Функции и типы полит. лидерства.

Функции, выполн. политич. лидерами, во многом предопред. теми целями, кот. они ставят, и той ситуацией, средой (эконом. и полит.), в кот. им приходится действовать. Аналитич.ф-я, или функция постановки диагноза. Т.е. глубокий и всестор. анализ причин слож. ситуации, изучение совокупности объективных и субъект. факторов и реалий. Ф-я разраб. програм. действий. В ее выпол. большую роль играют личностные качества политич. лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способ. брать на себя большую ответств. Новаторская ф-яозначает, что полит. лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи соц. устройства общества. Для этого разраб. новые полит. программы и стратегич. планы обществ. развития, осуществ. обновление и реорг. полит. структур. Коммуникат. ф-я предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в полит. манифестах и программах полит. лидеров, так и в практич. деятельн. Полит. лидер – своеобр. аккумулятор настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений и желаний людей. Гл. смысл и назначение всей полит. деят. лидеров - служить людям, выражая интересы общества в целом и различных соц. групп. Организат. ф-я - логически вытекает из новаторской и коммуник. функций. Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение полит. программ и решений в жизнь. Чтобы направить и организ. действия масс, полит. лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, вдохновлять и вести за собой, объединяя усилия всех слоев общества. Организаторская функция вкл. также формир. кадров и сплочение сторонников реформ. Координац. ф-я - есть продолжение организат. и направлена на координацию и соглас. действий всех субъектов полит. преобразований - институтов и учреждений власти, а также практических исполнит. решений. Включ. в себя корреляцию, координ. деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнит. власти. Интегративная ф-я – направ. на поддержание целостности и стабил. общества, гражд. мира и согласия. Она предусм. обеспечение жизнеспособности полит. союза, единства всех полит. сил общества, сплоченности всех его соц.групп. Задача поддер. консенсуса в обществе - ключевая функция полит. лидера. Типология Традиц. лидерство. Одним из обобщающих критериев типологии полит. лидеров явл. цели, кот. они ставят, и воздействие, оказыв. ими на общество. В связи с этими критериями америк. политолог Роберт Такер выделяет три типа полит. лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры. Позиция консерв. состоит в сохр.и статус-кво общества. Соответст. вся активность полит. лидера, программа и все его действия направлены на обоснов.необход. сохранения общества в его современном виде. Это не самый многочисленный тип полит. лидеров.Реформаторы стремятся к радик. преобраз. обществ. устройства посредством проведения широкомасштабного реформир., прежде всего властных структур. К реформ. относ. Мартин Лютер Кинг, организатор реформ. движений. Революц. ставят целью переход к принципиально иной обществ. системе. Мирный путь в этом случае - большая редкость. “Архитипичным” революц. политич. лидером - Карла Маркса. Лидерство на основе закона (легальное).В соврем. демократ.государствах это основной путь становления полит.лидера. Такие лидеры обретают полит. власть на основе всеобщих выборов. Пример: Маргарет Тетчер, Гельмут Коль, М.Горбачев, Б.Ельцин и др. Харизмат. лидерство.Харизм. лидерство основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя - вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Харизма в переводе с греческого означает свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из др. людей (пророческий дар). Это один из широко распростр. типов полит. лидеров. Данная классиф. предложена Максом Вебером. В качестве примеров он назвал Будду, Магомета, Соломона, Цезаря, Наполеона и др.Демократ. и авторит. полит. лидер. Возможна дифференциация и типология полит. лидеров в зависимости от использ. ими методов управления обществом. В соответ. с данным критерием в полит. выделяются два стиля – демократ. и авторитарный. Полит. стиль лидера может оказывать ограничив. или стимулир. действие на его приверженцев. Демокр. полит. лидер общителен, уважает достоинство людей, стимул. достижение людьми максим. возможностей. Такие лидеры открыты для критики, доброжел. к людям, создают атмосферу сотрудничества и общности интересов. Авторит. полит. лидер ориентир. на недемократические, монопольные методы управления. Он не допускает критики, инакомыслия, предпочитает единоличное направл. воздействие, основанное на угрозе применения силы. На авторит. стиле построена деят.практически всех диктаторов, тиранов и деспотов.





40. Разреш. конфликтов и управление ими. Компромисс и консенсус в полит. процессе.Тип конфликта, как правило, предопр. пути его развития. Внутригосуд. конфликт может разрешиться одним из образов: -революцией; -госуд. переворотом; -урегулир. путем переговоров конфликтующих сторон; -иностр. интервенцией; -политич. согласием конфликт. сторон перед лицом внешней угрозы; -компромиссом; -консенсусом и др. Пути разрешения межгосударственного полит. конфликта – дипломат. урегулир. путем переговоров; -смена полит. лидеров или режимов; -достиж. временного компромисса;-война. Межнацион. конфликты, как правило, заканч.: -победой одной стороны над другой (решение с позиций силы); -взаимным поражением (компромисс); -взаимным выигрышем (консенсус). Осн. методами предотвращ. и разрешения межнацион. конфликтов являются: "Избегание ", что означает: игнорир. противника, отсутствие реакции на действия противопол. стороны; уход (добров. или в силу обстоятельств) с полит. арены того или иного национ. лидера; эмиграция из госуд. (республики, штата) представит. отд.этнических групп. "Откладывание " - своего рода уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта. Переговоры - стороны сами избирают наиболее предпочт.процедуру. Число участников не обязательно зависит от числа втянутых в конфликт сторон. Третейское разбират. (арбитраж) – добров.передача спора для разбират.третьей стороне, решение кот. явл.обязат. для конфликт. сторон. Примирение - сближение позиций и интересов противоборст.х сторон через посредника или примирительную комиссию. В этом случае создаются: следств. комиссии, кот.устанавл. и обследуют факты, вызвавшие конфликт; согласительные комиссии, которые выраб. конкретные рекоменд. сторонам по преодолению возник. противоречий.Военный конфликт - любое вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противопол. сторонами (госуд., коалициями государств, соц. группами и др.). Меры предотвращения военного конфликта: Политико-дипломат.:- встречи и консультации глав госуд. и правительств; - переговоры и консультации на различных уровнях по улучш. межгосуд.отношений; - использ. междунар. организаций; - объявл. ультимат.требований. Экономические: - переговоры по торговому сотруднич.; - свертывание программ долгосрочного сотруднич.; - введение торгово-эконом.санкций; - эконом. блокада. Идеологические: - предупр.нагнетания вражды и неприязни; - прекр. пропаганды экстремизма, шовинизма и национализма; - проведение пропаг. по разрушению "образа врага". Военные: - активиз. всех видов разведки и предупреждения; - маневры на границах региона, где зарождается конфликт; - приведение группировок сил ядерного сдерживания в высшие степени боевой готовности; - проведение учебно-боевых пусков сил ядерного сдерживания; - разверт. группировок сил и средств и приведение их в готовность к боевым действиям; - совместные действия с войсками ООН по предупреждению конфликта. Рассматр. сущность военного конфликта в современных условиях, необх. учитывать: полит. конфликты явл. непременным атрибутом обществ. жизни, они пронизывают все сферы общества, опред. образом стимул. Полит. процессы и влияют на полит. жизнь. Особой формой полит.конфликта явл. вооруж. конфликт, столкн. с применением вооруж сил.

57. Совр. междун. политика и глобальные проблемы: понятие, причины возникн., виды и пути решения глобальных проблем. Политику, выход. за пределы национ. государств, харак. ряд категорий:Мировая (междун.) политика: совокупная деят. государств на междунар. арене.Внеш. политика: внешнее действие одного госуд. Характ. деятельность или, гораздо реже, сознат. Бездеят. государства по отнош. к др. странам. Межгосуд. политика: отражает систему отнош. между госуд., их органами, службами и представит. (президент, правительство, парламент, минист. иностр. дел и др.). Наднацион. политика: сравнительно новое в полит. лексиконе понятие, ещё не получ. широкого распростр. в рос. политологии. Обозначает сферу политики, образовав. в результате передачи отдельными госуд. части своих суверенных прав наднацион. органам, кот. принимают в этой области решения. Междунар. (мировая) политика представляет собой целенаправл. полит. деятельность субъектов междунар. права (государств, межправительств. и неправительств. организаций, союзов и т.д.), подразумевает согласов. интересов государств, решение вопросов войны и мира. Полит. деят. направлена на обеспечение всеобщей безопасности и разоружения, предотвр. и урегулир. глобальных, регион. и национ. конфликтов, охрану окр. среды, преодоление отсталости и нищеты, голода и болезней, то есть на выживание человеч. в целом. Цели и задачи мировой политики От внутр. политики мировую политику отличает отсутствие центр. власти, обеспеч. соблюд. обязат. для каждого субъекта правил поведения. Мировая политика предст. собой зону повыш. риска, в кот. каждый участник взаимод. вынужден исходить зачастую из непредсказ. поведения др. В отличие от внеш. политики она складыв. во многом стихийно и не огранич.деят. государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и поддержание стабильной междун. среды, в которой могли бы реализоваться интересы всех участников.Самая ближайшая задача мировой политики – создание системы междунар. безопасности, кот. базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрит. и ненависти. След. задача – это обеспеч. безоп. и защищён. человека. Речь идёт о том, чтобы принципы и нормы междун. права стали ориентирами каждого субъекта междунар. отношений. Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на междун. арене опасно. Это грозит уничтож. человечества. Соврем. мир богат новыми элементами, кот. способ. перераспред. центров эконом. и политич. активности. Междун. организации могут вступать в межгосуд.отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госу­дарств, входящих в них. Число междунар. организ. постоянно растёт. Самую значит. роль в системе междунар. отнош. играет Организация Объедин. Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимод. различных государств в поддержании мира и безопасности, содействии экономич. и соц. прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть междун. структуры. Ее членами явл. 185 государств, что свидет. о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остаётся вне поля зрения ООН. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, кот. органически вошли в систему междун. Отнош. и как структуры ООН, и как самост. организации. к ним относ.: - ВОЗ (Всемирная Орган. Здравоохр.); - МОТ (Междун. Ассоциация Труда); - МВФ (Междун.й Валютный Фонд); - ЮНЕСКО (Организ., занимающ. вопросами культуры и науки); - МАГАТЭ (Межд. Орган. по Атомной Энергии);
- ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию); - Междунар. суд.

41. Теория полит. модернизации. Типы полит. модерн. Переходные общества в процессе полит. модерн. Модерниз. использ. в зап. социологии для характер. как соц.-эконом., так и в целом обществ.развития. Термин модернизация собират.: он отражает: 1.различные ступени развития соврем. индустр. общества, начиная с эпохи первой промышл. революции; 2. процесс превращ. Развив.я стран из традиц. (или аграрных) в промышл. развитые. Возникн. концепций полит. модерниз. относится к 50-м годам, ког. встала проблема разработки политики Запада по отношению к развив. странам. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представ. теорий полит. модерниз. явл. Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, Д.Дарендорф, Р.Даль. Выдел. 2 типа полит. модерниз.:- Оригин. модернизация – она присуща странам, кот. совершают переход к рацион. обществ. структурам в рез. постепен. развития внутр.процессов; - Вторичная (отраженная) – свойственна странам, кот. отстали в своем развитии и совершают «осовременивание» вдогонку. Не сущ. единой теории модер., но при всем разнообразии подходов характерно то, что мера отсталости страны, региона определ. отклон. от «нормы развития» (черты общест. жизни, отраж. западные ценности). Первонач. Модер. по существу сводилась к идее заимствования отсталыми странами Азии, Африки, Лат. Амер. передовой технологии и способов и способов соц. организации у более развитых стран. Условием «осовременив.» выступало непосред.влияние контактов с уже существ. центрами индустр.-рыночной культуры. Однако реальность оказалась значит. сложнее тех подходов, кот. были сформулир. в 50-е годы. Учитывая многообр. уровней соц.-экономич. развития, специфику внутриполит. факторов, в конце 60-х годов, а затем и в послед. годы исследов., 1. расширили географию изучения объектов модерниз. (в последнее время в центре внимания находятся полит. процессы постсоциалист. мира),
2. сместили акцент на изучение проблем объективной обусловл. кризисов полит.изменений, путей и форм их преодоления, 3. полит. процессы стали исслед. с учетом их национ., культ. контекста. В наши дни теория модерн. служит обоснов. характера и направ. полит. изменений в посттоталитарном мире. Этапы полит. модерниз.:1) Кризис авторит. режима и его либерализация: расшир. индивид. и коллект. полит. прав при сохр. в полит. системе авторит. структур; 2) Установл. демократии: качеств. изменение в полит.системе, состоящее в формир. демократ. полит. институтов и структур, взаимодейств. на основе демокр. процедур. Этот процесс вкл. в себя: а) формир. конкурентной партийной системы, б) институал. Демократ. механизмов госуд. власти. 3) Консолидация демократии: период адаптации общества к новому полит. механизму, новой модели регулир. конфликтов. Осн. критериями полит. модерн. явл.: 1) структурная дифференц., т.е. наличие законод.собраний, исполнит. органов и т.д. 2) возможн. полит. системы: а) адаптации к новым условиям, проблемам, б) мобилиз. человеч. и матер. ресурсов; 3) способность к самозащите, согласован. осн. институтов и стадий полит. социализации;4) тенденция к равенству – формир. культуры полит. участия. Выделяют 2 типа полит. модерниз.: 1.спонтанная, кот. заняла длительный период времени (США, Англия); повторная модерн. или «модерн. вдогонку» – развитие стран Азии, Африки, Лат.Америки, стран бывшего Советского Союза на основе апробированных институтов, таких как: централиз. госуд., парламент, многопарт. система, общие альтернат. выборы, разделение властных функций, полит. свобода, индивидуализм и т.д.

45. Констит. РБ – правовая основ аполитич. системы белорус. общества и идеологии белорус. госуд. Понятие и сущность конституции.Конституция – установление, строение.В наст.время в юридич. литературе приводится много определ. конституции, в основе их берется регулир. конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.К. – это основной закон госуд., закрепл. организацию государст. власти и определ. ее взаимоотнош. с обществом и гражданами (индивидуумами).В силу того, что К. – прежде всего, юрид. документ, рассмот. вначале ее юрид. свойства. Это тем более важно, что право и политика взаимосвязаны и оказ. влияние друг на др.К. является гл., основ. законом госуда. На ее основе формир. вся система текущего законодат., в ней определ. компетенция госуд. органов. Она – основной, первичный источник национ. права. К.- ядро правовой системы. Часто в самой констит. указывается, в каких случаях для дальн. развития содерж. в ней положений должны быть приняты законы. (в белор. К. ссылка на закон имеется около ста раз). Благодаря закрепл. в К. правовому статусу органов государст. власти можно определить иерархию принимаемых ими нормат. актов. К. обладает верховенством по отнош. ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юрид. свойство. Соответств. правила (о верховенстве конституции) закрепл. в самом основном законе. Приоритет конституции по отнош. к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белор.госуд. был случай, когда иному норматив. акту был придан более высокий юридич. вес нежели Конституции. 25 августа 1991 года. Декларации Верховного Совета РБ был придан статус конституц. закона, обладающего более высокой юрид. силой, нежели К.: при расхождении норм, содерж. в Декларации и К., приоритет имели нормы первого документа. Юрид. вес констит. норм предопред. их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормат. актам, т.е. необход. базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответ. с К. Обычно в переходных положениях К. на это обращается внимание. К. как документ полит. может рассматр. и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития госуд. и общества. К. содержит нормы-цели, определ.направления движения всех участников политического процесса. Практически все соврем. (демократ.) конст. содержат нормы-принципы, нормы-цели, кот. явл. основой для реальных действий госуд. институтов (органов представительной, исполнит., судебной властей) в настоящем, а не в каком-то отдаленном, хотя и обозримом будущем. К. в силу ее свойств явл. идеолог. документом. Демократия в РБ, как это закреплено в ст. 4 К., осуществ. на основе многообразия полит. институтов, идеологий и мнений. Согласно части 2 указанной статьи идеология полит. партий, религ. или иных обществ. объединений, соц. групп не могут устанавл. в качестве обязательной для граждан. Пятая Конституция РБ лишена таких радик. Идеолог. определ. и установок, как “социалист. государство”, классового характера правового регулир. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Вместе с тем К. РБ, как и конституции стран зрелой демократии, содержит полит. и правовые концепции, принципы функцион. Государ.-правового механизма, взаимоотн. государства, общества и человека. В ней формулир. фундамент. ценности, явл. лучшими достижениями человеч. мысли - правовое, демократ., соц. госуд.; многообр. форм собствен.; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и госуд.; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утрат. здоровье при защите госуд. и обществ. интересов, и др.

Наши рекомендации