Традиционная классификация партийных систем.

Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править. Создаются коалиции: правящая и правительственная. Тем самым партии не располагающие большинством в парламенте и правительстве, получают его на основе компромисса с другими партиями.

Недостатки многопартийности.

-плохо соответствует агрегированию интересов, т.к. каждая партия хочет стать рупором определенной категории людей;

- опосредованный характер выбора. Формально избиратель может выбирать, среди множества программ. Однако, эта свобода выбора в действительно иллюзорна;

-отсутствие стабильного и спаянного парламентского большинства, способного к активной и долгосрочной поддержке правительства.

Двухпартийная система. существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению.

-упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель, выбирает цели и руководителей, обязанных их осуществлять. Правительство, сформированное главой победившей партии, обходится без посредников.

- гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.

Великобритания воплощает "жесткую" двухпартийность.

Недостатки двухпартийной системы: акцент на критику противников, а не на свои конструктивные предложения,перестает существовать политический "центр", возникновение третьей партии грозит только одной из уже существующих партий. Многопартийные системы с доминирующей партией.

В наше время, доминирующее поражение одной партии встречается в пяти западных странах: Швеции, Норвегии и Дании, где доминирующей партией является социал-демократическая, в Исландии и Италии - консервативная или христианско-демократическая партия.

Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность в соответствующих системах. Она превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике.

44.

45. Источники финансирования полит партий.

Выделяют 5 источников: вступительные и членские взносы, предпринимательская деятельность партий (самофинансирование); институциональные пожертвования, гос. финансирование, частное финансирование.

Сокращающиеся источники: членские и вступительные взносы

-уход в прошлое феномена массовых партий(потеря доверия населения к ним)

-появление многочисленных организаций гражданского общества (сокращение численного состава партий, появление сильного конкурента - гражданского общества)

-рост числа кадровых партийных организаций (членство - формальное, следовательно, уплата взносов необязательна, у них уже имеются большие материальные возможности и кадры проф класса).

Институциональные пожертвования (ослабление напряженности в межклассовых отношениях в западных демократиях, высокий уровень жизни и т. д. вызвали изменение в программах полит. партий, позиции правых и левых партий сблизились, поэтому адрес и смысл институц. пожертвований потерялись).

Но бюджеты партий несмотря на сокращающиеся источники не ослабли, появились новые источники финансирования.

Растущие: гос. финансирование (в мировой практике прослеживается что поддержка полит. партий не ограничена только финансированием но и предоставлением разного рода льгот и услуг; косвенные формы финансирования: 1.выплаты парламентариям и парламентским группам, часть которых идет на нужды партии 2. Налоговые льготы, предоставляемые в виде скидок на пожертвования в партию, тем самым гос-во стимулирует приток средств.)

Частное финансирование (из 1 млрд 17 млн бюджета «Единой России», 1 млрд-пожертвоввания юр.лиц.)

Предпринимательская деятельность полит партий(имеют право не только на изготовление и реализацию сувенирной продукции с символикой и наименованием партии, но и на продажу издательской продукции, в праве сдавать в аренду и продавать движ и недвижимое имущество.)

46. Отличие общественно-политических движений от политических партий.

О-п движение - солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Они многочислеы а их социальная база-пестрая, так как в политику вовлекаются широкие слои населения. После выполнения цели, как правило, опд распадается. Отличия от полит власти:

1. Не ставят цель завоевание власти, хотя и пытаются на нее воздействовать

2. Не имеют сильных центров

3. Распространенно коллективное членство

4. Ориентация полит. движений шире и расплывчатей чем в полит. партиях.

Примеры: опд за охрану окр. среды, за запрет ядерного оружия.

Опд не являются ни альтернативными полит. партиями, ни этапом в их становлении, выполняют свои отличные от партий задачи и функции. Отражают настроения, интересы и чувства широких масс населения, образуют крупную полит. силу, направленную на достижение определенной цели.

47. Избирательная система- это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление власти.
Избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов , возможности пользования услугами СМИ , а также источниками финансирования. Законодательством предоставляется право выдвижения кандидатов отдельным лицам, группам граждан и партиям. Практически во всех странах законодательство довольно детально регулирует данный процесс, предотвращая разного рода нарушения и отступления от установленных правил. законодательство предусматривает исключение не честных и не законных приемов на выборах: подкупа, влияния, оказываемого с помощью силы, подтасовки данных, должного утверждения о расходах на проведение выборов. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы избирательных систем:мажоритарную и пропорциональную. На их основе и современных условиях применяются и смешанные формы.

48. Мажоритарная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (от франц. majorité [мажорите] – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная избирательная система— одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками — частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

49. Понятие «политический маркетинг» и его структура

Политический маркетинг – широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, полит. лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и др. властных структур в целях обеспечения их победы на выборах.

Политический маркетинг направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары полит. партии хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных полит. кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды.

Функции:

-создание полит. рынка идей, программ, проектов, реформирования общества

-объединение различных групп общества вокруг одного государственного или национального интереса

-выявление и выдвижение на нац. Арену выдающихся полит. деятелей, а также отстранение некомпетентных политиков

-усиление конкурентной борьбы различных полит. партий на основе выдвижения ими новых полит. идей, проектов, программ.

-содействие развитию и укреплению демократии, поскольку там, где есть возможность полит. выбора, там есть и свобода слова, волеизъявления, то есть все то, что способствует демократическому процессу.

Типология полит маркетинга: маркетинг полит. кандидатов, маркетинг полит. организаций, маркетинг полит. идей, концепций.

Наши рекомендации