Стадии политического процесса и режимы его протекания.
Политический процесс можно условно разделить на пять стадий:
1.Формирование политических приоритетов. Политическими являются проблемы, которые обладают широким охватом сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, непосредственно не задействованных в сферу проблемы. Такие проблемы могут быть подразделены на распределительные, регулятивные и перераспределительные. Первые из них затрагивают относительно небольшой круг лиц, которые реально регулируют распределительные отношения на разных уровнях. Регулятивные проблемы возникают тогда, когда одни группы общества выдвигают требования по ограничению других групп; перераспределительные - если большие группы людей выступают за пересмотр сложившихся отношений в социальной и политической структуре общества.
2.Выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса. Эта стадия направлена на поиск ответа на вопрос «Почему одни проблемы выдвигаются на передний план и требуют действий со стороны властей, а другие нет?»
3.Формирование политических проблем и принятие политических решений. Эта фаза включает разработку планов действий при решении проблем и организацию их реализации.
4.Приведение в действие механизма реализации принятых решений. В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием политического решения и его исполнением. Однако в современных политических системах политические решения проводятся посредством сложной структуры административных служб. В этих условиях административный процесс становится продолжением законодательного акта, и профессиональные управленцы оказываются вовлеченными в политику.
5.Оценка результатов политических решений. Как функциональная деятельность оценка должна присутствовать на всех стадиях политического процесса, однако его эффективность определяется конечными результатами. Существуют различные подходы к оценке эффективности политических процессов. Один из подходов связан с тем, что политики и администраторы руководствуются критериями результативности, заложенными в самих программах и проектах. Политические оценки второго типа базируются на критериях, складывающихся на базе личных и групповых интересов. Оценщик отвечает на вопрос, кто получил наибольшую выгоду от реализации программы и в каком виде.
Режимы протекания политических процессов:
1) Режим функционирования (полит. система воспроизводит сложившиеся повторяющиеся взаимоотношения между гражданами и государством. При этом властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят что-то новое, используют устоявшиеся, привычные механизмы)
2) Режим развития (структуры и механизмы власти выводят политику государства на тот уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые требования населения и вызовы времени. Такой характер изменений означает, что институты государственной власти и правящие круги определили цели и методы управления, которые соответствуют изменениям в социальной структуре, а также меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене)
3) Режим упадка (политические изменения имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям существования полит. системы.В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность контролировать и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность)
17. Субъекты политики и их классификация.
Субъект политики- индивиды, социальные слои и организации, принимающие непосредственное и более или менее сознательное участие в политической жизни.
Классификация субъектов политики:
I. - бессознательные участники политического процесса (это люди, разочарованные в политике, и люди, не понимающие политику);
- полусознательные участники политического процесса (это люди, знающие свое место и назначение, но за рамки свои не выходят);
- активные сознательные участники политического процесса (это люди, использующие для своих целей институциональные механизмы; в нормальном обществе их около 10%).
II. - социальный (индивиды и социальные слои);
- институциональный (государство, партии, массовые общественные организации, СМИ и церковь).