Философско-политические воззрения Древнего мира.

Политическая мысль Средневековья.

Августин Блаженный . Европейская средневековая политическая мысль находится под влиянием христианской религии и римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничение духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая изображенная им в образе "Града Божьего", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Град Божий объединяет праведников, подражающие божественные наставления. Земной град, как результат греховной природы человека, построенный на отношениях господства, подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух "градов" фактически ставило духовную власть выше светской.

Фома Аквинский . Идея духовного превосходства над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении великого католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.

Учение Августина и Фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смешивать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светскими и церковными властями.

В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Таким образом закончилась эпоха Средневековья с ее политическими взглядами.

Транснациональная политика.

Государство как политический институт.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком и др. государствах. Однако данное определение не раскрывает всего многообразия свойств и признаков, вкладываемых в понятие «государства». Государство не относится к вечным феноменам. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для управления особые специализированные и публичные институты, обладающие возможностью использовать легитимное принуждение. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. Здесь отсутствует власть центральной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм. Как же происходит переход от общества без государства к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию, стремление лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации в однородную социальную группу, господствующую над остальной частью общества. Так появляется социальная стратификация, т.е. организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения. Таким образом, любая политическая система есть иерархическое соединение управляющих и управляемых, причем обладающие властью составляют меньшинство, называемое часто "политической элитой".

Казахстан - Россия

С Россией необходимо строить отношения на основе равноправия и взаимного уважения к интересам друг друга.

Московские политики должны понять, что наличие у Казахстана дополнительных транспортных выходов в конечном итоге положительно повлияет на развитие по-настоящему партнерских отношений между РФ и РК. В противном случае у Казахстана будут оставаться опасения возобновления имперской политики, а вместе с ними и желание избавиться от ее воздействия. Казахстан всегда будет дружественным России государством.

Надо постараться убедить Кремль пересмотреть перечень внешних угроз, в особенности замшелое восприятие Запада в виде извечного противника России, и сосредоточиться на реальных и потенциальных угрозах и вызовах.

Казахстан заинтересован в том, чтобы Россия геополитически и цивилизационно быстрее самоопределилась и стала органично взаимодействовать с евроатлантическим сообществом. Важно, чтобы Запад учитывал причины отхода России от него. Было бы лучше, если бы Европа и в особенности США не оттолкнули Россию еще больше, муссируя ее проблемы, и не списывали ее в разряд “чужих” и неисправимых.

Заявив о своем “европейском выборе”, Казахстан мог бы подтолкнуть и Россию вернуться на это направление. В некоторой степени РК легче этот выбор сделать, поскольку полная автономность не является сколько-нибудь привлекательным и жизнеспособным вариантом для нас, и мы не обременены воспоминаниями о былой великодержавной славе и связанными с этим чувствами разочарования и обиды. Казахстан мог бы стать опережающим партнером, еще одной евразийской страной, наряду с Турцией и Россией тяготеющей к Европе.

Казахстан - ЕС

Необходимо интенсивно развивать отношения с европейскими странами, особенно используя растущий интерес ЕС к Центральной Азии.

Надо максимально использовать позицию Казахстана как “соседа соседей” Европы. Южный Кавказ становится еще одним мостом, помимо России, связывающим ЦА с Европой географически и геополитически. В связи с этим соединение нашей нефтегазовой системы севропейской будет полезным во всех отношениях.

Казахстан может позиционировать себя как евразийское государство, сознательно сделавшее европейский выбор. Для этого он должен вступить в различные европейские структуры, в первую очередь Совет Европы, или как минимум стать наблюдателем в них.

В долгосрочной перспективе необходимо осуществить вариант перехода отношений с ЕС на более продвинутый уровень ассоциации.

Казахстан - США

Соединенные Штаты - супердержава и лидер евроатлантического мира, отношения с которыми крайне важны. Однако развитие связей с США не должно вредить отношениям с Россией, КНР и другими. В целом лучше не провоцировать обострения геополитического соперничества в регионе. Необходимо и дальше расширять сотрудничество с США.

Надо постараться переубедить Россию во враждебности НАТО, тем более что Москва сама явно не отрезает себе путь к сближению с альянсом, несмотря на риторику.

Казахстан - КНР

Китай является самым большим вызовом безопасности РК. Для его преодоления следует:

* четко знать свои интересы и создать такие механизмы, чтобы узкие и сиюминутные интересы не превалировали над национальными;

* отрегулировать вопросы миграции;

* интенсифицировать отношения и не упускать с ориентира другие центры силы, в первую очередь ЕС, а также азиатские державы - Индию и Японию;

* подталкивать Россию в сторону интеграции с Европой.

Необходимо при расширении ШОС добиваться принятия в нее Японии и Индии, которые бы естественным образом стали заинтересованными партнерами в обеспечении безопасности РК.

Вхождение технологически передовой Японии в ШОС в дальнейшем повысило бы привлекательность организации как способной содействовать экономическому развитию участников. Вступление же самой большой в мире демократии Индии могло бы позитивно повлиять на процессы политической модернизации региона.

Таким образом, внешнеполитическая составляющая стратегии национальной безопасности Казахстана должна быть ориентирована на партнерство и сближение с теми государствами, сообществами и центрами силы, которые способствовали бы укреплению политики, по-настоящему отвечающей долгосрочным интересам страны, хорошо понимаемой и принимаемой всеми.

Стратегия Казахстан 2030

«ПРОЦВЕТАНИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ И УЛУЧШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ВСЕХ КАЗАХСТАНЦЕВ» - Послание Президента страны народу Казахстана

Стратегия «Казахстан-2030» подготовлена в рамках конституционных обязанностей президента РК - выступать с ежегодными посланиями к народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики. Наше государство, да и общество в целом, нуждалось в более глобальном видении и стратегии, являющихся для нашей системой координат, в рамках которой мы могли бы составлять ежегодные планы действий. Поэтому особое место в Послании отводится этим вопросам.

Последующие ежегодные Послания Президента народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики содержат оценку реализации долгосрочной стратегии, а также определять конкретные задачи на предстоящий год.

Структура политологии

Говоря о структуре политологии, необходимо видеть два аспекта. Первый связан с наукой о политике, второй - с учебной дисциплиной. Политология как научное знание о политической действительности включает в себя целую систему теорий, относящихся к сфере политики. Обобщая, можно выделить следующие структурные элементы политологии: теория политики, политическая идеология, история политических учений, теория политических систем и управления политическими процессами, международных отношений и мировой политики.

Как научная дисциплина включает такую структуру политологии: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, обеспечения жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества, отношения людей с институтами власти, политическая коммуникация и средства массовой информации, стабильность политической системы и факторы, способствующие ее сохранению или ее подрыву. Важное место также занимают проблемы политических конфликтов и др.

Как и любая другая наука политология может успешно развиваться лишь в тесном взаимодействии с другими науками — философией, социологией, юриспруденцией, историей, психологией, экономикой и другими. В своих исследованиях политология опирается на философию как на свою теоретическую основу. Являясь наукой об универсальных законах развития природы, общества и познания, философия дает политологии знание общих закономерностей развития политической сферы жизнедеятельности общества, позволяет ей устанавливать источник развития процессов в этой сфере. Закономерности формирования, утверждения, функционирования, удержания и развития политической власти проявляются через деятельность народов, наций, классов, социальных слоев, групп, личностей. В связи с этим политология не может обойтись без выводов и обобщений социологии, которая исследует законы и закономерности развития и функционирования социальных систем, раскрывает механизм действия и формы проявления этих законов и закономерностей в деятельности различных общностей людей. Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политологию с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления. Политология по отношению к правовым наукам является более общей теорией. В то же время политологическое исследование будет неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций.

Политический плюрализм

По мнению многих ученых-политологов, плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества. Они считают, что разнородность общественных элементов - важный, но не единственный признак плюрализма. Он включает и ряд других взаимосвязанных признаков, в частности стимулирование многообразия общественной жизни путем создания условий для конкуренции и оппозиции. Это значит, что в обществе не запрещается, а, напротив, поощряется развитие разнообразных форм собственности, образование и деятельность различных политических партий, общественных организаций, культурных учреждений и т. д. Именно благодаря такому разнообразию в обществе создается необходимая система сдержек и противовесов, достигается баланс между различными элементами, которые, конкурируя друг с другом, способствуют социальному прогрессу в целом. Самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества еще один важный признак плюрализма. Только благодаря тому, что предоставляется каждому социальному институту, каждому гражданину равная самостоятельность в определении своих целей и действий, в обществе создается благоприятная обстановка для творчества, поиска альтернативных путей развития. Плюрализм предполагает наличие такого признака, как отказ от диктатуры и насилия, разрешение конфликтов непременно в рамках закона, мирными способами. К ним относятся терпимость к оппонентам (противникам в публичной беседе, дискуссии и т. п.), готовность к компромиссам, поиск консенсуса (согласия).

Важнейшим проявлением политического плюрализма является многопартийность. Под многопартийностью чаще всего понимают наличие двух и более партий. Но следует различать многопартийность как общественное явление, т. е. существование в той или иной стране более одной партии, и многопартийность (или двухпартийность) как систему партийной власти, т. е. непосредственное участие партий в избирательных кампаниях и деятельность представителей этих партий в органах власти. Большинство ученых сходятся во мнении, что в любом случае по сравнению с однопартийной многопартийная или двухпартийная система политической власти более прогрессивна, ибо правящая партия проводит свою политику не в обстановке политического монополизма, а в постоянном поиске консенсуса с представителями других политических сил. Причем исполнительная власть в западных демократиях действует, как вам известно, под контролем законодательной власти и нередко в противоборстве с ней, а в законодательных органах всегда то или иное количество мандатов находится в руках оппозиционных партий. Это и есть система противовесов, характеризующих плюрализм. Однако действующие механизмы двух- или многопартийной системы не идеальны. Так, хотя формально во многих странах Запада и провозглашено равенство всех партий, на деле кандидаты малых партий, как и независимые кандидаты, не имеют возможности широко использовать средства массовой информации для пропаганды своих идей. Так, во время избирательной кампании 1980 г. в США Дж. Картер и Р. Рейган израсходовали 18 млн долларов только на телевизионную рекламу. Небольшая партия вряд ли располагает такими средствами. Не случайно при наличии множества партий политической ареной завладевают чередующиеся у власти крупные традиционные партии, располагающие значительными денежными средствами.

Философско-политические воззрения Древнего мира.

В политических взглядах Древнего Востока превалировала мысль о божественном происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже в Х1-V11 столетиях до нашей эры. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран.

В развитии древнеиндийской политической мысли важное место занимает трактат "Артхашастра", специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации государственной власти и неограниченной власти царя всей экономической и политической жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства.

В начале первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии появились "Законы Мацу", в которых обожествляется социально-политическое неравенство, закрепленное в виде разделения всех людей на "варны" или касты, из которых одни -"высшие", другие - "низшие", т.е. определенная социальная пирамида, на вершине которой восседают царь и его советники, наиболее богатые и знатные люди - брахманы.

История древнего китайского рабовладельческого общества характеризуется ожесточенной борьбой рабовладельцев и рабов, родовой знати и разоряющихся общинников. Острота классовых конфликтов обусловила борьбу различных направлений политической мысли. Господствующей была политическая идеология рабовладельческой знати, в которой значительное место уделялось обоснованию идеи божественной природы царской власти. Царь был "сын неба", осуществляющий государственное управление по велению неба. Одним из великих и оригинальных мыслителей человечества является китайский ученый, поэт и философ Конфуций /551-479 г.г. до н.э. /, который положил начало целому течению в философии и политике - конфуцианству, которое весьма противоречиво. Благо народа - центральный пункт конфуцианской доктрины властвования. А отсюда и представление о государстве как о большой семье, где государь - отец своих подданных, ему преданы чиновники, которые свое право на управление постоянно доказывают знаниями, способностями, мудростью и добродетелью. Народ беспрекословно выполняет волю царя. Одновременно, боясь народных восстаний, Конфуций призывал к "разумному" использованию государственной власти. Конфуцианская модель государственного устройства по своей сути утопична, но многие идеи великого мыслителя находят практическое применение в политике и в наши дни. Античная цивилизация, культура древних греков и римлян оказали огромное влияние на общий процесс становления и развития мировой культуры, вошли в сокровищницу мировой политической мысли и являются частью современной жизни.

Одну из первых попыток моделирования политической жизни, создания ряда концепций политической мысли мы находим в Древней Греции. Пифагор (580 - 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) внес громадный вклад в историю философии и политической мысли. Он является зачинателем политической науки как отдельной самостоятельной дисциплины. Им написаны труды "Политика", "Афинская политика", "Этика". Его называют "отцом политологии".

Сущность политики состоит в том, писал Аристотель, чтобы наделить граждан хорошими качествами. Иначе говоря, цель политики - благо для всех. Метод политики как науки - это метод анализа. Государство Аристотель рассматривает как форму общежития граждан. Политическое устройство предполагает власть закона, ибо где не действует закон, там нет политического устройства.

Государство, по мнению Аристотеля, состоит из граждан, которые участвуют в суде и управлении, несут воинскую службу и служат богам. Оно возникает как завершение эволюции семьи и селения. Власть в государстве - это продолжение и развитие власти главы семьи.

Безусловный приоритет Аристотель отдаетполитии (республике) - власти большинства. Полития у него средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. Величайшим благом для государства он считает обладание гражданами собственностью средней, но достаточной. Многочисленный средний элемент нейтрализует, по мысли Аристотеля, опасность раскола населения на борющиеся партии.

Наши рекомендации