Сравнительный анализ эволюции объема всех видов прав граждан
Права человека и гражданина - явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII - XVIII века) в основном в рамках либеральной традицииправопонимания. Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права,уходят корнями в античность. В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико-правовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка,правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни. Условием обладания правами в античном полисе ("город-государство") являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода - свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные. Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V - IV веках до н.э. в древних полисах (Афины, Рим), то есть принципа гражданства, - крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума. Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства. Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Дж. Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что "они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться" В центре учения Локка - система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять "свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество" Кант считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство - это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности. Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 г. Если особенностью XVIII века в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод. После законодательного закрепления личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право.
Становление правового государства в настоящее время неразрывно связано с развитием институтов гражданского общества. В Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы, гражданское общество определяется как общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображает многообразие частных интересов. Общество становится гражданским лишь на определенной стадии демократического развития и формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Становление гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство. Идея самоуправления как базового элемента социалистической демократии, находилась в основе советского общества и государства, объединяя и сливая воедино государство и общество. Это слияние выражалось в создании широкого представительства трудящихся, а затем и народа в Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся). Одним из институтов гражданского общества можно считать товарищеский суд. В Советском Союзе товарищеский суд представлял собой выборный общественный орган, который согласно положениям о товарищеских судах был призван содействовать «воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к труду, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития, развития у них чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, уважения достоинства и чести советских людей» Свою деятельность осуществляли и религиозные учреждения, несмотря на то, что начиная с октябрьской революции, советская власть развернула борьбу за атеизм. Относительная самостоятельность религиозных объединений от государства позволяет их рассматривать в качестве важнейших негосударственных социальных институтов, формирующих собственное, религиозное мировоззрение, принципиально отличающееся от официального. Таким образом, вопреки мнению многих ученых и историков, анализирующих судьбу гражданских институтов в СССР, о том, что в СССР не было институтов гражданского общества, можно отметить, что именно в ту пору зародились мировоззренческие основы этих институтов, которые в разные периоды советской истории принимали различные формы выражения. Отдельные институты гражданского общества продолжали свою деятельность, несмотря на то, что государство пыталось осуществлять тотальный контроль над ними. Соответственно современные институты гражданского общества в Казахстане развиваются как на основе мировой политико-правовой мысли и мирового опыта построения гражданского общества, так и на историческом опыте советского периода.