политики: центра и субъекта федерации
- обеспечение представительства региональных интересов, как правило, в федеративных государствах существует две палаты парламента:
- верхняя палата (представляет интересы регионов (Палата представителей и сенат))
- нижняя палата (палата независима от регионов и субъектов федерации, представляет интересы граждан)
- верховенство федеральной конституции
- наличие органов или структур межправительственного сотрудничества
3) конфедерация (союз независимых государств, образующихся для решения определённых военных, политических, экономических и др. задач. Пример конфедерации – Евросоюз. Все государства сохраняют свой суверенитет, но существуют определённые правила, например, бюджетные: дефицит ВВП должен составлять не более 3%, иначе могут лишить финансовой поддержки, как лишили Грецию).
14.Глава государства
Всякое государство нуждается в определённом единоначалии. В любой стране (государстве) есть человек, который олицетворяет государство, является символом его единства. Могут быть разные люди по должностям, которые представляют главу государства, всё зависит от полномочий.
Функции главы государства:
- глава государства олицетворяет представительную власть.
- главный дипломат
- его полномочия, которые определило государство
- координатор действий законодательной и исполнительной власти
- является главнокомандующим армией
- отвечает за обороноспособность страны и курирует все силовые структуры
В 18 в. на смену монархии пришло новое лицо под названием президент (от лат. «сидящий впереди») в каких-то функциях был ещё в Древнем Риме, когда в чрезвычайно избирался предводитель народа. Впервые пост президента был учреждён американской конституцией в 1887 г. По конституции первым президентом США стал Джордж Вашингтон. Пост президента был введён в различных государствах, при этом полномочия президента в разных странах строились по-разному. Пост президента был достаточно весомым, обладал широкими полномочиями. В парламентской республике президент выполнял и выполняет лишь представительские функции. Пост президентства по Конституции был введён в 1994 г. и первым президентом был избран А.Г.Лукашенко. По конституции, которая была принята в 1994 г. и затем были введены дополнения и изменения на референдуме 1996 г., президент обладает большими полномочиями:
- является главой государства
- координирует действия законодательной, исполнительной и судебной властей
- осуществляет представительские функции 9руководит внешней и внутренней политикой и т.д.)
- ему принадлежит право утверждать законы, которые приняты Парламентом РБ
- имеет право принимать декреты именно как временные законы
- ему принадлежит право с соргласия нижней палаты Парламента назначать премьер-министра
- ему принадлежит право формирования правительства и изменения его структуры, назначения и освобождения от занимаемых должностей министров и заместителей министров.
Президента назначают посредством выборов. В ряде государств президент избирается прямым голосованием, в некоторых государствах президента выбирают выборщики (коллегия выборщиков), в некоторых странах президента избирает парламент. Избрание президента народом осуществляется в президентской республике. В США президента избирают 538 выборщиков по штатам. (сначала выбирают выборщиков, а они уже выбирают президента). В США президент является не только главой государства, но и главой правительства. Срок пребывания на посту президента бывает разных (Франция – 7 лет, Россия – 6 лет, РБ – 5, Швейцария – 1 год и избирается Парламентом).
15.Законодательная власть. Парламент и его структура. Принятие законов
Парламент (от франц. парле – говорить) – место, где разговаривают. В 1215 г. английский король подписал великую хартию вольности, где содержалось положение о выборном представительном органе, но первый парламент в Англии собрался только спустя 50 лет – в 1265 г.
Парламент сразу начал осуществлять две функции:
- представительную (члены парламента представляют интересы определённой части населения)
- законодательную (принятие законов)
Парламент делится по структуре на:
- однопалатный (избирается населением. Парламент принимает решения
- двухпалатный (зародился в Англии. Он состоял и состоит из двух палат:
- палат Общин (нижняя палата)
- палата Лордов (верхняя палата). Она гарантировала от поспешных решений нижней палаты, ограничивала аристократию от неожиданностей.
Структура парламента:
- руководство парламента (спикер, заместители, секретарь)
- комиссии (комитеты парламента, которые создаются по различным вопросам деятельности):
- постоянные (по конкретным вопросам)
- временные (по решению неотложных и чрезвычайных задач)
- партийные фракции (при наличии определённого минимума партийного представительства)
Есть разные модели парламента:
- модель, характерная для парламентских республик (правительство ответственно перед парламентом и парламент может принять вотум недоверия правительства, после чего правительство должно будет уйти в отставку)
- модель, характерная для стран с президентской формой правления (парламент не обладает правом вотума недоверия правительству, но имеет право вынести импичмент президенту (недоверие или несогласие с президентом))
- модель, характерная для стран, где есть смешанная форма правления, которая сочетает элемента правления парламентской и президентской республики. Парламент, с одной стороны, наделён правом выне