Урок 68. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными
Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; строить сообщения в устной и письменной форме.
Оборудование: иллюстрации с изображением лебедей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(На доске запись.) Летели лебеди с лебедятами.
— Спишите предложение.
— Найдите и подчеркните основу предложения. (Лебеди летели.)
— Сколько слогов в каждом слове? Как вы это определили?
— Вертикальной линией разделите слова на слоги.
— Есть ли в словах предложения твердые согласные звуки?
— Назовите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова». Проверьте их. (Летели — полет, с лебедятами —лебеди.}
— Кто сможет подобрать слово, чтобы проверить безударную гласную в слове лебеди? (Лебедушка.)
2. Развитие речи
(Учитель показывает иллюстрации с изображением лебедей.)
— Посмотрите на лебедей. Эти птицы всегда вызывали у людей восхищение. Посмотрите, какое у них оперение. С чем можете сравнить? (Белое, как первый снег, шелковистое.)
— Как изогнута шея лебедя? (Красиво, плавно, изящно, грациозно, величественно.)
— Составьте небольшой рассказ о лебеде. (Учащиеся зачитывают свои работы, учитель отмечает удачные речевые находки.)
III. Работа по теме урока
— Откройте с. 125 и прочитайте, какую тему мы будем сегодня на уроке повторять.
— Прочитайте правило.
— Что нового узнали из правила? (Ничего, все это мы уже знали.} Тема урока неновая , поэтому работаете сегодня самостоятельно. Упр. 204 (с. 125). (Самостоятельное выполнение.)
— Какие слова записали?
— В каких словах все согласные звуки мягкие? (Лебеди — лебедь, тюлени — тюлень.)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
Упр. 205 (с. 125).
(Самостоятельное выполнение. Сверка с образцом на кон-
трольных карточках. Самооценка.)
VI. Рефлексия
— Спишите текст без ошибок.
Сеньтябр холоден, да сыт.
Нойабр сеньтабрю внук, октьабрю — сые, зимэ родной брат.
{Один ученик работает на обратной стороне доски, остальные — в тетрадях. Самопроверка. Самооценка.)
VII. Подведение итогов урока
— Оцените свою работу за весь урок.
— Что у вас получилось очень хорошо?
— Что не получилось?
Домашнее задание
Выполнить упр. 206 (с. 126).
Урок 69. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными
Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: иллюстрации с изображением тюленей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
У лесника
Мой дед лесник. Он изучал жизнь птиц. Ворону он научил говорить. Летом я живу у деда в лесу. Утром я бегу на речку и умываюсь холодной подои. По пути я рву лесные ягоды.
(Работа ведется по плану: 1) разбор орфограмм и сложного
I шписания слов; 2) запись текста под диктовку.
Также можно использовать КИМы (предупредительный диктант «Храбрый дрозд», с. 69).)
2. Словарная работа
— Отгадайте загадку.
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти, домой.
Мы изящны и легки,
Мы —фигурные... (коньки). (Учитель записывает слово на доске.)
— Поставьте ударение, назовите безударную гласную букву, которую нужно запомнить.
—• Как думаете, слова копь и коньки однокоренные? (Предположения детей.)
Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело
II том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове.
III. Развитие речи Упр. 208 (с. 127),
— Прочитайте текст. Кто такой белек? (Детеныш тюленя^
— Почему у него такое необычное название?
— Каким вы себе представили белька?
— Значение каких слов вам непонятно?
— Что такое глыба? (Глыба — большой обломок твердого вещества — камня или льда.)
— Определите тему текста. (Детеныш тюленя.)
— Озаглавьте текст. («Белел:».)
— Самостоятельно найдите ответы на вопросы и напишите
предложения. (Несколько учащихся читают свои тексты.)
IV. Рефлексия
— Что на уроке вам понравилось?
— Какая работа показалась сложной?
— Оцените свою работу на уроке.
V. Подведение итогов урока
— Чем был полезен для вас урок?
Домашнее задание
Выполнить упр. 207 (с. 122).