Вопрос 1. Предмет политологии: основные подходы

Вопрос 1. Предмет политологии: основные подходы

Исторически первой формой ос­мысления политики была еерелигиозно-мифологическая трактовка.

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тен­денция рационализации политических взглядов, появляются пер­вые политические категории и дефиниции, а затем и целые кон­цепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Наиболее четко размежевание политической науки, филосо­фии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явле­ниям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть.

Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина и других мыслителей.

К 20гг ХХ века политология оформляется в самостоятельную научную дисциплину, но споры вокруг предмета политологии не прекращаются до сих пор. Все политики согласны, что политология – наука о политике, но они спорят о том, в каком объеме она изучает этот феномен.

Выделяют 3 подхода к изучению политологии:

1) Политология – одна из наук о политике. В этом смысле она однопорядкова, т.е. стоит в одном ряду с политической философией, политической социологией, политической географией, политической психологией, политической антропологией.

Недостаток заключается в том, что не получается единства, взаимопроникновения наук во всех проявлениях.

2) Политология – единая, точная наука, но она включает не все знания, а только те, которые получает при помощи методов точных наук и базируется на результатах социальных исследований. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма. Бихевиоризм – отрицание подлинной научности предшествующих политических теорий и уподобление политологии естественным наукам, основанных на точных методах.

3) Политология – единая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях и взаимосвязях с человеком и обществом, которая в переработанном виде использует те знания, которые дают ей более частные по отношению к ней науки.

Структура политической науки выглядит следующим образом. Все частные политические дисциплины делятся на 2 группы:

1) Науки, изучающие политику как бы изнутри: политич. Философия, учения о политических институтах, в т.ч. теория государства и права, и теория международных отношений;

2) Дисциплины, изучающие политику во взаимосвязи с внешней по отношению к ней средой: политич. социология, политич. география, политич. психология, политич. антропология.

Парадигма конфликта

Признание неизбежности конфликта сочетается с признанием его позитивности, которая прежде всего заключается в вынесении на поверхность тех скрытых причин напряженности, которые изнутри способны разрушить политически организованное сообщество. Более того, ситуация спора между отдельными сторонами, определение сторонников и противников тех или иных сил, идеологий и позиций на деле структурирует политическое пространство, давая возможность совершенствовать механизмы представительства социальных интересов. В свою очередь, неискоренимость конфликтов предполагает их непрерывное выявление и урегулирование, что также приучает людей к сотрудничеству, прививает им умение защищать свои интересы, учит координировать свои публичные действия.

Парадигма консенсуса

С точки зрения сторонников рассматриваемого подхода, единство идеалов, основных социокультурных ориентиров населения позволяет осознанно регулировать отношения между людьми, разрешать конфликты, поддерживать стабильность и функциональность норм правления. Таким образом, революции, острое политическое противоборство не могут рассматриваться, с точки зрения сторонников данной парадигмы, иначе, нежели в качестве аномалий политической жизни, выходящих за пределы норм и принципов организации общества. Поэтому для своего органичного существования политика должна препятствовать конфликтам и кризисам, поддерживать состояние «социальной солидарности» (А. Дюркгейм), оказывать постоянное «педагогическое» воздействие на граждан общества (Д. Дьюи) и т.д.




Структура политики.

Политика имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики — разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики — это ее организационная структура, институты, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Элементы и уровни политики

В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить: 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Виды политики:

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия.

ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.

Функции политики:

— поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

— предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

— конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).

Глобальный характер

4)протяженный характер - модернизация не происходит в одночасье, а делится на этапы 5) Дифференцированный, а не однотипный характер - мод в разных странах протекает по - разному, учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики

В соответствии с одной из типологий выделяется три типа модер­низации:

- эндогенная, т. е осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.);

- эндогенно-экзогенная, осущ. и на собственной осно­ве, и на заимствованной (Россия, Турция, Греция и т.д.);

- экзогенная модернизация, осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных основа­ний.

По мнению ряда исследователей процесс ПМ в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу. Характерная особенность - сочетание различных собственных и заимствованных инсти­тутов и традиций. Из-за слабости гражданского общества и исключительной ро­ли государства, М общества по­стоянно подменяется М государства - его военно-инду­стриальной мощи, бюрократического аппарата, государственного сектора экономики и т. п. В итоге задачи форси­рованной военно-индустриальной модернизации государства, усиле­ния как мировой державы часто решаются за счет антимодерниза­ции общества.

Особенностью российской М является её цикличность. Переход от одной фазы М к другой, как правило сопро­вождается социальными потрясениями и даже катастрофами, кото­рые характеризуются ломкой основных социальных институтов, регу­лирующих поведение

Ещё одной особенностью отечественного цивилизационного развития является тот факт, что российское общество не испытало таких фундаментальных духовно-интеллектуальных переворотов, как на Западе были Ренессанс, Реформация, движение за права человека. Кроме этого, некоторые сегменты соц. структуры постсоветской России обладают специфическими чертами, возникшими в результате взаимодействия историко-психологических, демографических и культурно-религиозных факторов. Российское общество соответственно реагирует на модернизационные импульсы, идущие сверху. Среди основных характерных черт: неприятие, пассивное сопротивление новациям, медленное накопление противоречий и потенциала недовольства, т др. Реформаторы, как правило, не могут рассчитывать на всенародную поддержку, т.к население в массе своей консервативно.

Поэтому 1 этапреформирования постсоветской России в начале 1990-х гг. осуществлялся в условиях кризиса. Власть, резко ограничив государственное вмешательство в различных сферах жизни общества, ожидала резкого повышения активности граждан. Однако, инертная, склонная к уравнительности ментальность россиян не способствовала появлению большого количества энергичных, инициативных людей, способных организовать жизнь на новых началах.

Кризисное развитие России в 1990-х гг. обозначило следующие основные проблемы:

- разработка средне- и долгосрочной стратегии развития, цель которой- преобразование существующей социально-экономической структуры

- установление равновесия между частной инициативой и гос. регулирования эк-ки

- приведение профессионально-интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом

2 этап Политическая модернизация в начале 2000-х гг. осуществляется в условиях более благоприятных: устойчивый экономический рост, политическая стабильность. Однако, для дальнейшего продвижения по пути ПМ необходимо не только осознание необходимости реформ, политическая воля реформатора, но и трансформация ментальности общества

И Сегодня не существует готовой модели ПМ посткоммунистических режимов ,так что необходимо рассмотрение данного вопроса и применение новых рычагов воздействия с учетом исторических, культурно-религиозных факторов и др факторов, российского менталитета.

Запад

— убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком;

— отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом;

— осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов индивидуальной свободы;

— признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы;

Восток

— уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами;

— отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира;

— отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности;

— признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма;

Либерализм и неолиберализм

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль. Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества. Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека. Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме – неолиберализме.

Фашизм

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.

Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20—30-х гг. нынешнего столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30—40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943— 1955), Греции конца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняют задачи захвата и использования власти.

Политические кризисы

Политический кризис– это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, ростом стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и др.).

Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются:

правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами.

парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны.

конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность, и требуется ее качественный пересмотр.

Обстоятельством, способствующим перерастанию политических конфликтов в политические кризисы, является зачастую нерациональное поведение, преобладание эмоций, политических амбиций конфликтующих сторон.

Вопрос 1. Предмет политологии: основные подходы

Исторически первой формой ос­мысления политики была еерелигиозно-мифологическая трактовка.

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тен­денция рационализации политических взглядов, появляются пер­вые политические категории и дефиниции, а затем и целые кон­цепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Наиболее четко размежевание политической науки, филосо­фии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явле­ниям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть.

Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина и других мыслителей.

К 20гг ХХ века политология оформляется в самостоятельную научную дисциплину, но споры вокруг предмета политологии не прекращаются до сих пор. Все политики согласны, что политология – наука о политике, но они спорят о том, в каком объеме она изучает этот феномен.

Выделяют 3 подхода к изучению политологии:

1) Политология – одна из наук о политике. В этом смысле она однопорядкова, т.е. стоит в одном ряду с политической философией, политической социологией, политической географией, политической психологией, политической антропологией.

Недостаток заключается в том, что не получается единства, взаимопроникновения наук во всех проявлениях.

2) Политология – единая, точная наука, но она включает не все знания, а только те, которые получает при помощи методов точных наук и базируется на результатах социальных исследований. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма. Бихевиоризм – отрицание подлинной научности предшествующих политических теорий и уподобление политологии естественным наукам, основанных на точных методах.

3) Политология – единая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях и взаимосвязях с человеком и обществом, которая в переработанном виде использует те знания, которые дают ей более частные по отношению к ней науки.

Структура политической науки выглядит следующим образом. Все частные политические дисциплины делятся на 2 группы:

1) Науки, изучающие политику как бы изнутри: политич. Философия, учения о политических институтах, в т.ч. теория государства и права, и теория международных отношений;

2) Дисциплины, изучающие политику во взаимосвязи с внешней по отношению к ней средой: политич. социология, политич. география, политич. психология, политич. антропология.

Наши рекомендации