Становление многопартийной системы в РБ.
Бел-е общ-во нах-ся на нач-м этапе складывания многопарт-сти, кот. разв-ся противор-во и имеет особ-ти. Во-1-х, РБ не т. формирует новую пол-ю сис-у, но одновр-о создает и новые эк-ие отнош-я. Кол-во собственников ничтожно, социальные слои и группы со своими специфическими интересами т. начинают складываться. В РБ пока отсут-ет полноценная база для многопартийности. Во-2-х, по колич-му составу больш-во бел-х пол-х партий крайне малочисленны: Бел. патриот-ая партия насчит-ет ок. 3 т. ч-к, Партия коммунистов Б-си – 20 т., Аграрная п-я – 12 т. ч-к, Либ-но-дем-ая п-я – 6 т., Партия БНФ – 5 т. Числ-сть остальных партий сост. от 500 до 700 ч-к (данные 1997 года). В-3-х, фор-ние пол-х партий пришлось на период кризиса общ-ва, когда четко не выявились интересы и потреб-ти многих соц-х групп, а образование партий опережало психол-ую готовность нас-я к осознанию и восприятию происходящих перемен.
В 2000 г. зарегистр-но 18 пол-х партий. Их возник-ие обусл-но рядом факторов: периодом демократизации всей жизни общ-ва, реформир-ем пол-й сис-ы, развитием разл-х форм собственности. Качественно изменились мировоззренческие позиции разл-х слоев населения. Поэтому столь широк спектр пол-х партий в бел-м общ-ве: соц-ские, коммун-ские, социал-демокр-ские, либ-о-демокр-ские, нац-о-дем-ские, соц-о-эк-ие и др. Обозначились 3 группы пол-х партий и общест-ых движений: 1) партии правого толка – в основном нелиберальной, антикоммун-ской направ-сти. К ним относ. партии, кот. ставят своей программной целью форсирование капитализации Б-си по заподноевр-му образцу (Партия Бел-го нар-го фронта, Консер-но-христ-кая п-я БНФ); 2) дем-ие п-ии центристкого хар-ра – это п-ии, кот. выст-ют за соц-о ориентир-ю рын-ю эк-ку, провед-е реформ при сильной соц. защите нас-я со стороны гос-ва. В их числе Бел-я социал-дем-ая п-ия “Нар. громада”, п-ия всебелор-го единства и согласия; 3) п-ии левого крыла пол-х сил – коммун-ской, социал-ской ориентации. Левая сторона пол-го спектра вкл. в себя Партию бел-их коммунистов, Коммунистическую партию Б-си и др.
Сегодня РБ м. отнести к странам с многопар-ой сис-ой (на 2000 год зар-но 18 пол-х партий). Для регис-ции п-ии необх-о, чтобы числ-сть ее членов достигала не < 1 тыс. ч-к. Возник-е пол-х партий в нашей рес-ке идет противоест-ым путем. Партии рождаются снизу: соц. группы создают союз, партии или движ-е, кот. бы могли заявить о них общ-ву и властям. В Б-си происх. наоб-т. В ее пол-х кругах тесно от претендентов на лидерство. Каж. из них стрем-ся стать единств-м вождем, поэтому им трудно объединить усилия. В рез-е появ-ся лидеры, жаждущие образовать хотя бы минипар-ю вокр. себя. Создаваемые ими миниат-ые партии наз. иногда “клиентела”. Она предст. с-й группу пол-х активистов, объединившихся вокр. заметного и влиятельного политика. Активисты работают на успех своего патрона. Т. о., в РБ пока идет процесс становления многопарт-сти:
– во многом не определились программно-идеологически;
– ищут круг своих возможных сторонников;
– увязли в перебранках м-у с-й и т.д. В итоге пол-ие партии Б-си малочис-ы, плохо структурир-ы и не имеют шир-й поддержки у нас-я.
39. Общественные объединения.Все более возрастающую роль в решении жизненно важных проблем играют соц.-эконом. и соц.-культурные обществ. объединения. Наибольшую социальную поддержку граждане оказывают общественно-полит. объединениям и организациям, чем полит. партиям.
Общественные полит. объединения и движения – добровольные образования, созданные для выражения и представления интересов входящих в них различных слоев общества.
Особенность общественных объединений и движений заключается в том, что, участвуя в полит. жизни, они не стремятся овладеть властью. Общим для всех общественных объединений является использование различных способов влияния и давления на власть.
Причины возникновения обществ.-полит. движений: резкое изменение политической, экономической ситуации в стране; реализация потребностей человека в общественно-полит.деятельности; повышение уровня информированности общества; увеличение образованности населения; глобализация экономики; возникновение межэтнических противоречий.
Обществ.-полит. движения можно сгруппир. по 3 основным признакам:
1. Организации прямого влияния на политические решения, при государственных структурах: лоббисты или группы давления, оказывающее воздействие на депутатов парламента.
2. Организации, политическая деятельность которых не является основной:
профсоюзы; пацифистские движения; защитники окружающей среды; союзы предпринимателей и т.д.; потребительские движения
3. Массовые, стихийные движения, имеющие спонтанную природу:
не санкционированные митинги и демонстрации; негативные массовые эмоции.
Для участников движения типичными является: сравнительно молодой возраст; относительно досрочный уровень образования; критическое отношение к сложившемуся порядку; направленность на общечеловеческие проблемы; ориентация против глобализации.
На начальных этапах целью движений нередко выступает протест или критика действий правительства.
Некоторые из них являются организационно устойчивыми, имеют устав, членство, другие не имеют четких программ и уставов.
Общим для все объединений и организаций является то, что они проявляют активность в полит. жизни и заметно влияют на политику гос-ва.
Общественные группы и объединения выполняют такие функции, как формирование и оценка политических проблем, наблюдение за работой правительств, депутатов парламентов.
В современной Б. особая роль сводится молодежным движениям и объединениям. Самой многочисл. и социально активной является БРСМ. В Б., не считая 38 профсоюз. организаций, сущ. такие движения: Конгресс в защиту демократии, Бел. объединение "Яблоко", движение за демократию, социальный прогресс и справедливости и т.д.
Обществ. объедин. в РБ
Минская городская организация общественного объединения "Белорусский республиканский союз молодежи" была создана 18 октября 2002 года на объединительной Конференции ОО БПСМ и ОО БСМ. На начало 2008 г. в Минске 957 первичных организаций, которые объединили в своих рядах 107 000 членов.
Минская городская организация "БРСМ" является самым крупным территориальным комитетом в республике.Организация работает по следующим направлениям:
· Пропаганда здорового образа жизни среди молодежи;
· Формирование духовно и социально зрелой личности;
· Организация трудоустройства молодежи;
· Предупреждение преступности среди детей и молодежи;
· Профилактика инфекций передающихся половым путем и ВИЧ/СПИД среди молодежи;
· Программа по работе с высшими учебными заведениями г. Минска;
· Поддержка актуальных молодежных инициатив.
Федерация профсоюзов Беларуси осуществляет свою деятельность на всей территории Республики Беларусь. ФПБ содействует развитию Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
Наиболее крупными членскими организациями ФПБ являются: Белорусский профсоюз работников агропромышленного комплекса, Белорусский профсоюз работников образования и науки , Белорусский профсоюз работников здравоохранения.
Главные задачи ФПБ:
· дальнейшее совершенствование и развитие системы социального партнерства,
· обеспечение взаимодействия профессиональных союзов в защите трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов,
· разработка стратегии и тактики профсоюзов, разработка программных документов профсоюзного движения республики.
Исходя из принципов социального партнерства участвует в разработке и реализации соглашения по вопросам труда, занятости, медицинского обслуживания и социального страхования, других вопросов уровня и качества жизни трудящихся, учащихся и пенсионеров; осуществляет общественный контроль за выполнением законодательства о труде, об охране труда; представляет интересы профсоюзных организаций в примирительно-арбитражных, судебных органах при решении коллективных трудовых споров (конфликтов); осуществляет информационное, организационное и правовое обеспечение деятельности членских организаций, международное сотрудничество с профсоюзами и их объединениями.