Развитие пед мысли в р Греции и Риме. Спартанская и Афинская системы образования

Становление и развитие истории образования и пед мысли как отрасли научного знания. Предмет и задачи курса «История образования и пед мысли».

Осн подходы к изучению всемирного истор процесса. Источники знаний по истории развития теории и практики образ-я.

1. Цель – оформление у буд учителя пед мышления и самостоятельноти в принятии решения, умении определить закономерности истор развития образования. Достижение цели - при достижении задач: формирование знаний об истории развития образования, его закономерностях как един мир пед пространства, это развитие представляется во взаимосвязи истории практики образования и пед мысли, ознакомление с пед системами, конц-ями, теориями педагогов и мыслителей, ориентация на применение знаний из истории О и ПМ в реал практике, формир-е и развитие аналит и оцен умений.

Изучением курса опир-ся на теор-метод основы. Важн место – филос-истор подходу (проблема развития теории и практики осмысл-ся на сонове Ф, + учитыв-ся интегративн процессы =>избежать установки на схематизирование истор-пед прошлого, опред-е пед догматов.

Разл подходы для периодизации пед знания – эпохальный –(рассм-ся по эпохам), формационный – деление на формации, цивидизационный – Васильев, Корнетов – цивилиз-я как совокупность лит, дух достижений чела, хар-ся опред закономерностями соц-пол., эконом и дух развития. В ЦП 4 ступени – Чел цив-я как таковая (как появл-сь воспитание), стадия в развитии чел-ва противост-е дикости и варварству, 4 велик Цив-ии: запад, ближн средне-восточн, южно-азиатск, дальневосточн., множ-во Цив частного хар-ра, связ с конкретн народами.

Осн понятия – пед система – включ-т пед концепцию и ее претворение в реал пед практике; пед теория – система знаний о законах, выведенных из собств опыта, мир практики; пед взгляд – несложивш в целостн концепцию идеи стран, не сущностн хар-ки этапа; пед факт = фрагмент изучаем целостн явления, особ знание о соответствии историко-пед событии, явлении.

Источники инфы– мат-лы археолог раскопок (проследить этап развития общества), труды ученых и путешеств-в 18-20 вв (описание разл племен, законод акты, сборники произведений).

Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.

На перв ступени равзития первобытн общ-ва (дородов общ-во) – люди присваили готов продукты природы и занимались охотой. Все было общим, между членами кол-ва отсутсв-ли сой различия. Дород общ-во – на три возрастн группы: дети и подростки, полноценн и полноправн участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие физ сил для полноцен участия в общ жизни. Развив-ся чел сначала – в обществ группу подрастающих и стареющих, где он взрослел в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Войдя в соотв-й биолог возраст и + некот опыт общения, труд навыки, знание правил жизни, обычаев и обрядов – чел-к в др возрастн группу. С течением времени этот переход стал сопров-ся так назыв инициациями (=посвящениями, испытаниями, во время кот-х провер-сь подготовка молодежи к жизни, умение переносить лишения, боль, + показ храбрости, выносливости). В первобытн общ-ве реб-к воспит-ся и обуч-ся в процессе своей жизнедеят-ти, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он прямо включ-ся в доступн для него деят-ть, вместе со старшими и под их руков-м приучался к коллект труду и быту. => дети и подростки– необход жизнен навыки и труд умения, знания об обычаях, обрядах, +свои обяз-ти, полностью подчинять себя интересам рода, треб-ям страших. На послед этапах развития матриархата – перв учреждения для жизни и В-я подраст людей – дма молодежи, отдельно для мальч и девочек, где под рук-м старейгин рода, они готовились к жизни, труду и посвящ-м. На стадии патриарх родов общины – дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Род община поручала В-е подраст поколение наиболее опытн людям. Наряду с вооружением детей труд умениями и навыками, они знакомили их с правилами религ культа, преданиями, + Обуч-е письму. Все народн устн твор-во – в Вос-и нравов, повед-я, опред черт хар-ра.

Позже – зачатки военн воспит-я – малыши – стрелять из лука, польз-ся копьем, ездить верхом. + большое внимание – усвоению начальн знаний, с появл-м письменности – письму. Семейн в-е стало массовой нормой В-я, но прод-т сущ-ть дома молодежи. Стали возникать школы, появление господств групп населения – жрецы, страейшины – стремились отделить умств образ-е от О знаниям, требующим физ труда. Зачатки знаний (предсказание наводнения рек, приемы лечения в руках этих групп. Для обучения этим знаниям – спец учреждения – школы, кот-ые использ-сь для укрепления власти вождей, жрецов. Физич труд – удел эксплуатируемых. В их семьях – дети рано приучались к труду, родители – свой опыт. Ограниз-ое воспитание детей в школах – все более удел избранных.

Развитие пед мысли в р Греции и Риме. Спартанская и Афинская системы образования.

В Др Риме сначал обучение велось на дому, позднее у учителей появ-сь свои собствен школы. Во II в до н.э. – 3 вида школ: элементарн – платн., частн для небогат и незнатн населения. Чтение, письмо, счет, законы страны. Граммат – частн., платн., сыновья привелигир родителей. лат и греч яз., риторика. В будущем – выборн руководящие должности. Риторские – высок плата, знатные родители. Риторика, философия, правоведение, греч яз, мат-ка, музыка. Для важн гос должностей Со времени возник-я Римск империи – грам и ритор школы превратились в гос школы. Задача – подготовка власти чиновников. Когда христианство – господств религия, вся работа школы – церковн хар-р.

Интересно Воспит-е в Др. Греции. В Спарте и Афинах – особ синонимы В-я: спрат и афинск. Общее – рабы лишены права обуч-ся в школах. Образ-е осущ-сь гос-вом. Задача – готовить воинов. С 7 до 18 лет – мальчики в гос воспит учреждения: агеллы. Рук-ль – педон. Особ внимание – физ воспитание, военно-гимнаст упр. + музыка, пение, религ танцы. Гл. задача – воспитание презрения к рабам. Нравст и полит В-е – во время бесед гос руководителей с молодежью. Детей приучали к четкости и краткости ответов (лаконич речь). 18-20 лет – в группу эфебов. Несли военн службу, продолжали военн и полит В-е. + особ внимание - военн и физ В-е девушек . В Афинах дети до 7 лет – воспит-сь дома. Девушки – дальнейшее В-е в семье, дом хоз-во. С 7до13 – мальчики в шк грамматиста и кифариста (частн, платн), занятия – дидаскалами. Чт., письмо, счет, буквослагат метод. В школах Кифариста – лит образ-е и эстетч В-е (музыка, пение, декламация). 13-14 – переход в уч заведения – палестры. Сичтема физич упр (пятиборье – бег, прыжки, борьба, метание диска, плаванье). Беседы по полит и нравсвт ?. Наиболее обеспечен – в гимназии (философия, политика, лит-ра, гимнастика. Малообеспечен- в семье ремеслу и грамоте.

Философск школы 6 в до н.э. Сократ (470-399 до н.э.). Этич ценности – добро, справед-ть, доблесть, нравст-ть, интеллект разв-е. Познание – в споре. Беседы. Убеждение. Диалог. Нач этап – общение, совместн поиск решения проблемы. Наводящие вопросы. Платон (428-348). Цели школы – доброд-ль, желание стать соверше гражд-м общ-ва, использовал звонок, призыв к занятиям. Мат-ка, диалектика, астрономия, естест-е. Методы – беседы, спор, диалог. учитывать личные склонности. Но лишь для свободных граждан общества. 3-6 л – спец воспит-ца, свеж воздух, игра. 7 л – гос школы. 12-16 л – палестры/гимнасии. 18-20 – воен гимнастика, философ подготовка. Аристотель (384-322).Задачи- осн занния, приобщение к труду, раз-е мышления, разв-е души. Общение во время прогулок, использ-е индукции и дедукции в познании. Ср-во убеждения – риторика. С 7 лет – обуч-е под контролем гос-ва. Этапы – подготов: письмо, чтение, счет, физ упр., музыка, рисование. 2. зание о природе, общ-ве, истории.3. аристократы: риторика, поэтика. Методы Обуч-я – повторение, продуман постоянн упр.

Наши рекомендации