Современная социал-демократия:теория и практика.
Социал-демократия (часто идентифицируется с демократическим социализмом) — направление в социалистическом и рабочем движениях, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ – теоретически обосновалась в 19 веке (Маркс, Энгельс, Ленин). Основные идеи – капитализм дает предпосылки для социальной революции и переход к социализму. Построение социального справедливого общ-ва без классовой борьбы в социальной революции и диктатуры пролетариата. Социализм есть совокупность общественной и плановой экономики. Принцип: от каждого по способности – каждому по труду. Всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно без уничтожения эксплуатации человека человеком. Социализм – это переходный этап к коммунизму. Носители – социально – коммунистические партии. К 20 веку социализм преобразовался СОЦИАЛДЕМОКРАТИЮ (это идеология постепенного преобразования капиталистического общества на основе последовательной демократизации политики, экономики, социума и других жизней, гражданского согласия). Основные идеи – это социализм, последовательный процесс реформирования политической системы как капиталистической системы, реализация и обогащение демократических принципов социального партнерства – солидарности, справедливости, свободы. Социализм есть совокупность смешанной экономики, рыночных отношений и более высокого качества жизни. Гос регулирование и перераспределение доходов в обществе с рыночной экономикой, многообразие форм собственности – гарант эффективной экономики и благосостояния человека и общ-ва. Социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства: 1)Защиту прав человека, 2)Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства. 3)Принцип справедливой торговли. 4)Равноправие и защиту всех форм собственности. 5)Создание мощного госо сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным. 6)Национализацию стратегически важных предприятий.7) Сотрудничество с профсоюзами. 8)Сокращение разрыва между богатыми и бедными.9)Поддержку неимущих слоев населения
56.Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения. Политич конфликты (лат.серьезные разногласия) – это столкновение, противоборство различных социально-политич сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за власть, ее перераспределение, изменение своего политич статуса, с политич перспективами развития общества.Сфера политики - это область постоянной и повышенной по сравнен с др сферами общес-ой жизни конфликтности. В политич кон-ах сталкиваются противоположные интересы властвующих и подчиняющихся, но стремящихся к одному и тому же - к власти. Наиболее значительным компонентом структуры политичконф-ов являются их источники или причины, из-за кот и начинается конфликт.Типы конфликтов: К 1му внесоц-ому типу относятся источники, кот основываются на определ качествах, чертах человека: агрессивности, страхе, панике. Такие источники чаще всего приводят к развитию политич конфликтов в виде бунтов, голодовок, террористич актов и др. Источники 2го, социального, типа связаны со спецификой различных сфер политики, с характером субъектов и др аспектами. 3ий- комбинированный тип источников политичконф-ов характеризуется устойчивым сочетанием мотивов соц-го и внесоц-го характера. Способы преодоления политич конфликтов: -инициацияконфликта: намеренное обострение имеющихся в общ-ве противоречий, направленное на создание ситуации, кот можно использовать гораздо эфф-ее, чем это могла сделать противоположная сторона; -рутинизация конфликта: сознательное поддержание напряженности в отношениях сторон с целью использования ее в своих интересах; -предупреждение конфликта: действия, направлен на недопущение перехода имеющихся между сторонами противоречий в открытую стадию противоборства, способную создать политич напряженность в об-ве; -урегулирование конфликта: действие сторон, ориентирован на избежание негативных явлений; -разрешение конфликта: устранение причин конфликта, исчерпание предмета спора между сторонами; -вытеснение конфликта: перенесение ответственности за разрешение конфликтной ситуации на иной уровень политич системы (напр, с федерального на региональный). Классификацией 3х организационных уровней обусловлена следующая типология:конфликты между индивидуумами; пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами; конфликты между гомогенными организациями (напр, гос-ми ); конфликты между гетерогенными организациями (напр, между гос-ом и церковью); конфликты между индивидуумом и группой (напр, в семье); конфликты между индивидуумом и организацией (напр, между гр-ом и гос-ом); конфликты между группой и организацией
57.Современные концепции международных отношений. Международные отношения – сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, гос-ва и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные.Основные субъекты МО и мировой политики прежде всего государства и международные организации.Через гос-во народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Цивилизованное общество не может сущее.вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Госу-во контролирует деятельность иных участников международных связей – его административных единиц, общ организаций, фирм, индивидов.Субъекты международных отношений – международные полит или военно-полит, общественные и профессиональные организации: ООН, ЕС, НАТО. Современные тенденции международных отношений: 1)интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека, обеспечения всех аспектов его безопасности; 2)решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов; 3)демилитаризация и демократизация–отказ от военно-силовых методов решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений. Проблемы, стоящие перед МО:1. Международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; 2. Международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; 3. Соблюдение основных прав и свобод человека: обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах); демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры
58. внешняя политика РБ:сущность, приоритеты, принципы. Внешняя политика – разновидность политики, регулирующая взаимоотношения между гос-вами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, гос-во осущвнешнеполитическую деятельность. Концепция внешней политики государствавключает след принципы: 1) защита национ интересов, целей и приоритетов гос-ва; 2)сохранение и обеспечение экономического, полит и военно-полит суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; 3)защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан; 4)обозначение регионов и стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны; 5)установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе. Внешняя политика РБ служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния бел народа. РБ осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности РБ формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики.Приоритетом внешней политики Беларуси в сфере международных экономических отношений является содействие развитию нац экономики, которое в современных условиях требует широкой интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. РБ выступает за обеспечение прав человека и основных свобод. Важным направлением бел внешней политики является обеспечение международной поддержки в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы.Главный приоритет внешней политики РБ - страны-соседи. РФ - основной торговый партнер, источник широкой поддержки РБ на международной арене. Для РБ сотрудничество с РФ имеет стратегическое значение. Следующий приоритет - партнеры по СНГ. Интересам РБ отвечает полноформатное сотрудничество с США по всем направлениям. РБ приглашает США и ЕС к конструктивному диалогу на равных условиях.На новый уровень выходят отношения РБ со странами Латинской Америки.Венесуэлла, Куба
59.Глобальные проблемы современности.Глоб проблемы современности– это комплекс политич-х, экономич-х, соц-х, экологич-х проблем общемирового масштаба, от решения кот зависит судьба человеческой организации. Проблемы политич характера: 1мирное разрешение межгос-ных, межнац-ых и региональных конфликтов, борьба с международным терроризмом; 2предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разоружение; 3установление нового мирового порядка, упрощение системы междунар безопасности; 4утверждение принципов прав гос-ва и прав общества. Проблемы социально–экономического характера: 1преодоление экономич отсталости, ликвидация голода, нищеты, преодоление негативных тенденций в духовном развитии; 2обеспечение эффек-гопроиз-ва и воспроиз-ва мирового валового продукта; 3предупреждение и искоренение преступности; 4оптимизация демографической ситуации, борьба с болезнями; 5освоение космического пространства и мирового океана; 6повышение уровня жизни людей. Проблемы экологического характера: 1рац-ое использование прир ресурсов; 2поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризиса; 3охрана окруж среды; 4предотвращение вредного воздействия на природу военной деятельностью. Основная политич предпосылка решения этих проблем –создание нового и справедливого мирового порядка, пересмотр междунар отношений на демократич и гуманных принципах. «Контуры мирового порядка» были обозначены «Делийской декларацией о принципах свободы от ядерного оружия и ненасилия в мире» в 1986г. Существует концепция строительства нового, демократического и справедливого мирового порядка: -демилитаризация междун-х отношений (ликвидация на тер-и военных сооружений и укреплений, запрет на содержание военной базы и войск);- создание глобальной и региональной систем безопасности на основе баланса интересов всех стран;-строгое соблюдение и совершение междунар правовых норм, регулирующих отношения между субъектами мировой политики.-конструктивное взаимодействие государств и народов в обеспечении прав человека в каждой стране, во всем их объеме, предусмотренном Всеобщей деклараций прав человека;-укрепление роли ООН как центрального органа управления междунар отношениями в интересах каждого гос-ва и мирового сообщества
60.Понятие, сушность и истоки геополитики. Термин "геополитика" появился в нач 20 в. Геополитика (от гр. gе Земля + politike политика) — это учение о географической обусловленности политич явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географ-ой средой и политикой гос-в. Это наука о поисках путей устойчивого развития, создания сильного или нормально функционир-го гос-ва. Она исследует пространства, совокупность разных элементов природной и политич обстановки, вынуждающей человека разнообразить свои потребности, способности, трудовые умения и навыки и вместе с этим лучше попять политич процессы, происходящие в стране. Составные элементы (концепции): 1)географический детерминизм— концепция, стремящаяся объяснить место страны в системе междунар отношений, ее внешнеполитич деятельность исходя из особенностей географич среды. 2)образование гос-в и политич границ; 3)пространство. Структура пространства предопределяет ход истории, прежде всего политический. 4)жизненное пространство — эта концепция выработана немец геополитиками, но имеет важное значение для судеб всех стран. 5)зона жизненных интересов— земное пространство, представляющее для любой страны жизненно важный, необходимый, стратегический участок, объект и др. 6) население республики, продовольствен и демографич проблемы. 7)гос-ая безопасность и др концепции. Предметом геополитики являются актуальные проблемы существования и развития гос-ва, нацинтересы. К ф-ям геополитики относятся:1)познавательная. Она помогает гр-ам, особенно молодежи, получить необходимую инф-ию, раскрывающую сущность и основные концепции геополитич теории, познать ее роль в гос-ве, в межстрановых отношениях и т.д. 2) интегральная. Геополитика объединяет в единое целое и пользуется достижениями многих естественных и общественных наук для эфф-го решения социально-политических проблем в интересах людей, гос-ва. 3) аналитико-рекомендателъная. Она исследует территориальную расстановку политических сил как внутри, так и в других странах в соответствии с их географическим положением.4) сохранно-защитительная. Эта функция нацелена на сохранение своего гос-ва и народа как культурно-исторической общности. Таким образом, основные вопросы геополитики — изучение геополитической практики государства, конфигурации расселения, среды обитания и качества жизни своего парода, отношения с политическими силами соседних и других стран. Геополитика в определенном смысле — это психология и стратегия гос-ва
22. Сущность и характеристика политич режимов.Полит режим возникает не стихийно и не в пустом пространстве. Он образуется в полит системе общества под влиянием целого ряда факторов: на него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти полит элиты и полит партии; степень остроты классовых и межнациональных противоречий; наконец, уровень полит культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.Критерии полит режима:1) роль и функции главы государства в системе полит руководства;2) способ и порядок формирования представительных учреждений;3) положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений;4) правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан;5) наличие объективных источников информации, гласности. Также существенное влияние на вид полит режима оказывает исторические традиции страны или так называемая общественно – полит атмосфера. На вид полит режима может оказывать воздействие и международная обстановка. Политрежим включает совокупность институциональных, идеологических и социальных элементов, способных формировать определенный облик полит власти в данной стране и в данный период. В основном различают 2 режима: 1.демократический. 2.антидемократический. Виды политических режимов:1. Демократический режим (это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении гос-вом)2. Авторитарный режим (при любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на, то что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождём или группой лиц)3.Деспотический режим (характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом)4. Тоталитарный режим (характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задаётся общественно-политическим движением, полит партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим)