История политической мысли в Др. Греции и Риме в средние века.

Наив. развития полит. мысль Др.мира достигла в уче­ниях древнегреч. философов Платона и Аристотеля. Соц.-полит-евоззрения Платона изложены в диалогах «Государство», «Законы» и «Политик». Политика, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и уме­ния управлять людьми. Целью политики является забота о человеч.обществе, благо всего государства.

Платон был 1-м европ. мыслителем, кот. задался воп­росом, каким д.б. идеальное гос.устройст­во. Свои взгляды по этому вопросу он изложил в труде "Государство". Основополагающим принципом гос. жизни считал справедли­вость. Платон предлагал деление общ-ва на сословия: правителей-философов, кот. должны управлять гос-вом, воинов (стражей), кот. должны его охра­нять от внутр. и внеш. врагов, и работников (ремесленников и земледельцев), кот. долж. поддерживать гос-во материально.

Идеальное гос-во Платона, хар-тся 4-мя добродетелями. Во-1, это мудрость, кот. отличает философов, правителей государства. Во-2, мужество воинов. Третья и четвертая добродетели свойствен­ны всем гражданам идеального гос-ва – это рассудительность и справедливость.

Платон впервые дал классификацию типов гос-го прав­ления. Правильным формам (монархии и аристократии) он противопоставил четыре порочные: тимократию (власть честолюбивых), олигархию (правление немногих богатых), демократию и тиранию. Он выступал убежденным противником произвола власти. Философ выступает за контролирующую роль гос-ва, тотальную регламентацию всех общественных отношений.

Другим выдающимся мыслителем античности, систематизировавшим учение об обществе и формах гос. власти, был Аристотель. Главным его произведением, посвященным изучению гос-ва и общества, является "Политика". Он собрал и изучил огромный матери­ал о более 150 греч. и варварских гос-вах, на основе кот. обосновал свои представления о формах правления. В их классификации мыслитель исходит из 2х критериев. Первый - разделение типов гос. устройства на поло­жит. и отрицат., в зависимости от целей, кот. ставят правители. Второй – кол-во правителей (правит ли один, немногие или многие).

Аристотель считал, что высшей целью гос. устройства является достижение добро­детели. Он выделяет три правильных добродетели, при кот. преследуется цель общего блага, и три неправильных формы правления, при кот. преследуются частные цели правителей. Пра­вильные: монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания (деспотическая власть одного), чистая олигархия, крайняя демократия или охлократия (власть толпы). В классификации Аристотеля встречается новое понятие – «полития». Это такое устройство гос. жизни, когда полит. власть находится в руках средних слоев населения. По существу полития (правление многих) – это ограниченная до разумных пределов демократия. Политию Аристотель считал образцовой формой правления.

Из мыслителей Древнего Рима прежде всего следует отметить Марка Тулия Цицерона . Он стоял у истоков идеи правового государства. В частности, Цицерон пришел к выводу о том, что условием свободы является подчинение всех закону.

Общественно политические устремления социальных низов Римской империи выражало христианство, которое возникло в первом веке н.э. - осуждались и отвергались общественные порядки, им противопоставлялся идеал справедливого гос-тва.

4. Политические учения в Зап. Европе в эпоху Возрождения.

Новый этап в развитии политической мысли в Западной Европе связан с начавшимся в конце ХIV в. разложением феодализма и возникновени­ем капиталистических отношений. Это проявилось в росте городов, развитии ремесел, торговли, в различны­х технических изобретениях. Ускоренное развитие производства вызвало быстрый прогресс науки. Были осуществлены великие научные и географические открытия. Cтал утверждаться гума­низм, который в центр своих интересов поставилне бога, а человека с его земны­ми запросами и потребностями. Отцом гуманизма считается поэт Франческо Петрарка. Гуманизм обусловил резкое повышение интереса к использованию древнего культурного наследия. Поэтому эпоха возникновения новой гуманистической культуры получила название Возрождения или Ренессанса. Началась эта эпоха в Италии, а затем распространилась и в других странах Западной Евро­пы.

Италия стала и колыбелью пере­довой политической мысли. Основателем буржуазной политической науки по праву считается Никколо Макиавелли. Свои политически взгляды он изложил в двух работах. Макиавелли принадлежит заслуга введения в литературный оборот термина «государство» для обозначения политической организации общества. Он резко выступил против религиозных представлений о политике, рассматривал ее как самостоя­тельную область человеческой деятельности, свободную от богословия и христианской этики. Макиавелли обосновал необходимость светского государства с сильной властью. Лучшей формой государства мыслитель считал республику, но для Италии, по его мнению, лучше подходит монархия во главе с идеальным государем.

Во имя достижения великой цели – укрепления государства, считал Макиавелли, можно применять все средства, в том числе и аморальные: обман, подкуп, вероломство, насилие, убийство и т.д. Он полагал, что поступки государственных деятелей должны оцениватьсяне с точки зрения морали, а поих ре­зультатам, повлиянию на могущество государства. Сформулировал принцип: «Цель оправдывает средства».

Видным идеологом централизованного государства являлся французский мыслитель Жан Боден. Свои политические воззрения он изложил в работе «Шесть книг о государстве» (1576). В ней он выразил потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Важную роль сыграла выдвинутая Боденом одна из самых значительных политических идей того времени – идея государственного суверенитета (фр. souverain – носитель верховной власти). Понятие суверенитета стало в дальнейшем одним из самых употребляемых в политической и правовой науках.

Наши рекомендации