Урок 68. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мяг­кость согласных звуков на письме; строить сообщения в устной и письменной форме.

Оборудование: иллюстрации с изображением лебедей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(На доске запись.) Летели лебеди с лебедятами.

— Спишите предложение.

— Найдите и подчеркните основу предложения. (Лебеди летели.)

— Сколько слогов в каждом слове? Как вы это определили?

— Вертикальной линией разделите слова на слоги.

— Есть ли в словах предложения твердые согласные звуки?

— Назовите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова». Проверьте их. (Летели — полет, с лебедятами —ле­беди.}

— Кто сможет подобрать слово, чтобы проверить безударную гласную в слове лебеди? (Лебедушка.)

2. Развитие речи

(Учитель показывает иллюстрации с изображением лебедей.)

— Посмотрите на лебедей. Эти птицы всегда вызывали у лю­дей восхищение. Посмотрите, какое у них оперение. С чем можете сравнить? (Белое, как первый снег, шелковистое.)

— Как изогнута шея лебедя? (Красиво, плавно, изящно, граци­озно, величественно.)

— Составьте небольшой рассказ о лебеде. (Учащиеся зачитывают свои работы, учитель отмечает удач­ные речевые находки.)

III. Работа по теме урока

— Откройте с. 125 и прочитайте, какую тему мы будем сегодня на уроке повторять.

— Прочитайте правило.

— Что нового узнали из правила? (Ничего, все это мы уже знали.} Тема урока неновая , поэтому работаете сегодня самостоятельно. Упр. 204 (с. 125). (Самостоятельное выполнение.)

— Какие слова записали?

— В каких словах все согласные звуки мягкие? (Лебеди — ле­бедь, тюлени — тюлень.)

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

Упр. 205 (с. 125).

(Самостоятельное выполнение. Сверка с образцом на кон-

трольных карточках. Самооценка.)

VI. Рефлексия

— Спишите текст без ошибок.

Сеньтябр холоден, да сыт.

Нойабр сеньтабрю внук, октьабрю — сые, зимэ родной брат.

{Один ученик работает на обратной стороне доски, осталь­ные — в тетрадях. Самопроверка. Самооценка.)

VII. Подведение итогов урока

— Оцените свою работу за весь урок.

— Что у вас получилось очень хорошо?

— Что не получилось?

Домашнее задание

Выполнить упр. 206 (с. 126).

Урок 69. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мяг­кость согласных звуков на письме; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: иллюстрации с изображением тюленей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

У лесника

Мой дед лесник. Он изучал жизнь птиц. Ворону он научил говорить. Летом я живу у деда в лесу. Утром я бегу на речку и умываюсь холодной подои. По пути я рву лесные ягоды.

(Работа ведется по плану: 1) разбор орфограмм и сложного

I шписания слов; 2) запись текста под диктовку.

Также можно использовать КИМы (предупредительный дик­тант «Храбрый дрозд», с. 69).)

2. Словарная работа

— Отгадайте загадку.

И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лед узором тонким,

Не хотят идти, домой.

Мы изящны и легки,

Мы —фигурные... (коньки). (Учитель записывает слово на доске.)

— Поставьте ударение, назовите безударную гласную букву, которую нужно запомнить.

—• Как думаете, слова копь и коньки однокоренные? (Предпо­ложения детей.)

Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разо­шлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело

II том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Если вы это запомните, вам бу­дет проще запомнить безударную гласную в слове.

III. Развитие речи Упр. 208 (с. 127),

— Прочитайте текст. Кто такой белек? (Детеныш тюленя^

— Почему у него такое необычное название?

— Каким вы себе представили белька?

— Значение каких слов вам непонятно?

— Что такое глыба? (Глыба — большой обломок твердого ве­щества — камня или льда.)

— Определите тему текста. (Детеныш тюленя.)

— Озаглавьте текст. («Белел:».)

— Самостоятельно найдите ответы на вопросы и напишите

предложения. (Несколько учащихся читают свои тексты.)

IV. Рефлексия

— Что на уроке вам понравилось?

— Какая работа показалась сложной?

— Оцените свою работу на уроке.

V. Подведение итогов урока

— Чем был полезен для вас урок?

Домашнее задание

Выполнить упр. 207 (с. 122).

Наши рекомендации