Роль выборов в полит. системе соврем. общества. Избират. процесс, типы избир. систем. Характ. избирательной системы РБ

Роль выборов в полит. системе соврем. общества. Избират. процесс, типы избир. систем. Характ. избирательной системы РБ

Выборы – процедура непосред. избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосов. для выполн. каких-либо гос. или общественных (в том числе партийных) функций. Обяз. элементы процедуры выборов: назнач. выборов и даты их проведения; опред. избират. округов и избират. участков; создание избират. комиссий (Центральной, окружных, территор., участковых); сост. списков избират.; выдвиж. и регистр. кандидатов; провед. предвыбор. агитации; голосование; подсчет голосов; обнародование результатов голосования; провед. в случае необход. повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования; контроль подсчета голосов; связь со СМИ; юр. сопровожд. для оперативного реагирования на факты наруш. законодательства о выборах; обеспеч.явки избирателей для голосов. Выборы бывают президентские, парлам., в местные органы самоуправ. – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Выборы бывают очередными, внеочеред., дополнит.. Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достиг. установленного законом возраста, участвовать в выборах. Избират. система – порядок организации и проведения выборов в представит. учреждения или индивид. руководящего представителя (президента), закрепл. в юр. нормах, а также сложивш. практикой деят. гос. и обществ. организаций (мажоритарные и пропорциональные системы).- М. избир. система (избранным считается тот кандидат или список кандидатов, кот. набрал установл. законом большинство голосов), направлена на преимущ. обеспеч. стабильности и управляемости общ. жизни, а вторая - наилучшей представит. интересов различных соц. групп. П. избир. система (распред. мандатов между партиями, участвов. в выборах, производится в соотв. с колич. поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорц. системой избиратель голосует за список полит. партии, а для опред. победителей сущес. минимум голосов, необх.для получения мандата).

Политич. концепция современной социал-демократии.

Социал-демократ. идеология – доктрина постеп. (мирного) преобраз. капиталистич. общества в социалистич. на основе последоват. демократизации политич., экономич., соц. и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политич. идеал - «демократич. социализм», рассматр. как общество будущего, как принцип деятельности западноевроп. социал-демократ. партий. Полит. идеи социал-демократич. идеологии: - Социализм есть последоват. процесс реформир. капиталист. общества, реализация и обогащение демократич. принципов «соц. партнерства» - свободы, справедливости, солидарности; - Социализм = смеш. экономика + рыночные отнош. + более высокое качество жизни; - Госуд. регулир.и перераспред. доходов в обществе с рыночной экономикой; многообразие форм собствен. на средства произв. – гарантия эффект. экономики и повыш. благосост. обществ. развития; - Движение к социализму – это творч. поиск, практич. воплощение и обогащение новых форм политич., экономич., соц. демократии, укрепл. духовно-нравственных основ обществ. развития; - Движение к социализму предпол. целенаправ. осуществл. идеи «госуд. всеобщего благоденствия». Носителями идеалогии социал-демокр. в настоящеее время явл. социал-демократич. партии Герм., Швеции, Великобр., Дании, Исп., Норв. и т.д. они образовали в 1923г. Социалист. интернац. Сегодня он объед.партии и общест. организации более 50 стран. «духовные отцы» западноевроп. социал-демократии – Бернштейн, Каутский, Гильфердинг, Реннер, Блюм. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий Брандта, Пальме, Крайского, Миттерана, Моруа.

53. Этнич. политика в РБ.В РБ прож. более 130 этносов, что обуславл. важность провед. этнич. политики. Она направ. на урегулир. взаимоотн. между этнич. группами, а также на возраст. роли госуд. в этом процессе. Основой её осуществ. явл. нормат. акты: о гражданстве, о национ. меньшинстве, об образовании. Этнич. Пол. ориентир. на обеспеч. каждому челов. независимо от этнич. принадлеж. всех прав, закрепл. в Конституции в том числе право на обучение на родном языке, сохр. и развитие национ. культуры и традиции. Особое знач. имеет работа по укреп. связей с белор., прожив. за рубежом.

Формы государства.

Многообр. государств имеет различия в формах правления и госуд. устройства. Форма правления предст. способ организ. верховной государст. власти, процедуру образования ее институтов, степень участия населения в их формир.Для более полного и корректного определ. формы правления необходимо учитывать, в пространстве какого типа политич. системы – тоталитарной, авторитарной, демократич. – она функционирует. В завис. от полож. главы государства в системе власти формы правления подразделяются на монархии и республики.
В монархии власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица – монарха, являющегося главой госуд., как правило, по праву наследования престола. Монархии имеют определ. признаки:
• власть передается по наследству; • не зависит от воли населения; • осуществл. бессрочно. Монархические формы правления бывают неогранич. (абсолютными), кот. характер. полновластием одного лица-монарха (например, Бруней, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия), и ограниченными (конституционными), когда сфера полномочий, компетенция монарха ограничена выборным представит. органом законод. власти (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Кувейт). При республ. форме правления глава государства явл. выборным и сменяемым, его власть производна от воли избирателей или представит. органа. Республика характер.: • выборностью и сменяемостью власти; • зависимостью власти от воли избирателей. По тому, как формир. правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, различают президентские, парламен. и смешанные (полупрезидентские) республики. В презид. республике (США, Бразилия, Венесуэла, Боливия) сущ. жесткое разделение законодат. и исполнит. власти и их значит. самостоятельность. Президент избирается непосредст. народом либо коллегией выборщиков, одноврем. явл. главой государства и правит. Президент назначает правит., руководит им, и оно несет ответствен. перед ним. Парламент не имеет права вынести правит. вотум недоверия, а глава госуд. не распол. правом роспуска парламента. Президент обладает отлагат. вето на законопроекты парламента, а последний имеет возможность огранич. действия президента и правительства как с помощью принимаемых законов, так и через принятие бюджета страны. Президентско-парламен. республика, или смешанная (Австрия, Ирландия, Польша, Франция), отличается двойной ответствен. правительства перед презид. и перед парламентом. Президент и парламент избир. народом. Президент назначает главу правит. и министров без согласия с парлам., но с учетом расклада политич. сил в нем. Он председательст. на заседаниях правительства, утверждает его решения и, таким образом, контрол. его деят. В свою очередь парламент имеет возмож. контролир. Правит. через ежегодное утверждение бюджета и путем вынесения вотума недоверия. Госуд. бывают простые, или унитарные, и сложные по своему территор. устройству.

23. Исполнит. власть в полит. системе белор. общества. Понятие, состав, структура правит., его полномочия и функции. Местная власть.Органы исполнит. власти (органы госуд. управления) - это исполнит.-распорядит. органы, ведущие повседневную оператив. работу по госуд. управлению обществ. процессами в интересах общества или его части (политич. силами, стоящими у власти). Органы исполнит. власти предназн. в первую очередь для исполн. законов, издав.органами законод. власти. «Исполнит. власть в РБ осуществ. Правительство – СовМин РБ – центр. орган госуд. управления». Правит. РБ в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Структуру Правит. определяет Президент (ст.84 Конст.) През. назначает на должность: -Премьер-мин.; -замест. Пр.-мин., министров и др. членов Правит.. Президент вправе по собств. инициативе принять решение об отставке Правит. Правит. слагает свои полномочия перед вновь избранным Презид. Президент РБ имеет право председательств. на заседаниях Правит. РБ. Правит. обязано информир. Презид. РБ об осн. направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях. Правит. несет ответств. перед парламентом. Парламент дает: -согласие на назначение Презид. Премьер-мин. дает Парламент в лиц Палаты представителей; - в течение 2 месяцев после своего назнач. Премьер-мин. обязан представить для обсуждения Парламенту прогр. деят. Правит., а в случае ее откл. представить повторную в течение 2 месяцев (вопрос об ответств. Правит. не может быть поставлен в течение года после одобрения программы). - Парламент в лице Палаты представ. может отклонить или одобрить программу деят. Правит. Причем повторное отклон. программы означает выражение вотума недоверия Правит. (вотум недоверия Правит. инициируется не менее 1/3 депутатов палаты от полного ее состава). В этом случае Правит. заявляет Президенту о своей отставке. Национ. собрание РБ правом отмены актов Правит. не наделено, однако оно может обратиться по этому поводу к Президенту, имеющ. право отменять постановл. Правит., а также в Конституц. Суд, кот. может принять заключение о частичном или полном несоответствии Конституции». Исполнит. власть на местах осуществл. посредством либо назначаемых центром местных органов исполнит. власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправл.

54. Междунар. Отнош., их специфика, принципы, типы. субъекты.Междунар. отнош. — это совокупн. экономич., политич., правовых, идеологич., дипломатич., военных, культурных и других связей и взаимоотнош. между субъектами, действующими на мировой арене.Гл. особен. междунар. отнош. явл. отсутствие в них единого, центр. ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в междунар. отнош. большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Междунар. отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне - глобальном, региональном, многостор. и двустороннем - различные силы: государст., военные, экономич., политич., обществ. и интеллект.Все междунар. отношения можно подразделить на 2 основных типа: отнош. соперничества и отнош. сотрудничества.Междунар. или мировая политика явл. ядром междунар. отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагив. жизнь мирового сообщества.В соврем. мировой политике действует огромное колич. различных участников. Но до сих пор преоблад. остается взгляд, что основными субъектами мировой политики явл. государства и группы (союзы) государств.Однако сегодня обознач. объективная тенденция расширения участников междунар. отношений. Все более важными субъектами в междунар. отношениях становятся междунар. организации. Они обычно раздел. на межгосуд. или межправительственные и неправительственные организации.Межгосуд. организации явл. стабильными объединениями государств, основан. на договорах, обладают определен. согласованной компетенцией и постоянными органами. Сложность межгосударст. отношений в политич. сфере, потребность регулировать междунар. жизнь привели к созданию неправит. организаций. Неправит. организации имеют более сложную структуру, чем межгосуд. Они могут быть и чисто неправительствен., а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительств. структуры, и общественные организации, и даже индивид. членов. Как субъекты междунар. отношений междунар. организации могут вступать в межгосуд. отношения от своего собств. имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число междун. организаций постоянно растет. Междун. организации охватывают самые разные аспекты междунар. отношений. Они создаются в экономич., политич., культ., национ. областях, имеют определ. особенности и специфику.

27. Типология и функции политич. партий.

Функции партии - четкое формулир. и публичное выражение (артикуляция) обществ. интересов, установл. Субордин. между ними, соотнесение с реальными возможн. их осуществл. и выдвижение на этой основе конкретных политич.требований (агрегация);- опосредование (партия как посредник) отнош. между обществом и госуд., что проявл. в различных формах:
1) в период выборов партии, ведущие избират. кампанию, обращают внимание на разные проблемы, стоящие перед органами госуд., и указ. пути их решения; 2) после выборов, в завис. от того, правящая это партия или оппозиционная, выявлением общественно-значимых проблем и путей их реализ. партии добиваются поддержки деят. властных структур или сигнализ. о непопул. решениях, выступая за смену госуд. руководства;; - разработка программ, политич. доктрин, кот. становятся не только основой деят. партий, но в случае прихода той или иной партии к власти и превращения ее в правящую определяют принцип. содержание и осн. направл. деят. органов госуд.;
- формир. политич. элиты, кадрового состава системы госуд. управления из числа лидеров, активистов партии или лиц, кот. партия «одаривает» своим доверием; -политич. просвещение и политич. социализ. граждан, формир. обществ. мнения, что выраж. в осмыслении актуальных проблем соц. отнош. и доведении получен. выводов до сознания граждан через непосредств. контакты с ними, госуд. и негосуд. средства массовой информации, различные формы и методы своей деят.: митинги, меропр. пропаганд. характера, петиции, демонстрации; -участие в выборах посредством в первую очередь выдвижения кандидатов, провед. агитац. кампании, представит. в избират.комиссиях. Типы полит. партий. В зависимости от классового характера, от своей организационной структуры, от господствующих в ней идейно полит. концепций и установок партии можно классиф. следующим образом: 1. по классовой природе: а) партии классовые рабочие, буржуазные, крестьянские, помещичьи и т. д.; б) партии межклассовые рабоче-крестьянские, националист., революционной интеллигенции и т. п. 2. в завис. от типа организац. структуры: а) партии кадровые; б) массовые жестко или гибко организованные. 3. в зависимости от господств. в них идейно-полит. концепций и установок: а) реформистские; б) консервативные;
в) реакционные; г) либеральные; д) контрреволюц.. 4. согласно месту, которое занимают в системе власти: а) партии легальные или нелегальные;
б) доминирующие: правящие или не правящие; в) авторитетные;
г) маловлиятельные; д) оппозиционные; е) левые, центристские, правые.
5. по средствам политической деятельности: а) преимущественно парламентские; б) преимущест. непарламентского действия. 6. по отношению к форме госуд. устройства: а) унитарные; б) федеральные; в) сепаратистские.
7. по способу возникновения и деятельности: а) самостоят., возникшие на основе самодеятельной инициативы граждан; б) проправительств., созданные сверху; в) электорально парламентские; г) возникшие на базе различных соц. группировок.

30. Сущность, структура, режимность протекания полит. процесса. Виды полит. процессов. Этапы процесса принятия решений.Политика по своей сути явл. деятел., поэтому она не может не быть процессом. Полит. процесс – это совокупная деят. соц. общностей, обществ. организаций и групп, отдельных лиц, преслед. определ. политич. цели. В узком смысле – деят. соц. субъектов по осуществл. полит. решений. Процесс выработки полит. решений дает возможн. выделить в содержании полит. процесса структурные звенья, раскрыв. его внутр. строение и природу: 1. Представл. полит. интересов групп и граждан институтам, приним. полит. решения.
2. Выработка и принятие полит. решений. 3. Реализация полит. решений. Полит. процессу присущи:• переплетение и взаимосвязь революц. и реформат. начал • сознательных, упорядочен. и стихийных, спонтанных действий масс • восходящих и нисходящих тенденций развитияИндивиды и соц. группы, наход. внутри определ. политич. системы, далеко не одинаково вовлечены в политич. процесс. Некот. безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены полит. борьбой. Даже среди тех, кто играет актив. роль в полит. событиях, лишь некот. азартно стремятся к власти. Структура полит. процесса может быть описана с помощью анализа взаимод. между различными полит. акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз полит. процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое знач. имеет также выясн. факторов, влияющих на полит. процесс. Структуру полит. процесса можно определить как совокупн. взаимод. между акторами, а также их логической последоват. («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый полит. процесс имеет свою собств. структуру и, соответственно, свой собств. «сюжет». Акторы, совокупность их взаимод., последоват., динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на полит. процесс, обычно носят название параметры полит. процесса.Осн. акторами полит. процесса явл. полит. системы, полит. институты (государство, гражд. общество, политич. партии и т.д.), организов. и неорганизов. группы людей, а также индивиды.Исходя из многообразия источников и форм полит. изменений выделяют 3 осн. способа или режима существов. полит. явлений: Функционир.: развитие; упадок.При функционир. политич. система не за рамки сложившихся взаимоотнош. граждан и институтов власти.Этот способ существ. политич. явлений отражает способность власти к простому воспроизв. отнош. между элитой и обществом, гражданином и госуд. При таком способе изменения традиций и преемственность обладают приоритетом перед любыми инновациями. Режимы развития характериз. такими изменениями базовых параметров полит. явлений, кот. предполагают дальнейший позитивный характер эволюции последних. Власть адекватно отвечает на вызовы времени, эффект. управляет обществ. отнош., обеспечивает удовлетвор. Соц. требований населения.

32. Личность как субъект политики. Типы полит. ролей личности.Гл. субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также гл. субъект политики. Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществл. отдельными личностями. Подчеркивая значит. роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема чел. в политике все равно остается. Субъектыполитики – это конкретно-полит. носители многообразной полит. деятельности, направл. на завоевание, защиту или использ. власти с целью реализации своих коренных интересов. В их роли могут выступать как индивиды, так и соц. общности, кот. самостоят. вырабатывают и реализуют программы действия, направл. на достижение определ. полит. целей посредством сознательной деятельности. К субъектам политики относятся также и социально-полит. институты как непосредст. носители властных функций в обществе. По количествен. признаку полит. субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые соц. группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п. По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, полит. лидеры) и юрид. лиц (общественно-полит. организации); По направлениям политики ее носителей можно классифиц. на субъектов внутр. (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализир. органы, межгосударственные объединения).Субъектов политики классиф. также по признаку первичности или вторичности их полит. участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юрид. статусом) и такие соц. общности, как классы, нации, полит. элиты, иные соц. группы. Ко второй группе отойдут такие полит.институты, как государства, обществ.-полит. организации и движения и межгосударственные объединения. Человек и политикаВо-первых, в системе полит. отнош. он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, как объект политич. воздействия (руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их полит. поведении. Как подлинный субъект политики чел. действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профес. полит. деятельности, о функционир. человека как политика. Эту деятельность обычно именуют полит. карьерой, под которой понимают последоват. продвижение по служебной лестнице. Научное или публицист. описание чьей-либо жизни в политике, состоявш. жизненного пути политика составляет его полит. биографию.

50. Госуд. управл. как категория политич. науки. Функции и принципы гос. управления. Критерии эффект. гос.управления.Управление имеет место в любом обществе. Сущность управления предполагает воздействие и целеполагание. Воздействие – это влияние лица или группы на сознание и деят. других людей с целью регулир. их поведения. Целеполагание отражает, с какой целью осуществ. воздействие и к чему оно должно привести.Управление предполагает наличие субъекта и объекта. Важн. субъектом управления выступает государство.Госуд.управление – практич. деятельность госуд. органов, направл. на регулир. общественных отнош. и процессов и осуществл. на профессион.й основе. Государ. управление оказывает воздействие на частную и обществ. жизнь с целью её упорядочения, сохранения или преобраз. Управление связано с воздействием государства на экономич., социально-культурную и администр.-политич. сферы. В каждой сфере госуд. ставится различные цели, связанные с управлением и в то же время они должны быть согласованы между собой. В целом госуд. управление направлено на улучшение использ. природных, матер. и трудовых ресурсов на эффект.е руководство отраслями народного хозяйства и соц. сферы. Для госуд. управления характ. особенности:Госуд. управление распростр.я на общество и даже за его пределы с учетом осуществл. внешней политики. Госуд. управление опирается на силу госуд.о аппарата, а следоват. использует и средства принуждения. Госуд. управление обладает разнообразными ресурсами. Общество, как основной объект управления, имеет возможность оказывать влияние на управленч. деятельность, определяя сложность решаемых задач и проблем. В современном обществе возрастает роль администр. аппарата в системе государ. управления. одновременно получают распростр. и формы контроля над деятельностью этого аппарата. Формы контроля:Парламентские расследования. Общественные мнения. Спец. Контролир. органы. СМИ. Госуд. управление имеет определ. границы. Они выражаются в наличии прав и свобод человека, наличие механизмов саморегулир.я общества (органы самоуправления, институты гражданского общества). Различают оперативное и стратегич. управление.

13. Легитим. и легальность полит. власти. Типы легит.о господства.На основ. учения М.Вебера о легит. типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.Положение, при кот. люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать - легитимностью власти.Легит. власти – этоа) признание власти населением;б) принятие власти как правомерной и справедливой;в) наличие у власти авторитета в глазах населения.Термин «легитимность» иногда переводят с франц. как «законность» власти. Это неверно. Для определ. законности власти во франц. языке сеть др. термин – легальность власти.Легальность власти означает, чтоа) власть имеет законное происхожд.;б) власть осуществ. посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);в) власть сама подчиняется закону. Легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.Легитимность– этическая, оценочная характер. власти (существ.я власть является хорошей или плохой, справедливой или несправед., честной или нечестной и т.п.).Легальность же – юридич. и потому этически нейтральная характер. власти.Различие двух указанных характер. власти выражается также в том, что легальная власть может на определ. этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политол. разработан такой показатель, как порог легитимн. власти. Он определ. по результатам социологич. опросов и сост. 30% населения. Это означает, что если по результ. социол. опросов больше 30% населения выражает доверие существ. власти, она считается легитимной; если же по результатам социолог. опросов доверие существ. власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Обществ. мнение в странах западной демократии рассматр. как один из политич. институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значит. превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.Для понимания различия указ. характеристик власти представ. важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

Подчин. власти – это юридич. акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существ. власть – это уже этическая, оценочная характер. власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти. Когда власть становится нелигит.й в глазах населения, возрастает вероятность противод. этой власти. Одной из распростр. в демократ. практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия явл. акции гражд.неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Типы легит. господства: 1. Легальный (целенапр. действие) – к такому типу относятся соврем. ему развитые государства Зап.Европы и США. В таком государстве господство основыв. не на личной зависимости и преданности, а на форм. безличных связях, регулируемых правом и формальным регламентом. 2. Традиц. (обусловлен «нравами», привычкой и определ. поведению) – законность данного типа господства – в самом обычае неукоснит. следовать незыблемым правилам, не требующих особых доказательств и подтвержд. В отличии от легального, личная преданность и близость служит основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице. 3. Харизмат. господство (харизма, есть некая экстроардин. способность, качество индивида, выделяющее его среди остальных) – качество не столько приобретенное, сколько дарованное чел. от природы богом, судьбой. Харизмат. господство опирается на эффект. тип соц. действия. Авторитет харизмат. Лидера базируется на его силе – только не на грубой, физич., а на силе его внутр. дара.

3. Политика как общест. явление. Функции П.. Взаимосвязь П. с др. сферами обществ. жизни.Причины возникн.П. возникла в связи с необход. реализ. таких интересов групп, кот. затрагивали их обществ. полож. и не поддавались удовлетв. без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использ. методов принуждения. П. стала регулир. не все групповые интересы, а лишь те из них, кот. затрагивали их властно значимые потребн. и предполагали вовлеч. в конфликт «третьей» силы в лице государ. Как глобальный механизм регулир. соц. отнош. политика есть способ рационал. межгрупповых конфликтов и институциализации межгруп. диалога, придания процессу конкуренции за власть в осн. цивилиз. и мирных форм. По своему характеру полит. регулир. означает использ. государством принудит. способов урегулир. («поверх» находящихся в распоряж. и сторон ресурсов). П. как соц. сфераВозникн. политич. способа обеспечения межгрупповой конкуренции сопровожд. формир. особого слоя управляющих государством, кот. стали профес. заниматься регулир. соц. отнош., выработкой и поддерж. соответств. норм и правил соц. деятельн. Появл. же государства как нового центра соц. притяж. качественно изменило и статусы конкурир. сторон, для кот. возможности удовлетв. их нужд и запросов стали зависеть не столько от имеющихся у них способн. или ресурсов, сколько от степени их близости или удаленности от центра публичной власти.П. формир. как особая система связей, сохран. объединенность жизни людей и скрепляющая их соц. узы посредством публичной власти. Она стала средством приведения разруш. общество конфликтов к необход. для выживания общества форме и его продвиж. вперед за счет повыш. уровня межгруп. согласия. Политика сформир. как механизм перераспред.я важнейших материальных, информац., духовных и иных ресурсов, наход. в распоряжении не только государства, но и всего общества в целом. Как особая соц. сфера политика демонстр. различную степень концентр. усилий власти в налаж. Межгруп. отнош. Функции П.- выражения и реализ. властно значимых интересов групп и слоев общества; - рационализ. конфликтов, придания межгрупповым отнош. цивилизов. характера, умиротвор. противоборствующие стороны; - распред. и перераспред. Обществ. благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеят. общества в целом; - управления и руководства обществен. процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвиж. наиболее общих целей соц. развития; - интеграции общества и обеспеч. целостности обществ. системы; - социализ. личности, включ. ее в жизнь сложноорганизов. государства и общества. Обеспеч. коммуникации. - (СМИ), способы поддерж.я контактов между властью и населением (полит. рекламу), стратегии информир. населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, полит. паблик рилейшнз - особые техники связи с обществен.);- созидания действит. (проективная функция). Политика способна формир. новые отнош. между людьми и государствами, преобраз. действительность в соответ. с планами различных политич. субъектов, создавать новые формы организ. соц. жизни, формир. возмож. для новых отнош. между человеком и природой.Взаимод. экономики и П. В формир. полит. власти значит. роль принадлежит экономике. Экономич. рост в обществе, повыш. подушного дохода способствует установл. плюралистической демократии.Взаимосв. П. и морали. Нравственные отнош. характер. в основном взаимосвязи между отдельными личностями, выражаются в требованиях к индивиду со стороны отдельных групп, общества в целом, согласов. личного интереса с обществ., утверждения соц. в индивидуальном. Полит. отнош. не призваны выражать индивид. каждого, но более прямо выражают групповые интересы.Идеология и политика. Наиболее активно в любом обществе взаимод. идеология и политика, т.к. идеология есть совокуп. различных взглядов, составл. общественное сознание. Важнейшая черта идеологии, обществ. сознания каждого общества – плюрализм. Поэтому идеологию любого общества нельзя охарактериз. однозначно. Важной ее частью явл. полит. идеи и концепции, а также сама политология.П. и право. Правовая, юрид. сфера закрепляет в действующем законодат. основные принципы полит. господства тех или иных сил. Право является той системой требований к совместному существов. людей, кот. предопределена самой природой общества и без кот. невозможно его существование. Оно выступает как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, государства. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур.

Роль выборов в полит. системе соврем. общества. Избират. процесс, типы избир. систем. Характ. избирательной системы РБ

Выборы – процедура непосред. избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосов. для выполн. каких-либо гос. или общественных (в том числе партийных) функций. Обяз. элементы процедуры выборов: назнач. выборов и даты их проведения; опред. избират. округов и избират. участков; создание избират. комиссий (Центральной, окружных, территор., участковых); сост. списков избират.; выдвиж. и регистр. кандидатов; провед. предвыбор. агитации; голосование; подсчет голосов; обнародование результатов голосования; провед. в случае необход. повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования; контроль подсчета голосов; связь со СМИ; юр. сопровожд. для оперативного реагирования на факты наруш. законодательства о выборах; обеспеч.явки избирателей для голосов. Выборы бывают президентские, парлам., в местные органы самоуправ. – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Выборы бывают очередными, внеочеред., дополнит.. Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достиг. установленного законом возраста, участвовать в выборах. Избират. система – порядок организации и проведения выборов в представит. учреждения или индивид. руководящего представителя (президента), закрепл. в юр. нормах, а также сложивш. практикой деят. гос. и обществ. организаций (мажоритарные и пропорциональные системы).- М. избир. система (избранным считается тот кандидат или список кандидатов, кот. набрал установл. законом большинство голосов), направлена на преимущ. обеспеч. стабильности и управляемости общ. жизни, а вторая - наилучшей представит. интересов различных соц. групп. П. избир. система (распред. мандатов между партиями, участвов. в выборах, производится в соотв. с колич. поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорц. системой избиратель голосует за список полит. партии, а для опред. победителей сущес. минимум голосов, необх.для получения мандата).

Наши рекомендации