Общая характеристика геополитики США
Как известно США являются федеративным многонациональным большим по территории государством состоящим из 50 штатов и множества органов самоуправления (графства муниципалитеты городов барроу вилленджи тауны тауншипы специальные округа по обслуживанию и школьные округа). Функции государственного управления штатов и местного самоуправления в США полнее чем в любой из других стран мира. Они учитывают пространственную дифференциацию специфических условий жизни и предпринимательства. Однако даже при этом уровень развития общества весьма не одинаков. Быстро развивающиеся районы соседствуют с территориями экономического застоя или деградации ареалы с относительно высоким уровнем благосостояния — с районами бедности.
Начиная с 60-х годов региональная политика стала неотъемлемой функцией государственного регулирования социально-экономического развития страны как в действиях федерального правительства так и в политике отдельных штатов. До этого вопросы регионального регулирования были прерогативой только штатов и местных органов.
Наиболее общей и распространенной формой реализации геополитики являются региональные программы. Выделяют три организационных подхода к реализации федеральных региональных программ:
1. Общегосударственный когда решение вопросов рассматривается на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти (комиссии сената и палаты представителей при конгрессе управление по разработке политики и Административно-бюджетное управление при президенте федеральный консультативный совет по экономическому развитию межведомственный координационный совет федеральные региональные советы при правительстве).
2. Ведомственный надштатный подход в соответствии с которым руководство региональными программами осуществляет система специальных независимых агентов (учреждений) в системе федерального правительства и специально созданных федерально-штатных органов. Наиболее крупные из них: совет по водным ресурсам; ведомства федерального консультативного совета;
Администрация долины р. Теннесси; комиссии по планированию развития речных бассейнов; Аппалачская региональная комиссия и др.
3. Ведомственный локальный подход 'Предусматривающий реализацию федеральных программ стимулирования развития локальных ареалов с опорой на активное участие местных властей. При этом подходе на ведомственном федеральном уровне осуществляется лишь финансирование общий контроль анализ и оценка программных мероприятий а разработка и выдвижение конкретных проектов — функция низших региональных органов.
На федеральном уровне за выработку и координацию региональной политики касающейся всей территории США отвечает Администрация экономического развития (ЕОА). Основная деятельность этого органа связана с реализацией программ экономического развития отстающих и депрессивных районов так называемых «реконструируемых ареалов» «округов экономического развития» зон предпринимательства и т.д. а также отслеживания экономических условий регионального развития в стране.
Администрация экономического развития входит в состав Министерства торговли и возглавляется заместителем министра по торговле и экономическому развитию. Эта организация финансирует координирует и контролирует большое число программ реализуемых на уровне местного самоуправления штатов.
На региональном уровне подход к управлению неоднороден и распадается на ряд иерархических подуровней: штатный субштатный и местный. На каждом из них создаются органы выполняющие плановые координирующие и управленческие функции во многих случаях на них возлагается и часть функций по реализации программ.
Еще в 30-е годы двадцатого столетия в США приступили к реализации федеральной региональной программы развития региона долины р. Теннесси который включает 12 штатов: Миссури Иллинойс Индиана Кентукки Западная Виргиния Виргиния Северная Каролина Южная Каролина Джор-жия Алабама Миссисипи Арканзас. Для реализации программы был создан специальный орган — Администрация долины р. Теннесси. С тех пор регион из отсталого депрессивного превращен в один из самых высокоразвитых. По аналогии реализуются программы развития Аппалачей и некоторых других регионов (8 регионов которые охватывают территории 28 штатов). Большинство штатов выражает желание разработать такие программы для себя.
Законом определены следующие признаки по которым территории различных штатов могут образовывать регионы экономического развития:
уровень безработицы существенно превосходит средненациональный;
уровень доходов на семью существенно ниже средненаиионального;
неудовлетворительное состояние жилищного фонда учреждений здравоохранения и образования;
сильная зависимость экономики региона от одной или двух отраслей хозяйства находящихся в состоянии длительного застоя;
высокий уровень оттока из региона рабочей силы или капитала;
отрицательное воздействие на экономику региона структурных сдвигов вызываемых техническим прогрессом;
сильная зависимость экономики региона от контрактов с военными ведомствами;
замедленные темпы промышленного развития.
В целом в деятельности региональных комиссий проявляется тенденция комплексного рассмотрения региональных проблем. Однако финансовые средства выделяются на ограниченное количество целевых мероприятий.
Программы разрабатываемые региональными комиссиями называются планами регионального развития. Обычно они составляются на пять лет и содержат:
анализ экономического положения региона;
оценку выполнения предыдущих программ;
долгосрочные и краткосрочные прогнозы основных показателей экономического развития;
формулировку генеральных долгосрочных целей регионального развития;
конкретизацию этих целей применительно к выбираемым главным направлениям воздействия на региональную экономику;
общую стратегию взаимодействия властей штатов входящих в регион реализации поставленных целей;
количественную оценку объема федеральных штатных и частных средств требуемых для достижения поставленных целей;
целевое распределение возможного объема федеральных ассигнований региональными комиссиями.
Следовательно многоштатные (федерально-штатные) региональные комиссии — это своеобразный программно-целевой орган координационного типа воздействующий на региональное развитие главным образом с помощью прогнозов планов исследований и частично административных рычагов не затрагивая при этом крупных средств. Промежуточное междуштатное положение этого органа а также смешанное представительство в нем федерального правительства и правительства штатов позволяют ему разрабатывать крупномасштабные региональные программы и определенным образом влиять на их реализацию.
Таким образом на протяжении многих десятилетий в США образовалась устойчивая и стабильная система выработки эффективной региональной политики. В ней участвуют федеральные органы штаты и органы местного самоуправления.
В заключение можно отметить что в Америке по уровню развития инфраструктуры четко выделяются два региона: Северная Америка и Южная Америка.
Северная Америка выступает мировым лидером в развитии традиционных отраслей инфраструктуры однако в качестве главной своей задачи при этом видит опережение других регионов в развитии новых отраслей захвате ведущих позиций в системах международной инфраструктуры в использовании для размещения инфраструктуры водной и космической сред географического пространства и других Считается что лидерство в развитии ведущих особенно новых отраслей инфраструктуры является одним из условий укрепления и расширения геополитического влияния на положение в мире.
Россия в геополитике США
В Америке думают на эту тему давно. А в последние 20 лет уходящего тысячелетия были озабочены этим вопросам денно и нощно что наглядно демонстрируют многие политические и финансовые лидеры. В 1998 г. Б. Клинтон будучи президентом США подписал секретную директиву № 500 где приказал военным нацелить дополнительное число ракет несущих ядерное оружие на Россию. По- своему « заботится» о народе нашей страны и ее злейший друг Бжезхинский. Он рассуждал о том что новые связи России с НАТО и Европейским союзом могут побудить Россию принять решение в пользу Европы. Это означает что за нас- русских украинцев татар и т.д. – судьбу России нашу судьбу уже решили в Вашингтоне. Самым сильным механизмом который должен заставить Россию идти на веревочке к цели обозначенной западом - ее долги международным инвесторам. Возвращать долги нечем кроме как распродавать за бесценок сырье а теперь наступил черед нашей земле Такое положение заставляет правителей РФ быть сговорчивыми и идти на геополитические уступки Западу.