Деятельность гос-ва по укреплению и развитию межэтнического согласия в РК.

В Конституции Казахстана, принятой 30 августа 1995 года на Всенародном референдуме, вопросу межнационального согласия посвящен ряд статей. Их подытоживает п. 2 статьи 39, где сказано: "Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие".

Следующим шагом власти стало учреждение такого уникального общественного института гармонизации межэтнических отношений, как Ассамблея народов Казахстана.

За годы своей деятельности ассамблея обсудила важные вопросы социально-политической жизни общества, связанные с дальнейшим экономическим и политическим реформированием казахстанского общества.

Следующим инновационным шагом в развитии национальной политики явилась разработка и принятие Стратегии Ассамблеи народов Казахстана, закрепленной Указом Президента от 26 апреля 2002 года, № 856. Ассамблея внесла практический вклад в сохранение межнационального единства и согласия тем, что в целом за последние девять лет межнациональные отношения внутри республики стали гораздо гармоничнее. За истекший период национальная политика характеризовалась как демократическая, созидательная и прогрессивная.

За прошедшие девять лет значительно окреп наш "локомотив" национальной политики - Ассамблея народов Казахстана. Усилена вертикаль ее структуры и рабочих органов. Поднят статус секретариата ассамблеи до самостоятельного отдела Администрации Президента РК. Прошли свое организационное становление и окрепли малые ассамблеи. Заметно увеличилась финансовая поддержка со стороны государства. Следует отметить, что только за 2003 год малым ассамблеям и национально-культурным объединениям выделено бюджетных и внебюджетных средств на сумму более миллиона долларов. В целях финансовой поддержки национально-культурных центров учреждены гранты Президента. Ряд акимов областей также установили свои гранты в поддержку областных этнокультурных объединений.

В целом по школам республики 18 национальных языков - немецкий, польский, украинский, уйгурский, корейский, дунганский, татарский, турецкий, азербайджанский, курдский, белорусский, иврит, чеченский, армянский, балкарский, болгарский, чувашский, греческий - изучаются как родные.

Дальновидная государственная национальная политика обеспечила поистине прорыв в духовной сфере жизни нашего многонационального государства и, прежде всего, в этнообразовании. Укрепление правовой базы и реализация государственной программы развития языков способствовали позитивным переменам в сознании людей. Пришло понимание необходимости овладения государственным языком как средством приобщения к истории и культуре казахского народа. Ассамблея и малые ассамблеи продолжают участвовать в работе по реализации государственной программы функционирования и развития языков.

Национальная политика РК, ее основные принципы и направления. Национально-культурные объединения Казахстана

Президент страны отмечает необходимость реализации адекватной современным угрозам и вызовам стратегии национальной безопасности, стратегии всесторонней модернизации экономики и социальной сферы, а также модернизации политической системы и государственного устройства Казахстана. Основные направления:

* сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия»

* развития государственного языка и государственной языковой политике.

* казахстанцы должны принять как непреложную истину: сохранение независимости и сильного государства, обеспечивающего права всех граждан, возможно только при сохранении национального мира.

* Конституция Республики Казахстан запрещает пропаганду сословной и родовой розни, и соответствующие меры по отношению к носителям такого сознания принимаются.

* Казахстан исключил вариант создания мононационального государства

* Правительство республики против нивелирования, растворения одной нации в другой, одной культуры в другой.

* отказ от защиты национальных интересов казахского народа, составляющего большинство населения страны, невозможен.

* Сохранение своей этничности, сохранение национального - это проблема не только казахов. Это проблема всех национальных групп, населяющих наше страну.

* все граждане Казахстана в первую очередь казахстанцы, когда речь идет о стране в целом и особенно когда они находятся за пределами своей страны. Когда же речь идет о внутренней национальной жизни, то каждая национальная группа вправе беречь свои язык, культуру, традиции, и никто не должен этому препятствовать.

* Единство и преемственность поколений — это способ передачи традиций.

* одним из базовых элементов национальной политики является целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании всех условий для развития других этносов.

* У представителей других народов всегда останется право говорить на родных языках и быть понятыми. Но казахский язык будет освоен всеми национальными группами Казахстана,

* Президент и правительство по-прежнему будут придерживаться политики сохранения и возрождения национальных языков народов Казахстана.

* Наличие самых разных конфессий в рамках одного государства способствует духовному обогащению проживающих в нем народов.

* На современном этапе развития человечества религии стали реальным механизмом сохранения национальных культур.

* особенностью модели республики является целенаправленное создание центров национальной культуры народов Казахстана и поддержка связей диаспор со своими историческими родинами, а также поддержка функционирования такого органа, как Ассамблея народов Казахстана.

Наши рекомендации