Урок 79. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»

Цели: обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографиче­ские ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Анализ изложений. Работа над ошибками

2. Орфографическая минутка

— Замените словосочетания одним словом, отвечающим!

на вопрос какой ?.

° Суп, который готовится на молоке. (Молочный.) " Порт на реке. (Речной.) й Суп из овощей. (Овощной.) • ° Животное, которое питается мясом других животных]

(Хищное.)

• Часы, в которых песок пересыпается из верхней емкости в нижнюю. (Песочные.)

• Порошок из яиц. (Яичный.)

• Зверь, которого приручили. (Ручной.)

- Запишите слова в строчку, через запятую.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Катя, Игорь, Верочка, Дарья, Оленька, Люда, Анна.

— Прочитайте слова. Что у них общего?

— Назовите слово, в котором нет мягких согласных звуков.

— Как обозначается мягкость согласных в остальных словах?

— Назовите слова, в которых мягкость обозначена гласными буквами.

— В каких словах мягкость согласного звука обозначена мяг­ким знаком?

- В каком слове мягкость согласного звука не обозначена мягким знаком?

- Объясните написание этого слова.

- Сделайте вывод: какова тема урока?

IV. Работа по теме урока Упр. 6 (с. 6).

— Прочитайте задания к упражнению.

- На какие группы можно разделить слова?

- В каких словах обозначается мягкость указанных согласных звуков?

- Мягкость каких согласных не будем обозначать мягким знаком?

- Какое слово с непроверяемой орфограммой встретилось в тексте упражнения? Назовите орфограмму в этом слове.

(Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно. Затем приводится самопроверка. Учащиеся по цепочке читают слова (I пЫ.нсняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Упр. 7 (с. 6).

(Учащиеся объясняют написание слов с пропущенными ор­фограммами. Остальные задания выполняют самостоятельно.)

Упр. 8 (с. 6).

(Устное выполнение. Вариант /. На каждой парте орфоэпи­ческий словарь. Учащиеся в парах читают слова, затем проверяют друг друга по словарю. Вариант 2. Два-три ученика ищут в ор­фоэпическом словаре слова, пока остальные работают в парах, Затем учащиеся цепочкой произносят слова, а ученики у доски проверяют.)

Упр. 9 (с. 7).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

VII. Рефлексия

(Письмо под диктовку.)

В чаще леса свишут синички. Трещат сороки. Цветут ландыши.

(Учащиеся проверяют друг друга в парах по образцу на доске' или на листочках, приготовленных учителем.)

— Правильно ли записал текст ваш сосед? Оцените его.

«!» — молодец, ты все написал правильно.

«+•» — хорошо, но еще немного ошибаешься.

«—» — тебе нужна помощь учителя.

(Также можно использовать КИМы (с. 43).)

VIII. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы повторяли на уроке?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Кто доволен своей работой?

— Где допустили ошибки?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 10 (с. 7).

Урок 80. Развитие речи. Обучающее изложение

Цели: учить определять тему текста, пересказывать содержа­ние текста с опорой на вопросы плана; формировать умение уста­навливать связь между предложениями; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте кон­кретные сведения, факты; определять тему и главную мысль тек­ста; оценивать уместность использования слов в тексте; находить в словах изученные орфограммы.

Ход у ро ка

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

1. Подготовительная беседа

2. Постановка целей урока

П|. Работа по теме урока

I. Знакомство с текстом для изложения

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки дружно защебетали.

(По Л. Толстому)

Прочитайте текст.

Где находилось гнездо ласточек?

Что такое наличник?

(Учитель показывает детям иллюстрацию или фотографию наличника.)

Какая у птиц случилась беда? Как Петя помог птицам?

I. Анализ текста

(Анализ по вопросам и запись ключевых слов для построения типов.)

Где было гнездо ласточек? (Над наличником окна,} Что случилось однажды с птенчиком? (Выпал из гнезда,) - Как вели себя ласточки? (Кружились, пищали.} Кто это увидел?

Что сделал мальчик? (Поднял птенчика, посадил в гнездо.) Как теперь вели себя птицы? (Весело защебетали.} * Сколько частей в тексте? Как вы это определили?

Прочитайте,, какими выражениями описаны голоса ласто­чек. (Звучно пищали, весело защебетали). Почему звуки птичьих голосов автор описывает по-раз­ному? (В первый раз ласточки пищали, потому что птенец выпал из гнезда. Второй раз они радовались.}

.1. Орфографическая подготовка

Прочитайте текст по предложениям еще раз и объясните написание слов.

Какие орфограммы в словах мы еще не знаем? Составим словарь для справок. ('лова для справок: наличник, однажды, звучна, защебетали.

4. Самостоятельная работа учащихся

(Проверка изложений. Оценка.)

IV. Рефлексия

— Кто доволен своей работой?

— В чем испытали трудность?

V. Подведение итогов урока

— Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?!

— Чему еще учились на уроке?

Домашнее задание

Приготовить диктант для соседа: по два слова с пропущенны ми орфограммами (с мягким знаком, сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).

Урок 8 1. Контрольный диктант

Цель: проверить навыки написания букв, обозначающих мяг-| кость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосо­четаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ. раздельного написания слон и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в кон-| це предложений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло-| вах изученные орфограммы на слух; применять правила правопи-1еания; проверять себя, находить в собственной работе орфогра­фические ошибки; разделять слова для переноса; характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Диктант для соседа

(Учащиеся обмениваются листочками с домашним заданием, приготовленным к предыдущему уроку. Выполняют работу в те­чение 1—2 минут, оценивают соседа.)

III. Самоопределение к деятельности

— Какие орфограммы вы повторяли, выполняя задание соседа?

— Какие еще орфограммы вы знаете?

— Сегодня на уроке мы проверим ваши знания.

IV. Контрольный диктант

В лесу

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики. (24 слова]

Грамматические задания

1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.

2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.

3. Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом. (Также можно использовать КИМы (с. 50).)

V. Рефлексия

— Прочитайте диктант «жужжащим» чтением еще раз и про­верьте написание слов.

— Оцените себя с помощью «светофора».

VI. Подведение итогов урока

— Знание каких орфограмм мы проверили на уроке?

— Довольны ли вы своей работой?

— Кто сомневается в правильности выполнения работы?

Наши рекомендации