Генезис, признаки, структура функции гос-ва.
Либерализм и неолиберализм
ЛИБЕРАЛИЗМ- соц-полит учение и обществ движение, основной идеей кот является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общ-ва. Оформляется в Новое Время в борьбе против феодальных порядков. Сформировался в конце 17 – начале 18 века на базе Джона Локка, Адами Смита, Гоббса. Идеалом либерализма - общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой инф-цией, ограничением власти гос-ва и церкви, верховенством права, частной собственностью, свободой частного предпринимательства. Фундаментальные принципы либерализма включают признание: 1)данных от природы естественных прав и других гражданских прав; 2)равноправия и равенства перед законом; 3)рыночной экономики; 4)ответственности правительства и прозрачности гос власти. Ф-циягос власти сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении гос-вом, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан. Неолиберализмотрицает полностью гос регулирование эк-ки, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное ср-во обеспеч прогресса и достижения соц справедливости, возможных прежде всего на основе экономич роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации». Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с гос регулированием и соц программами. Основная его сущность ––зрелое гражданское общество. Гос-во вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать экономич стабильность и соц справедливость, а точнее гарантировать каждому члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант
Генезис, признаки, структура функции гос-ва.
Происхождение гос-ва.
Теологическая концепция объясняет происхождение гос Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что гос-во — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха.Классовая теория происхождение гос-ва объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Сущность гос-ва. В широком смысле гос-во – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле гос-во – это аппарат управления обществом на определенной территории. Признаки гос-ва:1. Публичная власть гос-ва 2. Суверенитет.3. Монопольное право на применение насилия.4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования гос бюджета, материального обеспечения гос политики.6. Только гос-во обладает международной правосубъктностью.7 Только гос-во имеет охраняемую законом гос символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.
Функции гос-ва.(Внутренние функции):1. Полит функция обеспечивает должные условия деятельности полит и иных общ институтов, регулирует полит сферу общ жизни.2. Эконом функция регулирует эконом отношения.3. Соц функция осуществляет гос программы по созданию условий для нормал жизни людей 4. Культурно-воспитательная функция имеет целью воспитание общества в духе гуманных ценностей, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры.5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека. Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного эконом, полит, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими гос-вами, на обеспечение обороноспособности страны.
20. формы гос. правления :монархия и её разновидности.Монархия — форма правления, при которой верховная гос. власть принадлежит одному лицу — монарху и, передаётся по наследству. Виды:абсолютная (неограниченная), конституционная (ограниченная) ,дуалистическая; парламентарная.
Абсолютная монархия (хар-на для позднего феодализма). Характер.тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота гос. власти. Он издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Для неё хар-н авторитарный политический режим, а гос. режим -абсолютизм. Конституцио́ннаямона́рхия—власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству. Конституционные монархии делятся на 2 вида: дуалистические и парламентарные. Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Здесь наблюдается возникающее или развитое разделение властей, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодат. власть принадлежит парламенту, кот избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право - цензовое. Исполнит. власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и независимой. разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, но без утверждения монархом закон в силу не вступит . Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Парламентарная форма.Развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, либеральный демократический режим. Монарх "царствует, но не правит". Правом вето в отнош. законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осущ. это право по указанию правительства. Как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответств. министром, без чего не имеют юридической силы
20. формы гос. правления :монархия и её разновидности.Монархия — форма правления, при которой верховная гос. власть принадлежит одному лицу — монарху и, передаётся по наследству. Виды:абсолютная (неограниченная), конституционная (ограниченная) ,дуалистическая; парламентарная.
Абсолютная монархия (хар-на для позднего феодализма). Характер.тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота гос. власти. Он издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Для неё хар-н авторитарный политический режим, а гос. режим -абсолютизм. Конституцио́ннаямона́рхия—власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству. Конституционные монархии делятся на 2 вида: дуалистические и парламентарные. Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Здесь наблюдается возникающее или развитое разделение властей, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодат. власть принадлежит парламенту, кот избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право - цензовое. Исполнит. власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и независимой. разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, но без утверждения монархом закон в силу не вступит . Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Парламентарная форма.Развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, либеральный демократический режим. Монарх "царствует, но не правит". Правом вето в отнош. законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осущ. это право по указанию правительства. Как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответств. министром, без чего не имеют юридической силы
21.Формы гос правления – республика и ее разновидности. Республика - форма правления, в соотв с которой высшая власть в гос-ве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; они осущ-ют контроль над прав-вом, сущ независимое правосудие, муниципальное самоуправление.Р-ке присущи след.признаки:
1)Сущ. единоличного главы гос-ва — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодат власть. 2)Выборность на определённый срок главы гос-ва, парламента и др. верховных органов гос власти на опред срок.3)Юридич. ответственность главы гос-ва.4)В случаях, предусмотренных кон-цией, правом выступления от имени гос-ва обладает президент.5)Высшая гос. власть не основана на пр-пе разделения властей, четком разграничении полномочий.
Парламентская р-ка - разновидность совр. формы гос. правления, при кот.верховная роль в орг-ции гос. жизни принадлежит парламенту. Прав-во форм.парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, кот. располагают большинством голосов в парламенте. Прав-во несет коллект ответ-ность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента прав-во либо уходит в отставку, либо через главу гос-ва добивается роспуска парламента и назначения досрочных парлам. выборов. Глава гос-ва в подобных р-ках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы гос-ва явл главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Президентскаярес-ка хар-ся знач. ролью президента в с-мегос органов, соединением в его руках полномочий главы гос-ва и главы прав-ва. чёткое разделение 2-ух властей: исполнительной власти в руках президента, законодательной — в руках парламента. Черты : 1)внепарламентский метод избрания президента (населением(Беларусь), коллегией выборщиков (США)), 2)внепарламентский метод формир. Прав-ва - его формир президент. Он формально и юридически глава прав-ва или он назначает главу прав-ва. Прав-во несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, только президент может отправить его в отставку, Президент обладает большими полномочиями по сравн. с парламентской рес-кой (является главой исполн. власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить прав-во в отставку), но в президентской рес-ке часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие прав-ву, но может сместить президента (процедура импичмента). Смешанная р-ка— форма гос правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками
22. Формы территориального устройствагоударств. форма гос устройства -администр-территор организация гос. власти, характер взаимоотношений между гос-вом и составляющими его частями, между отдельными частями гос-ва, между центральными и местными органами. Виды го-с в точки зрения гос. устр-ва: унитарные гос-ва, федерации, конфедерации. Унитарнымсчит. гос-во, не имеющ в своей внутренней территор. стр-ре др гос-в, полное полит единство. Отдельные административно -терр. единицы или области, отличающ. своеобразием, не имеют собственного законодательства, особого судоустройства Каждая из составных частей единого гос-ва обладает одинаковыми правами и представительством в органах гос-ва. Плюс унитарного гос-ва - оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.Федерация– гос-во, состоящ. из гос образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и полит.самостоятельностью. Образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из гос-ств – членов федерации. Последние могут иметь, своё законодательство, судебную, налоговую с-мы.
Конфедерации - гос.-правовые объединения, сохран независимое сущ., союз суверенных гос-ств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных целей в пределах известного историч. периода. Суверенные гос-ва, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, с-мы органов власти, управления, правосудия. Осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами гос власти гос-в, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоят. источники дохода, часть кот.может выделяться в бюджет конфедерации. Конфедерация-(США с1781 по 1789 г.). Эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства.
Федерацию от конфедерации отличают след. черты:1)единая терр, население, живущее на данной терр;2) наличие обще федеральных гос органов власти на всей территории гос-ва;3) наличие конституционных гарантий территориальной целостности гос-ва, отсутствие участей гос-ва права выхода из него;4) невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо гос- союзы