Урок 79. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»
Цели: обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Анализ изложений. Работа над ошибками
2. Орфографическая минутка
— Замените словосочетания одним словом, отвечающим!
на вопрос какой ?.
° Суп, который готовится на молоке. (Молочный.) " Порт на реке. (Речной.) й Суп из овощей. (Овощной.) • ° Животное, которое питается мясом других животных]
(Хищное.)
• Часы, в которых песок пересыпается из верхней емкости в нижнюю. (Песочные.)
• Порошок из яиц. (Яичный.)
• Зверь, которого приручили. (Ручной.)
- Запишите слова в строчку, через запятую.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Катя, Игорь, Верочка, Дарья, Оленька, Люда, Анна.
— Прочитайте слова. Что у них общего?
— Назовите слово, в котором нет мягких согласных звуков.
— Как обозначается мягкость согласных в остальных словах?
— Назовите слова, в которых мягкость обозначена гласными буквами.
— В каких словах мягкость согласного звука обозначена мягким знаком?
- В каком слове мягкость согласного звука не обозначена мягким знаком?
- Объясните написание этого слова.
- Сделайте вывод: какова тема урока?
IV. Работа по теме урока Упр. 6 (с. 6).
— Прочитайте задания к упражнению.
- На какие группы можно разделить слова?
- В каких словах обозначается мягкость указанных согласных звуков?
- Мягкость каких согласных не будем обозначать мягким знаком?
- Какое слово с непроверяемой орфограммой встретилось в тексте упражнения? Назовите орфограмму в этом слове.
(Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно. Затем приводится самопроверка. Учащиеся по цепочке читают слова (I пЫ.нсняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Упр. 7 (с. 6).
(Учащиеся объясняют написание слов с пропущенными орфограммами. Остальные задания выполняют самостоятельно.)
Упр. 8 (с. 6).
(Устное выполнение. Вариант /. На каждой парте орфоэпический словарь. Учащиеся в парах читают слова, затем проверяют друг друга по словарю. Вариант 2. Два-три ученика ищут в орфоэпическом словаре слова, пока остальные работают в парах, Затем учащиеся цепочкой произносят слова, а ученики у доски проверяют.)
Упр. 9 (с. 7).
(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)
VII. Рефлексия
(Письмо под диктовку.)
В чаще леса свишут синички. Трещат сороки. Цветут ландыши.
(Учащиеся проверяют друг друга в парах по образцу на доске' или на листочках, приготовленных учителем.)
— Правильно ли записал текст ваш сосед? Оцените его.
«!» — молодец, ты все написал правильно.
«+•» — хорошо, но еще немного ошибаешься.
«—» — тебе нужна помощь учителя.
(Также можно использовать КИМы (с. 43).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы повторяли на уроке?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кто доволен своей работой?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 10 (с. 7).
Урок 80. Развитие речи. Обучающее изложение
Цели: учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; оценивать уместность использования слов в тексте; находить в словах изученные орфограммы.
Ход у ро ка
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
1. Подготовительная беседа
2. Постановка целей урока
П|. Работа по теме урока
I. Знакомство с текстом для изложения
Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки дружно защебетали.
(По Л. Толстому)
Прочитайте текст.
Где находилось гнездо ласточек?
Что такое наличник?
(Учитель показывает детям иллюстрацию или фотографию наличника.)
Какая у птиц случилась беда? Как Петя помог птицам?
I. Анализ текста
(Анализ по вопросам и запись ключевых слов для построения типов.)
Где было гнездо ласточек? (Над наличником окна,} Что случилось однажды с птенчиком? (Выпал из гнезда,) - Как вели себя ласточки? (Кружились, пищали.} Кто это увидел?
Что сделал мальчик? (Поднял птенчика, посадил в гнездо.) Как теперь вели себя птицы? (Весело защебетали.} * Сколько частей в тексте? Как вы это определили?
Прочитайте,, какими выражениями описаны голоса ласточек. (Звучно пищали, весело защебетали). Почему звуки птичьих голосов автор описывает по-разному? (В первый раз ласточки пищали, потому что птенец выпал из гнезда. Второй раз они радовались.}
.1. Орфографическая подготовка
Прочитайте текст по предложениям еще раз и объясните написание слов.
Какие орфограммы в словах мы еще не знаем? Составим словарь для справок. ('лова для справок: наличник, однажды, звучна, защебетали.
4. Самостоятельная работа учащихся
(Проверка изложений. Оценка.)
IV. Рефлексия
— Кто доволен своей работой?
— В чем испытали трудность?
V. Подведение итогов урока
— Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?!
— Чему еще учились на уроке?
Домашнее задание
Приготовить диктант для соседа: по два слова с пропущенны ми орфограммами (с мягким знаком, сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).
Урок 8 1. Контрольный диктант
Цель: проверить навыки написания букв, обозначающих мяг-| кость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ. раздельного написания слон и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в кон-| це предложений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло-| вах изученные орфограммы на слух; применять правила правопи-1еания; проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки; разделять слова для переноса; характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Диктант для соседа
(Учащиеся обмениваются листочками с домашним заданием, приготовленным к предыдущему уроку. Выполняют работу в течение 1—2 минут, оценивают соседа.)
III. Самоопределение к деятельности
— Какие орфограммы вы повторяли, выполняя задание соседа?
— Какие еще орфограммы вы знаете?
— Сегодня на уроке мы проверим ваши знания.
IV. Контрольный диктант
В лесу
Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики. (24 слова]
Грамматические задания
1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.
3. Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом. (Также можно использовать КИМы (с. 50).)
V. Рефлексия
— Прочитайте диктант «жужжащим» чтением еще раз и проверьте написание слов.
— Оцените себя с помощью «светофора».
VI. Подведение итогов урока
— Знание каких орфограмм мы проверили на уроке?
— Довольны ли вы своей работой?
— Кто сомневается в правильности выполнения работы?