Основные функции и типы политического лидерства.
Функции:
определение и формулирование интересов групп целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов (программная функция);
выработка и принятие политических решений (управленческая);
мобилизационная;
коммуникативная;
легитимация власти;
защитная;
координационная.
Типология:
-по М.Веберу – традиционное, харизматическое, рационально-бюрократическое.
-по М.Херманн – знаменосцы, служители, торговцы, пожарные.
- по С.Джиббу – лидер-патриарх, тиран, идеальный лидер.
-по Ж.Блонделю – спасатель, успокоитель, менеджер; патериалисты, пересмотрщики, улучшатели; идеологи, реформаторы, новаторы.
- М.Бернс делит лидеров на преобразователей и дельцов.
-Е.Вятр – лидер-идеолог, лидер-практик; лидер-харизматик, представитель; соглашатель – фанатик; догматик и открытый лидер.
30.Понятие политического поведения и участия: психологические и социокультурные факторы. Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы30.Понятие политического поведения и участия: психологические и социокультурные факторы. Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы30.Понятие политического поведения и участия: психологические и социокультурные факторы. |
Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы
32.Политическое развитие: понятие и критерии.
Понятие «политическое развитие» введено в оборот во второй половине ХХ века.
Политическое развитие отличается от любого другого тем, что: оно не является необратимым; имеет автономные, самостоятельные критерии; оно не может быть единообразным.
Политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением.
Общая теория политического развития складывается из множества концепции, однако их можно свести к следующим: политическое развитие – предпосылка экономического развития; это типичная для индустриальных стран политика; это модернизация общества; это действие науки – государства; это совершенствование административной и правовой систем; это массовая мобилизация и участие.
Существуют 3 критерия политического развития: структурная дифференциация; способности системы и тенденции к равноправию.
-Структурная дифференциация отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона, возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп, интересов. Для того, чтобы политическая система была действенной ей необходима сильная структурная дифференциация и высокая специализация функций политических институтов. Простые и сложные политические системы схожи по своим функциям, но различаются по структурным характеристикам.
-Способности системы бывают 3 типов: способность к инновациям, т.е. способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации; способность к мобилизации – т.е. способность мобилизировать ресурсы людские, материальные для решения задач. Мобилизация ресурсов заключается в:
- преобразовании неясных ожиданий масс в конкретные программы;
- разработке и распространении коллективных действий;
- наличии политических идей, способных увлечь массы;
- накоплении определенных ресурсов;
- авторитете лидеров.
способность к выживанию, т.е. способность политической системы к выработке лояльных форм поведения при помощи политической социализации.
33.Политическая модернизация: сущность, этапы.
Политическая модернизация– это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, как потенциальную возможность поддерживать постоянные изменения, что обусловлено развитием ряда общих качеств, которые свойственны современным системам и часто являются предвестниками и необходимыми условиями, модернизации (Эйзенштадт Ш.) Ей присуще 4 главные особенности:
Высокий уровень дифференциации политических ролей и институтов;
Расширение деятельности центральных административных и политических организаций, их постоянное проникновение во все сферы общества;
Тенденции к достижению все более широкими группами потенциальной политической власти;
Ослабление роли традиционных элит и легитимности власти.
В теории политической модернизации можно выделить 2 этапа:
- 50-60-х гг. ХХ в., когда политическая модернизация понималась как вестернизация;
- 70-90-х гг. ХХ в., когда политическая модернизация стала пониматься как изменения социально-экономических и политических структур не обязательно по западному образцу.
Развитие модернизации в XX веке позволяет выделить следующие этапы модернизации:
ü этап либерализации;
ü этап демократизации;
ü этап консолидации демократии;