Формы и виды политического участия.
Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты своих прав и свобод), а также от конкретной политической ситуации.
В соответствии с этими условиями американские политологи С.Верба и Л.Пай выделяют: совершенно пассивные формы политического поведения граждан; участие только в выборах представительных органов; участие только в решении местных проблем; активное участие в предвыборных кампаниях; активное участие в политике; участие как форма профессиональной деятельности политика.
Другие политологи предпочитают говорить об “активных” формах политического участия (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.д.), “промежуточных” (участие граждан в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами), “наблюдательной” (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии), а также об “апатичном” отношении граждан к политике.
Формы политического участия различаются по масштабности, сфере социального распространения. Иначе говоря, обращение индивида к политическим средствам защиты своих интересов может либо предполагать его участие в решении вопросов общенационального характера, либо касаться местных проблем и ограничиваться рамками производственного коллектива, территориального самоуправления и проч. Сами формы политического участия могут быть как прямыми, выраженными непосредственными действиями индивида, так и косвенными, характеризующими его включение в политику через различные группы, организации и т.д.
Оптимальной формой политического участия для большинства населения являются выборы в представительные органы власти, а также референдумы. Эти формы взаимодействия индивида и государства очерчивают ясные сферы компетенции элит и остальной части населения, предоставляют возможности для проявления людьми самой различной степени активности и, что весьма важно, обладают временной ограниченностью, не требующей чрезмерных психологических нагрузок.
Характеризуя наиболее распространенные формы политического участия, следует сказать, что они могут быть организованными и неорганизованными, систематическимии периодическими, сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти. С точки зрения мотивации политических действий, можно говорить об автономных (выражающих сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) имобилизованных формах политического участия (характеризующих вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства или других политических структур. В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо выделить конвенциональные (то есть легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия.
Особым значением для политической системы, действующего режима правления обладают формы и способы политического участия, выражающие политический протест населения. Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Его наиболее распространенным источником является слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность с провозглашенными политическими целями режима (из-за признания их неверными, несправедливыми или устаревшими), психологическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений гражданина и государства, страх за свое будущее (ожидание репрессий, преследований за политические убеждения).
В зависимости от причин, вызвавших протест, граждане могут добиваться своих целей либо путем корректировки правительственного курса, не меняя при этом основ и принципов сложившейся политической системы и режима правления, либо борясь за изменение базисных основ и способов существования власти. В этом смысле формы политического протеста могут быть как конвенциональными, так и неконвенциональными.
К конвенциональным формам протеста можно отнести разрешенные властями демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, возражающих против того или иного решения правительства, отдельные акты гражданского неповиновения.
В качестве незаконных, неконвенциональных форм политического протеста могут рассматриваться запрещенные властями антиконституционные демонстрации и шествия, деятельность подпольных политических партий, политический терроризм, а также самые разрушительные для общества формы политического участия - революции. Стремясь предотвратить подобные действия, государства формируют структуры и механизмы, пресекающие несанкционированные формы политического участия населения, а также определяют процедуры совершенствования конституционных основ политического строя вплоть до изменения фундаментальных, базисных черт действующей системы власти ( то есть определяют условия и границы политического воздействия групп и граждан).
33.Роль выборов в политической жизни общества. Функции, принципы.
В современном мире выборы – это процедура, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании органов власти государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы– способ существования демократии, смены правящих элит, передача власти мирным путём через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важный признак демократического общества. Существуют общенациональные – президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, законодательные собрания штатов и выборы отдельных должностных лиц. Люди выдвигают представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают часть своих прав. Власть, избранная самими людьми – легитимная. Выборы – это форма контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы – возможность сменить её, привести к власти оппозицию. Выборы – эффективны только если в государстве действует избирательное право. Различают активное и пассивное избирательное право.
Избирательное право – совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение итогов, порядок отзыва и т.д.)
В функциях выборов в масштабах государства отражаются основные направления их влияния на общество и политические институты. Выделим следующие:
1. Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельныхслучаях), судебных органов, органов местного самоуправления; 2.Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората; 3.Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта; 4.Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться; 5.Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества; 6.Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.
Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий - «избирательный процесс»: собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения, митингах, встречах кандидатов с избирателями, выступлениях претендентов на выборную должность в средствах массовой информации и других.
Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить проявление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:1. Всеобщность избирательного права. 2. Альтернативность выбора.3. Равные права избирателей.4. Равные права кандидатов. 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей.
Основные принципы выборов.
Активное избирательное право – право человека избирать, лично участвовать в выборах. Осуществление такого права может быть прямым (депутаты избираются гражданами непосредственно) и косвенно.
Пассивное избирательное право – право быть избранным, т.е. право – быть кандидатом на определённую должность.
Принцип всеобщности – все совершеннолетние граждане государства, независимо от пола, местожительства, расы, имеют право участвовать в выборах. В большинстве государств мира действует этот принцип. Но он никогда не соблюдался в полной мере. Существует большое количество методов ограничения избирательного права.
Цензы – установленные законом обязательные требования, которыми должен обладать гражданин для получения права в участии в голосовании.
Виды избирательных систем.
Избирательная система – совокупность законов, с помощью которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования называется мажоритарной.
- абсолютное большинство – (побеждает кандидат, получивший 1 + 50% голосов)
- квалифицируемое большинство – (победителю необходимо набрать установленное большинство голосов – обычно >0.5)
Главное достоинство этой системы – учёт мнения большинства.
Выборы по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство. Основной недостаток – она не полностью выражает политическую волю населения.
В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков. Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае открытых списков, избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Эта система стимулирует многопартийность, создаёт возможности для существования небольших полит. партий. Она даёт возможность принимать решения, которые больше учитывают политические интересы разных групп населения. Недостатки: в условиях возрастания количества партий затруднено формирование правительства (оно нестабильно). Пропорциональная система не даёт возможности оценить личные качества кандидата в полной мере, т.к. голосование идёт за список.
Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.