Теория предельной полезности (маржинализм).
Австрийская школа предельной полезности (ее основателями являются К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы.
Первое положение.Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами товаров. Она является субъективной оценкой,которую дает покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность вещи также определяется только тем значением, которое она имеет для жизни и благосостояния конкретного человека. Действительно, мы знаем, что даже в одной семье мнения разных людей о значении одной и той же вещи могут сильно отличаться. Они придают тому или другому благу разную ценность для их жизни и благосостояния. Ведь не случайно сложились поговорки: “О вкусах не спорят”, “На вкус и цвет товарища нет”.
Второе положение.Полезные блага подразделяются на два вида:
а) блага, имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т.п.). Эти вещи не считаются полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;
б) блага, являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие субъектыприписывают ценность.
Третье положение.Человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ. При этом ценность каждого блага будет зависеть, во-первых, от важности удовлетворения потребности, а во-вторых, от степени ее насыщения. Так, например, удовлетворение потребности в пище на высшем уровне имеет полное значение для сохранения жизни человека. Дальнейшее потребление имеет значение для сохранения здоровья. Наконец, последующее принятие пищи совершается ради удовольствия, которое обычно постепенно понижается. Оно достигает известной границы, когда потребности в пище удовлетворены настолько полно, что пропадает удовольствие, а непрекращающееся питание превращается уже в мучение и может угрожать здоровью и даже жизни.
Четвертое положение.В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности, сформулированный немецким экономистом Германом Госсеном (1810?1858): “Степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что, наконец, наступает насыщение”.
Каждый наверняка испытал на себе действие закона убывающей полезности. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образуетвеличину насыщения.
Основатели австрийской школы политической экономии стремились придать закону убывающей полезности всеобщее значение. Ф. Визер заявлял, что этот закон “распространяется на все процессы – от голода до любви”.
Пятое положение.Ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная оценка полезности последней добавочной единицы блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность в данном продукте.
Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ. В таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от потребления новой (дополнительной) единицы какого-либо продукта (например, порции мороженого). Когда предельная полезность достигает точки насыщения, человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи. Если преодолеть этот рубеж, то полезность превращается во вредность. Такое состояние пресыщения известно многим людям, подрывающим излишествами свое самочувствие и здоровье. Таким образом, здесь действует закон убывающей предельной полезности– по мере того, как потребляются все новые единицы блага, растет общая полезность, но при этом она возрастает все меньшими темпами, вследствие того, что предельная полезность сокращается.
Итак, основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить следующим образом:
Потребитель -> Потребность -> Полезность блага -> Его ценность -> Цена.
Здесь мы видим оценку товара и рыночных отношений со стороны покупателя, потребителя.
Рыночная стоимость выполняет две функции: во-первых, отражает общественно необходимые затраты труда (с акцентом на затраты), массы произведенных товаров, что проявляется на рынке в качестве товарного предложения; во-вторых, выявляет соответствие затрат труда общественной потребности, которая на рынке выступает в качестве спроса.
Таким образом, рыночная стоимость функционально раздваивается (рис. 5.1).
Какие бы различия не существовали в трактовке стоимости и цены– бесспорно одно: количественно цена – это определенная сумма денег или, другими словами, стоимость товара, выраженная в деньгах.