Вопрос. Предмет политологии как науки.

Вопрос. Предмет политологии как науки.

Политология — наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Историю развития политологии можно условно разделить на три периода:

1. Философский. Возникает в Древнем Риме. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, Платон; Никколо Макиавелли.

2.Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 год. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм.

3.Рефлексия. 1945 год — продолжается до наших дней. В 1948 году под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, определён предмет, объект, задачи политологии. Оформление политологии как науки.

Научные труды: «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, Цицерона, «О граде Божьем» Аврелия Августина. Средневековье: Фома Аквинский. Возрождение: Макиавелли, «Государь», Новое время: Спиноза, «Богословско-политический трактат»; Гоббс, «Левиафан»; Локк, «Два трактата о правлении» Монтескьё, Вольтер, Руссо. XIX в.: Маркс, Вебер и Спенсер. ХХ в.: Поппер.

Объектом изучения политологии является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти, т.е. политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, конфликты, политическая культура, классы.

Задачи политологии — формирование знаний о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

Стратегия «Казахстан-2050.

14 декабря 2012 года наш Президент обратился с Посланием к народу Казахстана, где обозначил четкое видение развития страны до 2050 года. Стратегия «Казахстан-2050» закладывает новый прагматичный курс.
В рамках стратегии определено несколько ключевых векторов долгосрочного развития Казахстана.
Во-первых, это новая прагматичная экономическая политика, основанная на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности. То есть во главу угла при принятии любых решений будет ставиться социально-экономическая целесообразность.
Это касается макроэкономической, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, , недропользования, управления госактивами и прочего.
Во-вторых, всесторонняя поддержка предпринимательства. Частная инициатива уже сегодня играет ключевую роль в нашей экономике

В-третьих, новые принципы социальной политики, основанные на социальных гарантиях и личной ответственности каждого человека. Государство создает все условия для самореализации граждан,

В-четвертых, развитие знаний и профессиональных навыков граждан. Это касается всей системы образования

В-пятых, дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии. В Казахстане будет внедряться новый тип государственного управления. Борьба с коррупцией и реформа правоохранительной системы

В-шестых, это продолжение последовательной многовекторной внешней политики.
В-седьмых, формирование нового казахстанского патриотизма как фундаментальной основы успеха многонационального и многоконфессионального общества нашей страны.

Методы

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

3. Функциональный методизучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).

4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».

5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.

7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

9. Бихевиористский метод - (англ. behaviour - «поведение») заключается в исследовании поведения индивидов и социальных групп, предусматривает широкое использование в политологических исследованиях статистических данных, количественных методов, анкетных опросов, моделирование политических процессов и т.п.

10. Институциональный метод, ориентирующий на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий и других организаций, а также права и иных регуляторов политики.

11. Психологический метод ориентирован на изучение объективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

12. Нормативно-ценностный подходпредполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей.

Первая реформа – Формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.

«На данный момент важная задача - сделать корпус государственных служащих профессиональным и автономным. Выборы, перемена министров, акимов и других руководителей не должны влиять на работу административной государственной службы. Каждый руководитель должен начинать с низов и пройти все управленческие ступени,» - подчеркнул Нурсултан Абишевич.

Второе – Обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста.

«Сегодня слабые звенья судебной системы – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Судьи не должны быть закрытой наглухо корпорацией и находиться вне общественной критики. Открытость - это лекарство от коррупции в судейских рядах,» - отметил Глава государства.

Вопрос. Глобальные риски и антикризисная политика Республики Казахстан. План нации «100 конкретных шагов»

Риск глобальныйпотенциальная возможность такого развития масштабныхприродных или антропогенных процессов, которые могут повлечь негативные изменения в планетарноммасштабе. К таким процессам можно отнести загрязнение окружающей среды, изменение климата,космические опасности, снижение биоразнообразия, генная деградация и др.

Антикризисная политика РК«Послание Президента подтверждает, что казахстанский путь развития имеет под собой прочную научную основу. Послание укладывается в рамки основных стратегических концептов — это «Стратегия «Казахстан-2050», патриотическая идея «Мәңгілік ел», программа инфраструктурного развития «Нурлыжол», общество всеобщего труда и План нации «100 шагов». Именно по этим программам работает сегодня все государство. Положения этих программ расшиты подробно и раскрыты в четких поручениях Президента и обозначенных им конкретных задачах».основной лейтмотив Послания — влияние мирового кризиса и упреждение Казахстаном его негативных тенденций. Антикризисная политика выстроена на конкретном научном подходе управления экономикой.

«Ключевым субъектом в реализации антикризисных мер является государство. Это касается стабилизации финансового сектора, проведения фискальной антимонопольной политики, развития экономической конкуренции бизнеса, оптимизация бюджетной политики

КАК ИЗВЕСТНО, КАЗАХСТАН ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ МИРА ЕЩЕ В 2007 ГОДУ ИСПЫТАЛ НА СЕБЕ МиРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС, ПЕРЕРОСШИЙ ВПОСЛЕДСТВИИ В ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД.

Тогда его воздействие значительно снизило возможности отечественных банков привлекать внешние финансовые ресурсы, что сказалось на уровне объемов кредитования внутренней экономики. Кроме того, из-за резкого скачка цен на мировом рынке продоволь-ственных товаров существенно усилилось ин-фляционное давление на экономику. В результате правительством был принят первичный комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках.

Первый антикризисный план - ноябрь 2007 года.
Основные направления:
1) Решение проблем на рынке недвижимости;
2) Поддержка малого и среднего бизнеса;
3) Развитие сельского хозяйства. Финансирование: из бюджета выделено 550 млрд тенге ($4,6 млрд или 3,5% ВВП). Вторая волна финансового кризиса в 2008 году, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор экономики. Как следствие, наблюдалось значительное замедление темпов роста мировой экономики, снижение глобального спроса на товары и услуги, падение мировых цен на сырьевые ресурсы, отсутствие доступа к внешним рынкам капитала. Все это требовало принятия Казахстаном комплексных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики.

План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева.

«100 конкретных шагов» - это ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно ПЛАН НАЦИИ по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.

План закладывает коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых - «ЛЕЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»,А НЕ СГЛАЖИВАНИЕ ИХ «ВНЕШНИХ СИМПТОМОВ».

5 ПРЕЗИДЕНТСКИХ РЕФОРМ:

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

НАЦИЯ ЕДИНОГО БУДУЩЕГО

ТРАНСПАРЕНТНОЕ ПОДОТЧЕТНОЕ ГОСУДАРСТВО

.10.. Методы политической науки.

Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии.политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.

ценностно-нормативный подход.Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические явления рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Ценностно-нормативный подход предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможностей использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод, с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.

Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод, возникший в 20-30-х годах ХХ века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп.

Глобальных вызовов века

1.Ускорение исторического времени.

2.Демографический дисбаланс.

3. Угроза мировой продовольственной безопасности.

4. Дефицит воды.

5. Потребность в энергии.

6. Исчерпаемость природных ресурсов.

7. Третья индустриальная революция.

8. Нарастающая социальная нестабильность.

9. Кризис цивилизационных ценностей.

10. Угроза мировой дестабилизации.

Новая экономическая политика в стратегии "Казахстан - 2050"

Стратегия «Казахстан - 2050» была разработана для успешной модернизации различных сфер деятельности государства. Конечно, экономика, в данном случае, является наиважнейшим аспектом.

В стратегии указано всего 7 направлений: управление, энергетика, экология, наукоёмкая экономика,

человеческий капитал, урбанизация и международная интеграция.

Теоретики: Козер, Дарендорф

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах.
2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем.
3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой).

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.

В самом общем виде политические конфликты можно разделить на внутриполитические и внешнеполитические (международные).

Внутриполитические конфликты протекают внутри общества, государственной и политической системы, политической партии и т.д. Они обусловлены различными интересами своих субъектов по вопросам политической власти и подразделяются на:

- конфликты между классами, социальными слоями и группами - конфликты между политическими партиями или между фракциями внутри партии - конфликты между основными ветвями власти

- конфликты на межличностном уровне (между отдельными политическими деятелями).

Внешнеполитические (международные) конфликты.

Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу.

1. Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:

o достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

o соглашение, основанное на взаимных уступках;

o истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;

o обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

Коммунизм

Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.

Базовые ценности при этом следующие:

§ общественная собственность на средства производства материальных благ;

§ классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);

§ воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;

Социалистическая демократия

Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн

Национализм

Рассмотримнационализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.

Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.Неофашизм — праворадикальные организации и движения, которые в идейно-политическом отношении наследуют фашистским организациям 1920—1940-х годов, распущенным после Второй мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности

Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:

§ идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;

§ любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.

64)СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ

Существенный вклад в развитие политической теории XIX-XX веков был внесен К. Марксом (1818-1883 гг.), Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.), Г.Спенсером (1820-1903 гг.), Э. Дюркгеймом (1858-1917 гг.), М. Вебером (1864-1920гг.), Л. Гумпловичем (1838-1909 гг.).

Марксизм, сформировался к середине XIX века и оказал значительное влияние на развитие политической мысли и политическую практику XX столетия.

Для марксизма политическая сфера является не чем иным, как надстройкой над базисом - совокупностью производственных отношений. «Способ производства материальной жизни, - писал Маркс, - обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Марксизм видит причины возникновения государства в материальных интересах людей, закономерное развитие которых приводит к социальному расслоению и возникновению политических институтов, причем политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. Сформировавшаяся политическая сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов, она -результат и форма классовой борьбы. Ведущим в марксистском анализе поли­тики является положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. Таким образом, анализ общественного положения классов и социальных слоев является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, партий и отдельных лидеров.

Г. Спенсерсоздалтеорию социально-политической обусловленности власти, согласно которой общество в процессе своего развития эволюционирует от военного к промышленному (индустриальному) состоянию. В военном типе социального устройства общество представляло собой, по мнению Г.Спенсера, принудительную организацию сотрудничества людей в достижении общей цели. В промышленном - осуществляется добровольное сотрудничество. Изменение типа общественных отношений способствует и изменению характера власти. Военный тип порождает деспотические и авторитарные режимы. Промышленный тип способствует утверждению демократии. Г.Спенсер связал характер власти с особенностями международных отношений. Подготовка к войне, политика экономии ведут к централизации, подавлению личных свобод. Обстановка мира, наоборот, способствует упрочению прав и свобод.

идею общественной солидарности, основанной в цивилизованном обществе на разделении труда,всестороннеобосновалЭ. Дюркгейм.Он полагал, что обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предопределяет зависимость членов общества друг от друга, обусловливающую, в свою очередь, их солидарность, которая выступает как высший моральный принцип, высшая универсальная ценность, существующая не только между людьми, но и между классами и группами. Решающая роль в деле солидарности социальных групп принадлежит идеалам и верованиям. Дюркгейм истолковывал государство как «коллективный разум», надклассовый орган, обеспечивающий безопасность общества. Важнейшей функцией государства он считал «освобождение индивидуальных личностей».

Особое место в социологическом направлении принадлежит немецкому социологу М. Веберу, считавшему, что политика - это область общественных отношений, складывающихся по поводу власти, по оказанию влияния на распределение власти как между государствами, так и внутри государств. Им акцентируется внимание на социокультурных факторах политического развития (ценностях, верованиях, идеалах и т.д.). Под влиянием М. Вебера в политической науке сложилось устойчивое убеждение о демократии как специфической западной ценности, неразрывно связанной спротестантской этикой, духом индивидуализма, культурой консенсуса.

Политика, согласно концепции М. Вебера, является особым видом человеческой деятельности.Она представляет собой как предприятие, аппарат легитимного господства, так и специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество и все люди в зависимости от своего места делятся на три категории:политиков по случаю (рядовые избиратели); политиков по совместительству (партийные активисты); профессионалов. Политика, по Веберу, образуется как самостоятельная сфера общественной жизни с возникновением государственно-административного аппарата, а также с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти.

65)ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Тоталитарный рассматривается как крайне антидемократический режим, хар-ризующийся полным огосударствлением всех сфер общественной жизни. Под тотальный контроль попадают политика, экономика, культура, социальная сфера, личная жизнь граждан. Государственнаямоноидеология становится обязательной для всех. Официальным выразителем этой идеологии, какк правило, является одна партия, которая фактически сливается с гос. аппаратом и подчиняет себе все институты общества и гос-ва. Полная экономическая, политическая и социальная зависимость граждан от режима дополняется всеохватывающим контролем за их мыслями и образом жизни. При этом от граждан требуется не только лояльность режиму, но и соучастие в его делах. Любые отклонения от принятых стандартов поведения пресекаются как правовыми, так и неправовыми средствами. Для достижения социального единообразия и единомыслия широко применяется террор.тоталитарный режим имеет следующие особенности:1) всевластие одной партии;2) господство официальной идеологии;3) сосредоточение в руках одной партии всех СМИ; 4) централизованная (плановая) экономика;5) осуществление всеобщего контроля над грАЖданами.тоталитаризм – порождение XX века. Однако идеи о возможности полного, всеобщего упр-я обществом со стороны гос-ва уходят корнями в древность. Их высказывали Гераклит, Платон, в Китае – теоретики легизма. Позднее многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах гос-ва будущего утопистов Т. Мора, Т Кампанеллы, Г. Бабефа. Русский философ Н.А. Бердяев отмечал, что утопия как закрытая теоретическая с-ма, обрисовывающая все стороны жизни идеального общ устройства, всегда тоталитарна и враждебна свободе. В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше и др

66)РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СМИ становятся активными непосредственными участниками политического процесса, являясь выразителями многообразных индивидуальных, групповых, государственных и национальных интересов. Не случайно государство и другие политические акторы всегда стремились к установлению контроля над СМИ, в свою очередь, сохранение их независимости и свобода информации – важнейшие признаки демократичности политического режима.

Средства массовой информации обычно определяются как структуры (учреждения, предприятия и организации) создаваемые с целью открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты – публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических средств; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к получателю (реципиенту); невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье (В. П. Пугачев). В настоящее время без СМИ нельзя себе представить не только политику, но и повседневную жизнь. Еще в 40 - 60-е годы, ученые, исследуя влияние СМИ на массовоеполитическое поведение, постоянно задавали вопрос – не являются ли первые главным и определяющим фактором последнего. Хотя характер оценок и прогнозов менялся от десятилетия к десятилетию, признание СМИ в качестве важного актора политического процесса мало у кого вызывает сомнение.

67)АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Термин “авторитаризм” (лат. auctoritas власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

Существенными чертами авторитаризма являются:1) монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;2) полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;3) сильно централизованная монистическая структура власти;4) сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;5) наследование и кооптация как главные способы рекрутацииправящей элиты;6) отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

68)ТЕРРОРИЗМ

Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора[1][2][3]. Несмотря на юридическую силу термина «терроризм», его определение вплоть до настоящего времени остается неоднозначным[4]. Проблема в том, как ограничить определение терроризма, чтобы под него не подпадали деяния легитимных борцов за свободу.[5] Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение» По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль, Тимоти Маквей и др.);Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры, ИРА, Аль-Каида,ИГИЛ и др.) Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.

По целенаправленности терроризм делится на:Националистический — преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;Религиозный — может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и иудеи) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиознуюИдеологически заданный, социальный — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм и др.

69)ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИВОЛИКА НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

Флаг – это один из главных символов государства, олицетворяющий его суверенитет и идентичность. Термин «флаг» происходит от нидерландского слова «vlag».Флаг — это прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, обычно с изображением на нем герба или эмблемы. С древних времен флаг выполнял функции объединения народа страны и его идентификации с определенным государственным образованием.

Государственный флаг независимого Казахстана был официально принят в 1992 году. Его автором является художник ШакенНиязбеков.Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище небесно-голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым – парящий орел (беркут). У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента – цвета золота. Соотношение ширины флага к его длине – 1: 2.

ерб – один из главных символов государства. Термин «герб» происходит от немецкого слова «erbe» (наследство) и означает наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение.

История свидетельствует, что еще кочевники эпохи бронзы, проживавшие на территории современного Казахстана, идентифицировали себя с особым символом – тотемом, графическое выражение которого впоследствии получило наименование «тамга». Впервые данный термин начал употребляться в Тюркском каганате.

Герб суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году. Его авторами являются известные архитекторы ЖандарбекМалибеков и Шот-Аман Уалиханов.

имн – это один из главных символом государства. Сам термин «гимн» происходит от греческого слова «gimneo» и означает «торжественная песня». Гимн выступает в качестве важной звуковой символики, имеющей ключевое значение для эффективной социально-политической консолидации и этнокультурной идентификации граждан страны.

В истории независимого Казахстана государственный гимн страны утверждался дважды – в 1992 и в 2006 годах.

70) Политическая мысль в духовном наследии казахского народа.

Политические идеи Аль-Фараби, Юсуфа Баласугуни, Ходжа Ахмеда Яссауи, Тауке хана, казахских мыслителей 19-20 века.

Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю. Баласагуни. Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Последнее обеспечивает достижение счастья всеми его гражданами. По мнению мыслителя, одним из актуальных условий достижения счастья в добродетельном городе является взаимосвязь философской и правовой культуры, моральных качеств, рациональных способностей человека.

Другим мусульманским мыслителем средневековья является Ю.Баласагуни (ХI в)-один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда "Кутадгубилиг" (Благодатное знание). Морально-этическая проблема в изложении Ю.Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. Давая назидание правителю, Баласагуни, как и Аль-Фараби, считал, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных.

Большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения внес основатель суфийского ордена Яссавия – Ходжа Ахмед Яссави.

Составной частью духовной культуры казахов являются многообразные формы народного поэтического творчества – фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки. Особое место занимают в поэтическом творчестве казахов героический и социально-бытовой эпос, айтысы, в которых содержится информация об условиях кочевого быта, патриархально-родового уклада предков.

Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана в XIX веке занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статуте государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.

Пристально

Наши рекомендации