Религия и ее институты в РБ. госуд.-конфессион.отнош. в РБ.

РБ явл. светским государством. Наша страна явл. много конфессиональной, поскольку в ней насчит. более 25 религиозных конфесии и направлений. С нач. 90-х гг. наблюд. рост религиозности, что связано, с одной стороны с легализацией (разрешением) ранее запрещ. конфесии, а с другой – с распростр. нетрадиц. религий. Для Бел. характерна тесная связь между религиозной и национ. принадлежностью. Государ. конфессион. политика направл. на укреп. согласия между конфессиями и развитие взаимод. государства с ними. Это взаимод. ориентир. на решение обществ. проблем. В РБ активно развив. диалог между конфессиями, что способст. преодолению разногласий и конфликтов между верующими.

36. Суть политич. лидерства. Роль лидера в функционир.политич. системы.Полит. лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направлен. политич. процессов. Это механизм и конкр. способы реализации власти. Полит. лидерство предст. высший уровень лидерства, оно отражает полит. процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отнош. между субъектом и объектом политики на вершине политич. пирамиды. Для полит. л. характ. личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, полит. активность граждан. На основ. вышесказ. можно сделать два вывода. 1.ПЛ- высокая форма лидерства вообще. 2. Специфич. характер - зависит от многих факторов. Три аспекта ПЛ. 1.- личностные черты лидеров;2.- инструменты осущест. ими власти;3.- ситуации, с кот. сталкивается лидер.Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление ПЛ, эффективность и результат. его деятельности. Остановимся на указанных аспектах подробнее. Они исключ. многообразны. Всю их совокупность можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессион. качества. Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

33. Полит. социализ. личности как детерминанта полит. поведения. Функции, типы и этапы полит. социализации.Полит. социализ. – процесс усвоения определ. полит. знаний, ценностей и норм, передачи и приобрет. полит. опыта, накопл. предшеств. поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником полит. жизни общества, ориентир. в сложных обществ. процессах, делать сознат. выбор в политике. Процесс полит. социал. протекает непрерывно на протяж.всей жизни индивидуума. По мере накопления соц.-полит. опыта происходит постоян. видоизменение или упрочение соответств. позиций и деят. индивидуума. Факторы, влияющие на процесс полит. социал.: учреждения (семья, школа, институт, предприятие); группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам); СМИ (печать, радио, телевидение, комп. информац. системы); характер и тип гос. устройства, полит. институты, партии и движения; культура, наука, искусство; национ. традиции. Выделяют след. типы полит. социализ.: – гармонич. – порожд. рациональное и уважит. отнош. к правопорядку, гос-ву, гражданским обязанностям; – гегемонистский – характериз. негативным отнош. ч-ка к любым соц. и полит. системам, кроме «своей»; – плюралистский – свидетельств. о признании ч-ком равноправия с др. гражданами и характериз. его способность менять свои полит. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

25. Понятие, признаки, предпосылки формир. гражд. общества.Гражд. общество - система обеспеч. жизнедеят. соц., культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоят. и независимых от гос-ва обществ. институтов и отнош., кот. призваны удовлетв. индивид. и коллект. потребности. Среди институтов ГО выделяют:– семью;– церковь;– систему образ.;– научные, проф. объедин.;– объедин.по интересам, спортивные организ.;– профсоюзы;– фонды, ассоциации.ГО –совокуп. соц. образований, групп, коллективов, объедин. специфич. интересами – экономич., этничес., культур., реализ.и вне сферы деятельности гос-ва. Понятие ГО раскр. в широком и узком смыслах. В широком смысле ГО включ. все соц. структуры и отнош., кот. не регулир. непосредс. гос-ом. В таком случае элементы ГО присутствуют в любом гос-ве, даже тоталитарном, т.к. невозм. полностью ликвидир. естеств. формы жизнедеят. людей.ГО в узком смысле – это общество на определ. этапе своего развития, когда оно выступает соц.-экономич. основой демократич. и правового гос-ва.Если для гос. власти и гос. структур характерны вертик. отнош. подчинения, то ГО строится на отнош. по горизонтали – солидарности и справедл. конкуренции свободных и равноправных партнеров. Особенность ГО в раздел. полит. и соц. сфер, полит. и соц. функций. Правовой статус человека противопоставлен его соц.-эконом. роли в ГО. Частные права, частные интересы освобожд. от контроля со стороны гос-ва. Главное предназначение ГО – достижение согласия, или консенсуса, между различн. соц. силами и интересами, противодействие различным разрушит. силам и направление их в созидательное русло. ГО существует за счет органич. сосуществов. в его рамках разнородных соц. сил, институтов, организаций, заинтерес. групп, кот.объединены стремлением к общей гармоничной жизни. Одна из осн. характеристик ГО – светское начало (в отличие от средневековой теократии – господства религии в общественной жизни). Гос-во демократ. не нуждается в религии для своего признания, а вера – личное дело верующего, кот. сам выбирает церковь, конфессию. Свобода совести – одно из основополаг. прав личности и гражданина. Единицей соц. взаимод. в ГО явл. группа.Группа – совок. людей, объедин. для реализации определ. цели. Черта группы – функцион.зависимость ее членов друг от друга. Гр. действует в силу своих интересов, установок, ценностей. Если эти цели будут сформулир. четко и определ., жизнеспособ. группы будет эффективной. Гр. Классифицир.: – по роли в жизни общества; – размерам;– предназначению;– функциям. Сущ. заинтерес. группы , объедин. общностью интересов, (ассоциации финансистов, предприним., врачей, адвокатов; молодежные, женские организации).

19. Госуд. как осн. полит. институт. Концепции происхож. и сущности государства.Госуд-во выступает центральным элементом любой политич. системы. Оно придает ей определ. целостность и устойчивость, упорядоч. жизнедеят. общества, направл. и осуществ. руководство им, используя его ресурсы. Гос-во предст. собой определ. соц. форму, в кот. облекаются общезначимые интересы индивидов, групп, обществ и представляет способ их осуществл. Происхожд. и сущность госуд.Сущ. различные теории возникн. и развития гос-ва: 1) теологич., в рамках кот. возникн. государства и каждый конкретный акт госуд. власти объясн. и санкционир. волей сверхприродного существа; 2) патриарх.– гос-во возникло в процессе механич. соединения родов в племена, племен в большие целостности вплоть до госуд. образований. На всех этапах сохран. принцип патриарх. опекунской власти: гос-во рассматр. как развитая форма патриарх. власти, осуществл. во имя всех и ко всеобщему благу; 3) теория обществен. договора (ХVII-ХVIII вв.) авторы Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо. ТОД - исходит из признания государства как результата своеобраз. договора, заключ. между суверенным властителем и подданными; 4) в ХIХ широкое распростр. получила силовая концепция. Госуд. рассматр. как организ. господства победителей над побежденными (авторы К.Каутский, Л.Гумплович); 5) экономич. теория (Платон, Сен-Симон). Гос-во как продукт историч. прогресса, ядром кот. выступают экономич. преобраз Изменения в области экономики приводят к обществ. разделению труда и появлению государства; 6) классовая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Согласно ей способ производства материальной жизни (базис) обусловл. социал., политич. и духовный процессы жизни людей (надстройка). Госуд. возникло в силу обществ. разделения труда, появл. прибавочного продукта, частной собствен. и раскола общества на классы с противополож. экономич. интересами; 7) органическая теория происхождения госуд. (в ХIХ в., автор англ. теоретик Г.Спенсер), согласно которой оно рассматр.как результат постепенной эволюции общества. Госуд. можно опред. как универс. политич. организацию, осуществл. суверенную власть в интересах прожив. в пределах определ. территории людей и регулирующую их взаимоотн. на основе права и с помощью спец. аппарата.

24. Правовое госуд.: сущность, осн. признаки. Развитие правового госуд. и гражд. общества в РБ. ПГ - это госуд., в кот. организ. и деятельность госуд. власти в ее взаимоотн. с индивидами и их объединен. основана на праве и ему соответствует.Идея ПГ направлена на огранич. власти (силы) госуд. правом; на установл. правления законов, а не людей; на обеспеч. безоп. чел. в его взаимодействиях с госуд.Осн. признаки ПГ:1. Осущест. госуд. власти в соотв. с принципом ее разделения на законод., исполнит., судебн. с целью не допустить сосредоточ. всей полноты государ. власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социал. слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).2. Наличие Конституц. Суда - гаранта стабильности констит. строя - органа, обеспеч. констит. законность и верхов. Конституции, соотв. ей законов и иных актов законод. и исполнит. власти.3. Верхов. закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противор.приоритет принадлежит закону.Сами законы, кот. могут быть использов. в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соотв. праву, принципам конституц. строя. Юрисдикцией Конституц. Суда действие неправового закона подлежит приостановл., и он направл. в Парламент для пересмотра.
4. Связанность законом в равной мере как госуд. в лице его органов, должн. лиц, так и граждан, их объединений. Госуд., издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.5. Взаимная ответств. госуд. и личности:личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неиспол. взятых на себя обязательств, за наруш. норм, предоставл. личности права.6. Реальность закрепл.х в законод. осн. прав человека, прав и свобод личности, что обеспеч. наличием соответств. правового механизма их реализации, возможн. их защиты наиболее эффект. способом - в суд. порядке.7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществл. законов, иных норм.-правовых актов, следствием чего явл. доверие людей государ. структурам, обращение для разрешения сугубо юридич. споров к ним, а не в газеты, на радио и ТВ.8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважит. отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

12. Функции полит. власти ПВ– это способн. и возможн. проводить свою волю в сфере политики и права; форма соц отнош., характериз.реальной способностью соц.-историч. общности, группы людей, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. ПВ мобилизует на достижение цели большие массы людей, регулирует отнош.между группами во имя стабильн. и общего согласия. Существ. 2 способа проявления политич. власти: Господствореализация в нормат. типа можно - нельзя, правильно - неправильно. Управлениереализация в организ. убеждений, обращений.Функции власти Команд. и исполн. – два универс. принципа власти, кот. нераздельны и взаимод., как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизв. в крупных обществ. структурах и отношениях между ними. Координация этих отношений и относится к обществ. функциям политич. власти. Власть призвана формир. политич. систему общества, политич. отнош. между госуд. и обществом, обществен. группами, классами, политич. институтами, партиями, гражданами, органами госуд. управления. Власть призвана контролир. эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и госуд. на разных уровнях:- макроуровне высших центр. политич. институтов, государст. учреждений, партий и организаций;- среднем уровне ("мезоуровне"), кот. образуют учреждения регион., областного и районного масштабов;- микроуровне, охватыв. непосредств. политич. общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формир. политич.культура, складыв. мнения, убеждения людей. Этот уровень не явл. низшим, он состав. политич. ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.Обществ. значимые функции:- поддержание обществ. порядка и стабильности;- выявление, ограничение и разреш. конфликтов;- достиж. обществ. согласия (консенсуса);- принуждение во имя социально значимых целей и сохран. стабильности;- управление делами общества.

11. Многовариантн. концепций власти. Сущность полит. власти, ее атрибуты, структура.Ядро полит. отнош. – власть (по парсонсу). Она опред. содержание политики, проявл. в руководстве и управлении, господстве и подчинении, государств. принуждении. Вокруг полит. власти и вырожденных в ней полит. интересах разворач. вся полит. жизнедеятельность. В полит. науке власть, ее структура, характер способы реализации имеют ключевое значение для понимания сущности полит. системы общ-ва, а также механизмов функцион. политич. процессов и их явлений. Сущ. 2 подхода)Атрибутивный(субстанциональный) объясняет природу власти биологич. (власть – неотъемлемое свойство человека, заложенное в его природе – инстинктах борьбы, соперничества с другими) и психическими (стремление власти как проявление сексуального влечения – Фрейд – как психологич. энергию вообще – Юнг. Исследуют структуру психики чел., делающие его предрасполож. к подчинению, утрате свободы ради ощущения безопасности- Фрон. Рассматр. стремление ко власти как способ компенсации физич. или духовной неполноценности.) свойствами чел.
2) В реляционистскомвозможность субъекта оказывать влияние на объект с помощью определ. средств.В бихевиоризме власть трактуется как особый тип поведения людей, при кот. одни люди имеют возмож.влиять на поведение других, принимая решения, исполнение кот. явл.обязательным для других.
С позиций социологич. подхода (Вебер)власть рассматр. как особый вид отношений.Марксизм, объясняя феномен власти, акцентирует внимание на отнош. собствен., на эконом. господстве определ. классов. Системный подход трактует власть как способность системы обеспечивать исполн. ее элементами принятых обязательств, направл. на достижение соц. значимых целей.Структ. функционализм (Парсонс) интерпрет.власть как способ самоорганиз. человеч. сообщества, характериз. целесообразн. разделения руководящих и исполнит. функций, т.е. как особого рода отнош. между управл. и управляемыми. Конфликтологич. подход трактует власть как возможность принимать решения, регулир. распредел. благ в условиях конфликта.
В телеологическом понимании власть – это достижение поставленных целей.Многообразие подходов к определ. власти обусловлено сложностью анализируемого феномена. Власть – способн. и возможность осущест. свою волю, оказывать определ. воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью какого-либо средства, права, насилия.Власть соглас. несовпадающие интересы, регулирует взаимоотн. между носителями, обеспеч. взаимодействие соц объектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада. Пол.власть – это способность и возмож. проводить свою волю в сфере политики и права; форма соц отношений, характериз. реальной способн. соц.-историч. общности, группы людей, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Полит. власть мобилизует на достижение цели большие массы людей, регулирует отнош. между группами во имя стабильн. и общего согласия. Сущ. 2 осн. способа проявл. полит. власти: Господствореализация в нормативах типа можно - нельзя, правильно - неправильно. Управлениереализация в организации убеждений, обращений.

2. Методы и функции политол. Взаимосвязь полит. с др. обществ. Науками. Методы:1. Институцион. –акцентир. вним.на функционир. и взаимодействии полит. институтов: права, госуд., полит. партий и движений и т.д. Изучают политику -анализ офиц. структур и формал. правил принятия решений.2. Историч. - вниманиена полит. явл. и процессах во времени и пространстве. Изучают политику -анализ изменений полит. норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, наст. и буд.3. Социолог. –вниманиена зависим. политики от соц. факторов: экономики, соц. структуры, культуры и т.д. Изучают политику -анализ политики как сферы целенаправ. взаимод. соц. групп, преследующих свои интересы.4. Бихевиористский - вним. на личност. измерении политики, поведении отд.о человека. Изучают политику -анализ систематич. наблюд. поведения индивида, возможность измерения его мотивации.5. Психологич. -внимание на субъект. механизмах полит. поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Изучают политику -анализ индивид. качеств, черт характера, бессознат. психических процессов, влияющих на полит. поведение.6. Системный - внимание на целостности политики и характере ее взаимоотн. с внешней средой. Изучают политику -анализ характера внутр. связей между составл. политику элементами.Функции политологии: 1. Познават.признана познавать политич. реальность и давать знания о природе и источниках властных отнош., способах их рацион. организации. Инструменталист.функция призвана использовать научные выводы в полит. правтике, государств. управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.
2. Воспит.-социализац. - призвана формир. демократ. политич. культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политич. человека".3.Диагност.призвана определять соответ. программ полит. курсов как тенденциям соц. прогресса, так и реальным возможн. и состоянию развития конкретного общества.4.Функция полит. рефлексии призвана вырабатывать способность рацион.-критич. оценивать политич. процессы, свободно самоопределяться в полит. жизни.5.Прогностич. - признана разрабат. желаемые и возможные варианты развития полит. процессов, учитывая действие различных факторов.Связь с др.науками.Тесная связь характерна для политологии и философии.Филос., являясь общеметодологич. основой любой науки, рассматр. и наиболее общие вопросы политики. Наиболее тесно политология связана с социологией и, особенно, с политич. социологией. С точки зрения объекта и методов исслед. политология и политич. социология часто отождествляются, однако различия в предмете их исслед. существуют. Экономич. науки, изучающие процессы производства, обмена и распред. материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимод. экономика и политика, как формир. экономич., а значит, и политич. интересы больших соц. групп. Полит. тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политич. и правовые отнош. неразрывно связаны между собой. Смежными науками явл. политол. и полит. история, исслед. процессы развития полит. жизни общества, становл.е госуд. институтов, партий, движений. Очевидна связь политол. с психологией. Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы полит. поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психолог. особенности различных типов политич. лидеров. Определ. взаимосвязь имеется между полит. и географией. Географ. среда, природно-климатич. факторы оказ. существ. воздействие на внутр. и внеш. политику.

4. Мораль и политика. Нравственные основы политич. отнош.Мораль – одна из форм обществ. сознания и его реализации на практике, утвержд. общест. необход. тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюд. кот. поддерж. и контрол. госуд. органами, нормы морали опираются на обществ. мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Мораль находит выражение в поступках человека по отнош. к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Осн. проблемами в морали явл. вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д.. К господств. морали, кроме соц. ценностей и оценок, принадлежат также и те, кот. расцениваются религией как «благое поведение». Мораль – это сост. часть индивид. мировоззрения, она во многом определяет для личности картину соц.-политич. мира. Поскольку политика явл. одной из важн.сфер человеч. деятельности, ее невозм. отделить от морали. Мор. ценности и нормы, имеющие отношение к политич. миру, к его институтам, отношениям, политич. мировоззр. и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности сост. полит. этику, использ. в виде оценки политич. курса в целом и политич. деят.отдельных лиц в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способ. разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеч. коллективы во многом регулир.. взаимод. людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов соц. контроля, как семья и община. С возникн. сложных общностей и ослаблением традиц. форм социального контроля возросла роль политич. институтов, кот. стали осущест. основ. властно-регуляц. функции в развитии общества, а мораль – регулир. нравств. нормы поведения. Мораль может так или иначе характериз. политич. действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политич. действия, политика часто стремится освободиться от нее. Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся к наиболее ранним регуляторам обществ. жизни, к сфере соц. выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; явл. регуляторами поведения людей. Подходы к взаимоотн. политики и морали: морализаторский подход – означает, что политика должна иметь не только высоконравств. цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравств. принципы (правдивость, честность) используя при этом нравственно допустимые средства; •ценностно-нейтральный–игнорирование политикой нравств. ценностей.; • компромиссный–преобладает среди многих ученых и нравств. политиков. Он исходит из признания необход. учета нравств. норм в политике, учитывая специфику последней. В соврем. мире центр. направлениями институализации нравств. требований к политике явл. соблюд. прав человека, соц. направленность политики, утверждение демократич. принципов жизнедеятельности, укрепл. правовых основ общества.

1. Полит. как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политич. науки. Политология- наука о политич. власти и управл., о закономерн. развития политич. отнош. и процессов, функционир. политич. систем и институтов, политич. поведения и деят. людей.П. бывает: 1. Теоретическая - решает научные проблемы, связанные :- с формиров. фундамент. знания о политич. сфере и жизни;- с объяснением процессов полит.развития;- с разраб. концептуального аппарата политол., методологии и методов полит.исследов.2. Прикладная - изучает проблемы, связанные: - с преобразов. политич. действительности, анализом путей и средств воздействия на полит. процессы; - с изуч. обществ. мнения, особенностей политич. ориентации и политич. поведения различных соц. групп. Объект познания - часто объективной реальности, кот. подвергается исследов. познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отнош. изучаемого объекта, кот.подвергаются анализу. Объект политологии - политич. сфера жизни общества, процессы и явления, кот. в ней происходят. Глав. элемент политики – политич. власть. Она имеет большие возможности для влияния на обществ. процессы через соответств. механизмы, методы, формы. Категория «политич. власть» отражает сущность политики. Без власти не может быть политики, т.к. власть явл. средством ее реализации. Потому власть выступает специфич. критерием, благодаря кот. политология выдел. в самостоят. дисциплину. Предмет политологии – закономерности функционир. и развития политики, а также закономерности поведения людей в политич. сфере. К предмету П. относятся: закономерн. развития политич. сферы жизни общества в целом, систем, процессов, власти и механизмов ее осуществления, форм и методов ее функционир. и использов., изучения полит. теории и доктрин, сознания, интересов и поведения субъектов политики. Предметом исследов. П. явл. реальные политич. процессы, партии и движения, механизмы функционир. политич. институтов и полит. власть. Это не власть вообще, а власть в конкретно взятой стране, не оторванная от политич. реальности, реальных политич. проблем и конфликтов. Цель полит. науки - поиск закономерн. поведения людей в сфере политики, достижение истинного знания, основанного на объяснении, понимании, интерпретации реальной политич. жизни, взятой в ее временном измерении. Возможность найти рациональные основания политич. действий позволила превратить П. в академич. науку. П. - наука о политич. отнош. и политич. деятельности людей, о закономерн. развития политич. систем, о сущности, формах и методах полит. власти.

Наши рекомендации