Современная теория и практика

ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ УМСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ

ДЛЯ НИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ

(КОРРЕКЦИОННЫХ)

УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ

§ 1. Принципы комплектования специальных учреждений

Принципы, которыми руководствуются в настоящее время при обследовании детей с отклонениями в раз­витии с целью отбора их в специальные учреждения, были заложены еще в официальном документе «Об от­боре детей во вспомогательные детские учреждения», изданном 26 октября 1926 г. В нем не только излага­лись принципы, методика и организация приема во вспомогательные школы, но и точно определялись те категории детей, которые подлежат обучению. В доку­менте говорилось, что во вспомогательных школах обу­чаются дебилы и легкие имбецилы. Педагогически за­пущенные, идиоты, тяжелые имбецилы, не способные к обучению, не должны направляться во вспомогатель­ные школы. Особый упор делался на необходимость строгого разграничения учащихся с замедленным тем­пом развития и педагогически запущенных от умствен­но отсталых. В этом же документе был остро поставлен вопрос об обязательном раннем выявлении умст­венно отсталых детей и создании для них таких усло­вий, которые бы способствовали коррекции их личности. Требование глубокого и всестороннего изучения ребенка легло в основу первых принципов отбора умственно отсталых детей.

В дальнейшем усилия дефектологов (2, 3) направ­ляются на создание методов исследования и разработку таких принципов отбора, при которых каждому ре­бенку своевременно обеспечиваются условия, наиболее соответствующие его развитию. Требования тщательно­го исследования ребенка при приеме его во вспомога­тельную школу выдвигались на первый план в дейст­вовавших инструкциях по комплектованию этих школ (1940, 1956, 1964, 1969, 1974 гг.).

Эти же принципы, а также материалы Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН легли в основу проекта нового положения о деятельности пси­холого-медико-педагогических консультаций (1992 г.);

Основной принцип, которым должны руководство­ваться все работники детских учреждений, — принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя со­здать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет; максимально развить свои способ­ности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодо­ления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразова­тельных учреждений, не дали положительных резуль­татов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Обязательным является принцип комплексного изу­чения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обсле­довании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мне­ния специалистов расходятся, ребенку назначается по­вторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребен­ка. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ре­бенке, как усиливающаяся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т. д. В свою очередь врач поможет уста­новить причины этих изменений и рекомендовать не­обходимые средства для их устранения.

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает ис­следование познавательной деятельности, эмоциональ­но-волевой сферы и поведения. Учитывается также фи­зическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не складывается из про­стой суммы развития отдельных, изолированных спо­собностей, поэтому нельзя делать заключение о ребен­ке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязатель­ное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических про­цессов, эмоций, воли, поведения и физического состоя­ния.

Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в про­цессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используе­мые при изучении детей, были максимально индивиду­ализированы с учетом их возрастных и характерологи­ческих особенностей. Члены комиссии должны устано­вить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, осо­бенности протекания основных психических процессов и т. д.

Самым специфическим для отечественной дефектологии является принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в мо­мент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» детей, их потенци­альных возможностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится вы­полнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состо­ит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обра­щать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное за­дание. Все обследование детей рекомендуется строить с учетом принципа обучающего эксперимента.

Важно учитывать принцип качественно-количествен­ного подхода при оценке выполненного ребенком зада­ния, т. е. учитывать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операций, настойчи­вость в достижении цели и т. п.

Таковы принципы, которыми следует руководство­ваться при комплектовании учреждений для умственно отсталых детей.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается принцип комплексного изуче­ния детей?

2. Что предусматривает принцип всестороннего и целостного изучения ребенка?

3. Что лежит в основе принципа динамического из­учения детей?

4. В чем заключается гуманность при комплектова­нии специальных учреждений для умственно отсталых детей?

Литература обязательная

1. Выготский Л. С. Диагностика развития и пе­дологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983.— Т. 5. — С. 257—321.

2. Отбор детей во вспомогательные школы (опыт работы по комплектованию вспомогательных школ)/ Под ред. С. Д. Забрамной. — М.: Просвещение, 1971.— Гл. II, § 1.

3. Принципы отбора детей во вспомогательные шко­лы/Под ред. Г. 'М. Дульнева, А. Р. Лурия.—М.: Прос­вещение, 1973.

§ 2. Организация и содержание работы

Психолого-медико-педагогических

Консультаций (ПМПК)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПМПК

Традиционно комплектованием специальных учреж­дений для аномальных детей занимались медико-педа­гогические комиссии (МПК), которые создавались ор­ганами народного образования и здравоохранения. При этом для каждого типа детских учреждений (для умственно отсталых, для слепых, для глухих и т.д.) существовали свои медико-педагогические комиссии. Хотя в работе этих комиссий участвовали квалифициро­ванные специалисты, сама организация и условия их работы (ограниченность времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях просле­дить динамику развития и др.) не обеспечивали каче­ство медицинской и психолого-педагогической диагно­стики. В результате нередки были случаи ошибочных диагнозов. Это в одинаковой мере относится и к меди­цинскому, и к психолого-педагогическому исследованию. На протяжении ряда лет велись поиски путей, дополня­ющих работу медико-педагогических комиссий, разраба­тывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики. Стремления дефектологов были направле­ны на то, чтобы изучение детей сделать более объек­тивным.

Именно в целях совершенствования всей системы комплектования специальных учреждений для аномаль­ных детей и начали создаваться психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Сначала их от­крытие было результатом энтузиазма отдельных дефек­тологов и понимания важности данной проблемы орга­нами народного образования, здравоохранения, местны­ми властями. Теперь существование ПМПК узаконено Типовым положением. Некоторое время параллельно ПМПК еще будут функционировать МПК, но постепен­но они заменятся ПМПК. Их преимущество перед ме­дико-педагогическими комиссиями в том, что они, во-первых, являются постоянно действующими и позво­ляют провести повторное обследование детей и, во-вто­рых, расширяют направления деятельности по оказанию помощи детям, их родителям и педагогам.

С целью проведения своевременной коррекционной работы с детьми необходима ранняя диагностика от­клонений в их развитии. По новому положению в них обследуются дети с рождения до 18 лет. При этом ПМПК комплектуют все типы специальных учреждений для аномальных детей. В связи с этим в ПМПК долж­ны работать самые квалифицированные специалисты, владеющие методикой обследования и оказания коррек­ционной помощи детям разного возраста, имеющим раз­ные дефекты развития.

Во всех случаях при консультировании определяется уровень и характер умственного развития детей, поэто­му больший объем работы приходится на олигофренопедагога и психолога. Также необходима консультация детского врача-невропатолога. В связи с этим в постоян­ном штате сотрудников ПМПК должны быть следую­щие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие спе­циалисты— сурдопедагог, тифлопедагог, врачи (оф­тальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) привле­каются к работе в ПМПК в качестве консультан­тов по мере необходимости на условиях почасовой оп­латы. Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы, методическое руководство работой членов ПМПК, оснащение ПМПК необходимым оборудованием, осуществление связи с учреждениями и органами обра­зования, здравоохранения, социальной защиты насе­ления, ассоциациями, фондами и т. д. Предваритель­ную запись на консультацию, порядок проведения при­ема детей обеспечивает медицинский статистик. Он же проверяет документацию детей и подростков, направ­ленных для проведения медицинского и психолого-пе­дагогического изучения, фиксирует ход обследования детей; ведет журнал учета прошедших обследование; готовит выписки из протокола с заключением и реко­мендациями.

ПМПК работают по утвержденному графику. В слу­чаях необходимости выезжают для обследования детей по месту жительства. На базе одной из консультаций может быть создан центр углубленного изучения детей с отклонениями в развитии.

Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей про­водится в присутствии родителей (или лиц, их заменя­ющих). Подростки старше 12 лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.

В тех случаях, когда дети направляются на кон­сультацию по инициативе учреждений народного обра­зования, соцздравообеспечения, общественными орга­низациями для уточнения их психофизического состоя­ния и решения вопроса о типе учреждения для даль­нейшего воспитания, обучения, лечения, обязательны следующие документы:

свидетельство о рождении (предъявляется);

подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отола­ринголога, офтальмолога, ортопеда);

педагогическая характеристика, отражающая под­робный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности;

письменные работы, раскрывающие динамику раз­вития ребенка, рисунки.

Необходимо, чтобы в педагогической характеристике не просто перечислялось, чему ребенок не научился, его недостатки, но и указывалось, каков характер затруд­нений, испытываемых ребенком, как ему помогали их преодолевать, В характеристике следует отметить и те положительные качества ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержа­ние характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием количества лет обучения в школе; сведения о семье; сведения об осо­бенностях познавательной деятельности ребенка, дан­ные о школьных знаниях, навыках самообслуживания; указания относительно основных трудностей и причин отставания ребенка; сведения об особенностях эмоцио­нально-волевой сферы ребенка; материалы, характеризующие особенности личности.

Наличие этих сведений не является формальным тре­бованием. Тщательное оформление материалов, харак­теризующих ребенка, поможет членам консультации правильнее построить обследование, нацелит их на вы­явление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка.

Большое значение для правильного оформления, до­кументации имеют выступления специалистов: консультации перед учителями и воспитателями. Педагог-де-фектолог рассказывает, какая документация и как должна быть оформлена, сообщает время работы кон­сультации. Ряд полезных советов дает врач. Подчерки­вая необходимость своевременной помощи ребенку, в то же время он предупреждает необоснованные, поспеш­ные случаи направления детей в ПМПК.

Обязательной документацией, которая ведется в ПМПК, являются журнал учета детей, прошедших об­следование; протоколы, фиксирующие ход обследова­ния; выписки из протокола с заключением и рекоменда­циями.

В журнале учета регистрируются следующие сведе­ния о детях:

№ п/п Дата обследования Фамилия, И. О. Год, число, месяц рождения Место жительства В каких учреждениях воспитывался или обучался Кем направлен в ПМПК С каким диагнозом поступил в ПМПК Краткие сведения о родителях Диагноз и заключение ПМПК Рекомендации ПМПК Примечание
                       

В графе «Примечание» указывается выполнение ро­дителями рекомендаций консультации. Хотя право вы­бора учреждения для дальнейшего воспитания и обуче­ния ребенка остается за родителями, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убе­дить их поступить так, как этого требуют интересы ре­бенка.

Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в консультации фик­сируется в протоколе квалифицированным специалис­том (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протоколы помогают учителям зара­нее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, и особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направ­ляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с про­токолом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Прото­кол помогает членам ПМПК составить подробное за­ключение о ребенке. Он остается в личном деле. Обра­зец формы протокола обследования детей имеется в ПМПК.

На основании данных индивидуального обследова­ния ребенка в консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспита­ния и обучения с учетом его психофизических и инди­видуальных особенностей. Даются конкретные рекомен­дации.

Списки обследованных детей и подростков с реко­мендациями консультации передаются в соответствую­щие органы народного образования, соцздравообеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдает­ся заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

В тех случаях, когда родители с детьми или сами подростки приходят в ПМПК по собственной инициа­тиве, от них не требуется никаких документов и о ре­зультатах обследования никуда не сообщается.

Направление детей в специальное учреждение осу­ществляется органами народного образования на осно­вании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреж­дение.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПМПК

Как уже было сказано, объем работы ПМПК по сравнению с МПК значительно расширился. Теперь члены ПМПК не только решают задачи, связанные с комплектованием всех типов специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии, но и проводят консультирование родителей и педагогов, оказывают де­тям коррекционную помощь, ведут пропаганду дефек­тологических знаний среди населения. Рассмотрим ука­занные направления деятельности ПМПК.

I. Комплектование специальных учреждений для де­тей с отклонениями в развитии.

Изучение детей, направленных в ПМПК для уста­новления их психофизического состояния, и в соответ­ствии с этим решение вопроса о типе учреждения, в котором целесообразнее находиться ребенку, является наи­более сложной и ответственной задачей, так как от пра­вильности ее решения во многом зависит дальнейшее развитие ребенка.

При проведении этой работы осуществляется отбор умственно отсталых детей в специальные детские сады, школы VIII вида для детей с нарушениями интеллекта, дома-интернаты для детей с глубокой умственной от­сталостью. Изучение детей включает медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование.

Содержанием медицинского обследования является офтальмологическое, отоларингологическое, соматиче­ское, неврологическое и психиатрическое исследование ребенка. Медицинское обследование и установление диагноза — дело врачей. Ни дефектолог, ни психолог не вправе этим заниматься. Но необходимо знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприят­ные факторы, каковы особенности их психики. Данные из истории развития ребенка, полученные врачом из бе­седы с матерью, а также объективные показатели со­стояния ребенка по материалам врачебных заключе­ний помогут выбрать стратегию психолого-педагогиче­ского обследования. Так, при снижении слуха или нару­шении речи у ребенка обязательным при обследова­нии является использование заданий невербального ха­рактера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т. д.

В ходе психолого-педагогического обследования вы­являются особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движе­ний ит. п.); выявляется начало формирования навы­ков опрятности, самообслуживания, навыков общения с детьми, состояние моторики, характер игры и др. Обя­зательным является изучение не только отдельных пси­хических процессов, но и личности в целом.

Если дети еще не учились, то необходимо определить их готовность к школьному обучению. Сюда входит ус­тановление уровня умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Ребенок к школе дол­жен иметь определенный объем знаний и представлений об окружающем мире, требуется сформированность таких психофизических и психических функций, как моторика, произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие. К школе необходимо ов­ладеть умственными операциями и навыками речевого общения, Ребенок должен проявлять познавательную активность. Очень важным свойством является способность к регуляции поведения и ж самоконтролю. Не ме­нее важно наличие психологических качеств, необходи­мых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети уже учились в школе, сле­дует, установить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В свя­зи с тем, что на успешность обучения в значительной мере влияет обучаемость, необходимо обратить на это особое внимание. Способность к обобщенной мыслитель­ной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала и др. являются по­казателями обучаемости. Очень важным показателем обучаемости является также то, как ребенок использует помощь. Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельнос­ти на аналогичное задание. Педагогическое и психоло­гическое обследование проводят дефектолог и психо­лог.

Логопедическое обследование в тех случаях, когда в этом есть необходимость, осуществляет логопед. Выяв­ляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В содержание логопе­дического обследования входит обследование артикуля­ционного аппарата, импрессивной (фонематический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной речи (повторной, номинативной, самостоятельной речи). Ис­следуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру рече­вого дефекта и установить уровень речевого недоразви­тия детей. Он помогает разграничить детей с первичны­ми речевыми нарушениями, имеющими вторичную за­держку умственного развития, от детей, у которых не­доразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов консультации имеет свой участок работы, но в то же время заключение делается всеми специалистами на основе анализа полученных о ребен­ке сведений. Важно не просто поставить диагноз и написать заключение, необходимо обосновать его, выде­лив основные симптомы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются во вспомогательную школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

Необходимо, чтобы в процессе работы соблюдалась спокойная и доброжелательная обстановка. Не должно быть перекрестных вопросов, чтобы не создавать впе­чатление экзамена и не усложнять положение обследу­емого. Очень важно в беседах с родителями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, так­та. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, пла­катов и т. д. Даже само размещение ребенка, родите­лей, членов консультации за столом во время обследо­вания имеет немаловажное значение.

Все эти вопросы необходимо учитывать при прове­дении работы, связанной с комплектованием специаль­ных учреждений.

Наши рекомендации