В конце слова в середине слова в начале слова.

4. Повторение стихов и скороговорок на Л (см. занятия 58, 59-60, 61).

5. Заучивание новых скороговорок

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

— Заяц белый, заяц белый!

Ты куда за лыком бегал ?

Заяц белый зашептал:

— Я не бегал, я скакал!

6. Слова на Л из скороговорки, деление их на слоги "Телеграф")

7. Печатание по следам анализа 2-3 слов из скороговорки.

8. Аппликация "Заяц белый".

(игра

Занятие 63

1. Звук Л — Л — Л (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

кла-кло-клу-клы

акл-окл-укл-ыкл

кло-клу-клы-кла

окл-укл-ыкл-акл

клу-клы-кла-кло

укл-ыкл-акл-окл

клы-кла-кло-клу

ыкл-акл-окл-укл

лка-лко-лку-лкы

алк-олк-улк-ылк

лко-лку-лкы-лка

олк-улк-ылк-алк

лку-лкы-лка-лко

улк-ылк-алк-олк

лкы-лка-лко-лку

ылк-алк-олк-улк

3. Слова

Клава клок клык

класс клуб свекла

кладовка клумба Клаша

класть клубок клуша

клад клубника Фекла

клавиши клоун закладка

4. Игры с этими словами "Телеграф"(деление на слоги), "Запомни, повтори"(на внимание и память), "1-2-5-6-7-8-9-10"

(счет без "3" и "4").

5. Составление и проговаривание словосочетаний со словами из п. 3 с притяжательным прилагательным Клавин

Это Клавин класс.

Это Клавина клумба и т.д.

6. Заучивание скороговорок

Клава клала лук на полку,

Позвала к себе Николку.

Клава, Клава, глянь в окно,

Сколько снегу намело,

И в лесу, и в саду

Сосны, елки все в снегу.

7. Спряжение

а) в настоящем и прошедшем времени

класть лук на полку;

б) в будущем и прошедшем времени

полоть гладиолусы на клумбе.

8. Рисование "Гладиолусы на клумбе".

Занятие 64

1. Звук Л — Л — Л (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

сла-сло-слу-слы

асл-осл-усл-ысл

сло-слу-слы-сла

осл-усл-ысл-асл

слу-слы-сла-сло

усл-ысл-асл-осл

слы-сла-сло-слу

ысл-асл-осл-усл

лса-лсо-лсу-лсы

лсо-лсу-лсы-лса

лсу-лсы-лса-лсо

лсы-лса-лсо-лсу

То же самое со звуком 3 (зла-зло-злу-злы лза-лзо-лзу-лзы

3. Слова

слон

слово

Слава

слоненок

слоги

сладкий

слонята

весло

сласти

слониха

слух

узлы

слоник

слушать

слабый

слоновый

заслуга

злой

слоновник

слышать

послать

алс-олс-улс-ылс олс-улс-ылс-алс улс-ылс-алс-олс ылс-алс-олс-улс

азл-озл-узл-ызл и т.д. алза-олза-улза-ылза и т.д.).

4. Выделение и проговаривание родственных слов (см. п. 3).

5. Игра "1-2-5-6-7-8-9-10"со словами слон, слониха, слоненок, слоник.

6. Упражнения с разрезной азбукой, печатание слов, составление схем по следам звуко-слогового анализа: слон, слоны, слоник. Ударение. Правописание безударной гласной.

7. Заучивание серии стишков о слонах

Слоны умны, слоны сильны, Слоны спокойны, веселы.

Головой кивает слон — Он слонихе шлет поклон.

Спит в углу моя слониха, Двое маленьких слонят Спать давным-давно хотят.

Спит спокойно сытый слон, Стоя спать умеет он.

8. Аппликация "Слон".

Занятие 65

1. Звук Л — Л - Л (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

гла-гло-глу-глы

абл-обл-убл-ыбл

гло-глу-глы-гла

обл-убл-ыбл-абл

глу-глы-гла-гло

убл-ыбл-абл-обл

глы-гла-гло-глу

ыба-абл-обл-убл

лпа-лпо-лпу-лпы

алф-олф-улф-ылф

лпо-лпу-лпы-лпа олф-улф-ылф-алф

лпу-лпы-лпа-лпо

улф-ылф-алф-олф

лпы-лпа-лпо-лпу

ылф-алф-олф-улф

3. Слова

платье

плов

флаг

платок

плохо

флакон

плакат

пломба

флот

платан

плуг

флотилия

пластик

плыть

флоксы

пластилин

каблук

глаза

пластмасса

блуза

гладиолус

плавать

яблоко

гладкий

пловец

блокнот

гладить

заплатка

хлопать

глупый

плавник

хлыст

глубокий

4. Подбор предметов к признакам.

Голубой

голубая

голубое

пластмассовый

пластмассовая

пластмассовое

белый

белая

белое

глупый

глупая

глупое

глубокий

глубокая

глубокое

спелый

спелая

спелое

Проговаривание полученных словосочетаний.

5. Спряжение в прошедшем времени

заблудиться в глухом лесу

полоскать голубое платье в холодной воде

полоскать белый халат в холодной воде.

6. Рассказ "Белка и волк"(по Л.Н. Толстому)

а) пересказ;

б) выделение слов со звуком Л;

в) родственные слова

белка— волк —

7. Иллюстрация к рассказу "Белка и волк".

Занятие 66

1. Звуки Л, Ш (произнесение звуков).

2. Слоговые ряды

шла-шло-шлу-шлы шло-шлу-шлы-шла шлу-шлы-шла-шло шлы-шла-шло-шлу

ашл-ошл-ушл-ышл ошл -ушл - ышл -ашл ушл-ышл-ашл-ошл ышл-ашл -ошл -ушл

3. Слова

лша-лшо-лшу-лши лшо-лшу-лши-лша лшу-лши-лша-лшо лши-лша-лшо-лшу

алш-олш-улш-ылш олш-улш-ылш-алш улш-ылш-алш-олш ылш-алш-олш-улш

шла

вышла

вошла

зашла

подошла

отошла

шлак

шланг

шлагбаум

шлакобетон

шлакоблок

шлаковый

нашла

4. Выделение приставочных глаголов (от глагола шла).

5. Составление предложений с этими глаголами о Клаве и шлагбауме.

6. Скороговорка

Шла Клава по шоссе и нашла булавку.

7 Рассказ по Л.Н. Толстому "Хотела галка пить"(адаптированный)

Хотела галка пить Видит стоит кувшин. А в нем вода. Подошла галка к кувшину. А в нем воды на самом донышке. Скакала, скакала галка — никак не достала. Отошла галка. Подумала и стала поднимать камешки и кидать в кувшин. Вода поднялась высоко, и галка напилась. Заучивание рассказа, выделение слов со звуком Л.

8. Иллюстрация к рассказу "Хотела галка пить".

9. Игра "1-2-5-6-7-8-9-10"(галкин голубой кувшин).

10. Постановка звука Ж (вызывание по подражанию с тактильно-вибрационным контролем).

Занятие 67

1. Звук Ж — Ж — Ж (длительное произнесение).

2. Слоговые ряды

жа-жа— жа-жа-жа жа-жо-жу-жи

жо-жо— жо-жо-жо жо-жу-жи-жа

жу-жу— жу-жу-жу жу-жи-жа-жо

жи-жи— жи-жи-жи жи-жа-жо-жу

3. Слова

жаба жёлудь жук

кожа жёлтый ежи

лужа флажок ужи

лежать снежок лыжи

ножи лужок скажи

4. Родственные слова

уж — ужонок (ужата), ужиха, ужиный;

ёж — ежонок (ежата), ежиха, ёжик, ежиный, ежевика.

5. Игра "Запомни, повтори"(слова см. п. 3).

6. Прямой и обратный счет 1<->10(слова см. п. 4 выборочно)

7. Договаривание предложений (добавляется словосочетание ежиха с ежатами в разных падежах):

Женя побежал к лесу и увидел...

Он подбежал поближе к...

От Жени убежали в глубь леса...

Женя обежал всю опушку и не нашел...

Женя очень жалел, что не может показать, где живут...

8. Заучивание скороговорок о еже

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

Бедный ёжик ёжится—

Всё ему неможется.

И синеет кожица —

Так ему неможется.

9. Выделение из скороговорок слов со звуком Ж, звуко-слоговой анализ, схемы этих слов.

10. Иллюстрация к скороговорке о еже.

11. Подготовка к постановке звука Р. Упражнения "Чашечка", "Барабан", "Гармошка", "Лошадки", Грибок", "Пулемет".

Занятие 68

1. Звук Ж — Ж — Ж (длительное произнесение).

2. Слоговые ряды

жла-жло-жлу-жлы ажл-ожл-ужл-ыжл

жло-жлу-жлы-жла ожл-ужл-ыжл-ажл

жлу-жлы-жла-жло ужл-ыжл-ажл-ожл

жлы-жла-жло-жлу ыжл-ажл-ожл-ужл

лжа-лжо-лжу-лжи

лжо-лжу-лжи-лжа

лжу-лжи-лжа-лжо

лжи-лжа-лжо-лжу

3. Заучивание скороговорок о жуке

Жук жужжит: "Жу-жу-жу/"

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу".

Жук упал и встать не может:

Ждет он, кто ему поможет.

Жужжит над жимолостью жук,

Тяжелый на жуке кожух.

4. Выделение слов на звук Ж из скороговорок о жуке.

5. Подбор признаков и действий к предмету

Жук

маленький летит

жужжащий сидит

живой жужжит и т.д.

6. Спряжение в настоящем времени

слушать жужжание жука бежать за жужжащим жуком.

7. Печатание

а) буквы Ж;

б) слогов ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ;

в) слов: ЖУК, ЕЖИ, ЁЖ, УЖ, УЖИ. Правило правописания жи.

8. Прямой и обратный счет 1<->10(исключить 3, 4) со словосочетанием жужжащий жук.

9. Аппликация "Жук".

10. Подготовка к постановке звука Р. Упражнения "Чашечка", "Барабан", "Гармошка", "Лошадки", Грибок", "Пулемет".

Занятие 69

1. Звук Ж — Ж — Ж (длительное произнесение).

2. Слоговые ряды

жда-ждо-жду-жды джа-джо-джу-джи

ждо-жду-жды-жда джо-джу-джи-джа

жду-жды-жда-ждо джу-джи-джа-джо

жды-жда-ждо-жду джи-джа-джо-джу

ажн -ожн -ужн - ыжн ожн-ужн-ыжн-ажн ужн-ыжн-ажн-ожн ыжн-ажн-ожн-ужн

жна-жно-жну-жны жно-жну-жны-жна жну -жны -жна -ж.но жны -жна -жно-жну

нжа-нжо-нжу-нжи нжо-нжу-нжи-нжа нжу-нжи-нжа-нжо нжи-нжа-нжо-нжу

3. Припоминание слов на звук Ж — игры "Телефон", "Телеграф"(деление на слоги), "1-2-3" (определение места звука в слове).

4. Звуковой анализ, печатание слов

уж, ёж, нож:, свеж (ужи, ножи, ежи, свежи). Повторение правил правописания сомнительной согласной, правописания жи.

5. Упражнение в образовании и проговаривании действительных причастий настоящего времени — игра "Эхо»

жужжать— жужжащий (жук) визжать— визжащая (пила) жить— живущие (ежи) лежать— лежащий (уж) бежать— бегущая (женщина) ждать— ждущие (дети)

6. Повторение скороговорок на звук Ж. (см. занятия 67, 68)

7. Заучивание скороговорки "Дождик"

Дождик, дождик, не дожди.

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Дождик, дождик, не дожди.

Не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко.

8. Спряжение в будущем времени

подождать дождика.

9. Постановка звука Р.

Занятие 70

1. Звуки Ж — Ш (попеременное произнесение). ;

2. Повторение звука Ж, слогов, слов, скороговорок.

3. Повторение звука Ш, слогов, слов, скороговорок.

4. Слоговые ряды

ша-жа-жа жа-жа-ша

ша-ша-жа жа-ша-ша

ша-жа-ша жа-ша-жа

5. Игра "Наоборот"— преобразование слогов и слов

а)

ша-ша-ша— жа-жа-жа

шо-шо-шо —

шу-шу-шу —

ши-ши-ши —

в) ужи— уши

жить— шить

житьё— шитьё

жутко— шутка

жаль— шаль

жла-жла-жла — шла-шла-шла

жло-жло-жло—

жлу-жлу-жлу —

жлы-жлы-жлы —

лужа— Луша

жалить— шалить

жил— шил

жило— шило

наживка— нашивка

6. Отгадывание и заучивание загадки

Кому нужны иголки для житья? А кому нужны иголки для шитья?

7. Составление предложений с парами слов (см. п. 5 в).

8. Группировка картинок на Ш, Ж —игра "Подарим картинки Маше и Жанне"

(жук, ежик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, медвежонок, лыжи, уши, мышка, кошка, желудь, жаба).

9. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов — игра "Эхо"

снег— снежок утюг— утюжок

стог— стожок луг— лужок

сапог— сапожок смех— смешок

флаг— флажок посох— посошок

10. Постановка звука Р.

11. Рассказ В. Бианки "Купание медвежат"

а) выделение слов со звуками Ш, Ж;

б) подбор предметов к признакам

неуклюжий неуклюжая неуклюжее

смешной смешная смешное

в) пересказ.

12. Иллюстрация к рассказу В. Бианки "Купание медвежат".

Занятие 71

1. Звуки Ж — 3 (попеременное произнесение).

2. Повторение звука Ж, слогов, скороговорок.

3. Повторение звука 3, слогов, скороговорок.

4. Игра "Наоборот"

а) за-за-за— жа-жа-жа

30-30-30 —

зу-зу-зу — зы-зы-зы — зла-зла-зла — зло-зло-зло —

б) ужи— узы жал— зал кожа— коза

5. Слоговые ряды жа-за-за жа-жа-за

злу-злу-злу— жлу-жлу-жлу

злы-злы-злы —

азл-азл-азл —

озл-озл-озл —

узл-узл-узл —

ызл-ызл-ызл —

кожи— козы

жевать— зевать

рожок — разок

жа-за-жа

за-за-жа

за-жа-жа

за-жа-за

6. Различение звуков Ж — 3 по картинкам — игра "Четвертый лишний"

жаба фазан пижама ваза

зайка, замок, жаба, зубы —

жук, ежик, одежда, фазан —

зонт, пижама, гвоздика, незабудки —

ваза, ежевика, ужи, ножи —

7. Звуковой анализ, печатание, чтение пар слов

ужи — узы, кожи — козы, кожа — коза.

8 Игра "До-между-за"— закрепление названий времен года.

9. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных — игра "Эхо"

снег — снежок глаз — глазок, глазик

стог — стожок воз — возок

сапог — сапожок обоз — обозик

утюг — утюжок таз — тазик

10. Постановка звука Р.

Занятие 72

1. Звук Р— Р— Р(длительное произнесение громко, тихо, шепотом).

2. Слоги и слова

ра-ра-ра— рак нора ру-ру-ру— руки кору

ра-ра-ра— рама гора ру-ру-ру— руль гору

ра-ра-ра— радио кора РУ-ру-ру—рукав дыру

ро-ро-ро— рыба норы

ро-ро-ро— рысь горы

ро-ро-ро— рыбак дыры

ро-ро-ро—рынок шары

ра-ра-ра — ракета пора

ру-ру-ру— рубанок кенгуру

ра-ра-ра — работа дыра

ро-ро-ро— рот огород

ро-ро-ро— Рома перо

ро-ро-ро— робот урок

ро-ро-ро — роза горох

3. Слоговые ряды

ра-ро-ру-ры ро-ру-ры-ра ру-ры-ра-ро ры-ра-ро-ру

4. Ряды слов (см. п. 2).

5. Скороговорка

Ра-ра-ра— высокая гора,

ра-ра-ра— глубокая нора,

ра-ра-ра— старая кора,

ро-ро-ро— новое перо,

ро-ро-ро— Рома, вымой рот,

ру-ру-ру— скачет кенгуру,

ры-ры-ры— Рома видит рыб.

6. Выделение из скороговорки слов со звуком Р.

7. Прямой и обратный счет (1<->10) со словами

рак, рама, робот, роза, руки, рыба, рубанок.

8. Деление этих слов на слоги — игра "Телеграф".

9. Буква Р.

10. Звуко-слоговой анализ, печатание слов (см. п. 7).

11. Спряжение в настоящем времени хорошо работать на огороде.

Занятие 73

1. Звук Р — Р — Р (длительное произнесение громко, тихо, шепотом).

2. Слоговые ряды

ра-ро-ру-ры ро-ру-ры-ра ру-ры-ра-ро ры-ра-ро-ру

сорока

ворона

корова

мороз

народ

творог

пирог

ворота

кукуруза

топоры

комары

корыто

парус

русский

помидоры

дворы

4. "Запомни, повтори"(см. п. 3 б).

5. Счет 1<->10 — барабан, гитара, муравей.

6. Спряжение в настоящем времени барабанить на барабане.

7. Родственные слова

барабан — барабанить, барабанище, барабанчик, барабанщик.

8. Скороговорка

Тара-тара-тара-ра

Поднимайся, детвора!

Поднимайся, детвора

В детский сад идти пора!

Туру-туру-туру-ру —

Поднимаем детвору.

Туру-туру -туру -ру!

Поднимаем детвору—

Тыры-ры, тыры-ры!

Нету дома детворы.

9. Игра "Телеграф"— деление слов на слоги (см. п. 3 б).

10. Игра в мяч — припоминание слов на Р.

11. Аппликация "Барабан".

Занятия 74-75

1. Звук Р — Р — Р (длительное произнесение громко, тихо, шепотом).

2. Слоги и слова

ар-ар-ар— пар ар-ар-ар— удар ар-ар-ар— санитар

ир-ир-ир— мир ир-ир-ир— пир ир-ир-ир— тир

ар-ар-ар— комар ар-ар-ар — загар ар-ар-ар— овар

ор-ор-ор— бор ор-ор-ор— хор ор-ор-ор— сор ор-ор-ор— топор ор-ор-ор— мотор ор-ор-ор— помидор ор-ор-ор— мухомор

ёр-ёр-ёр— ковёр ёр-ёр-ёр— шофёр ёр-ёр-ёр— костёр

ир-ир-ир— кефир ир-ир-ир— зефир ир-ир-ир— командир

ер-ер-ер— веер ер-ер-ер— катер ер-ер-ер— ветер ер-ер-ер— пионер ер-ер-ер— пенсионер ер-ер-ер— тостер ер-ер-ер— мастер ёр-ёр-ёр— актёр ёр-ёр-ёр— боксёр ёр-ёр-ёр— шахтёр ёр-ёр-ёр— фантазёр ер-ер-ер— монтёр

3. Деление слов на слоги — игра "Телеграф".4 Счет 1о10(см. п. 2, выборочно).

5. Спряжение в настоящем времени

кормить кур дергать за шнур.

6. Печатание слов по следам анализа, составление схем (см. п. 2, выборочно).

7. Скороговорки

Вечером над озером ходит белый пар — Это рыбы в озере ставят самовар.

В яркой куртке мухомор гордо сел на косогор. Нам не нужен мухомор— не пойдем на косогор.

8. Выделение из скороговорки слов со звуком Р.

9. Аппликация "Мухомор".

Занятие 76

1. Звук Р — Р — Р (длительное произнесение громко, тихо, шепотом).

2. Слоговые ряды

ар-ор-ур-ыр ра-ро-ру-ры

ор-ур-ыр-ар ро-ру-ры-ра

ур-ыр-ар-ор ру-ры-ра-ро

ыр-ар-ор-ур ры-ра-ро-ру

горка

корка

дырка

верба

первый

персик

термос

ферма

Мурка

бурка

шкурка

терка

пятерка

мирный

карта

парта

марка

орден

картина

арбуз

фартук

гармонь

бархат

карман

ферма

4. Счет 1<->10(см. п. 3, выборочно).

5. Игра "Телеграф"— см. 3.

6. Спряжение в настоящем времени

держать в руках гармонь работать на ферме кормить на ферме кур.

7. Рассказ К.Д. Ушинского "Рыжик"(адаптированный). 8. Выделение слов на звук Р из рассказа.

9. Родственные слова

рыжий— Рыжик, Рыжуха, порыжеть;

кормить — корм, кормление, кормушка, прикорм, прикармливать.

10. Иллюстрация к рассказу "Рыжик".

11. Припоминание слов на звук Р — игра в мяч.

12. Повторение скороговорок на звук Р (см. занятия 72, 73, 74-75).

Занятия 77-78

1. Звук Р - Р - Р (длительное произнесение громко, тихо, шепотом).

2. Слоговые ряды

тра-тро-тру-тры атр-отр-утр-ытр

тро-тру-тры-тра отр-утр-ытр-атр

тру-тры-тра-тро утр-ытр-атр-отр

тры-тра-тро-тру ытр-атр-отр-утр

рта -рто -рту -рт ы рто-рту-рты-рта рту-рты-рта-рто рты-рта-рто-рту

арт-орт -урт-ырт орт-урт-ырт-арт урт-ырт-арт-орт ырт-арт-орт-урт

3. Слова

трава трос труд метр

трамвай тройка трус фетр

трап метро труба Петр

тетрадь матрос петрушка осетр

астра тропка ватрушка литр

люстра патрон струна центр

завтра стройка струя театр

страна строить стружки осмотр

страус страница трудный министр

завтрак утро трудиться монстр

4. Упражнения со словами "Запомни, повтори", "Телеграф", "Телефон", "1-3-4-10"

(труба, астра, тетрадь, люстра, страус).

5. Родственные слова

труба — строить— трава —

6. Спряжение в настоящем времени

трубить в трубу строить детский театр.

7. Заучивание скороговорок

Трое трубачей трубят в трубы.

Труба трубит, труба поет,

Трубач по городу идет.

Тра-тра-тра— в детский сад идем с утра.

Тро-тро-тро— в садик ехали в метро.

Тры-тры-тры— в сказках гномики хитры.

8. Звуко-слоговой анализ, упражнения с разрезной азбукой, печатание слов (см. п. 3, выборочно).

9. Признаки и действия к предмету астра.

10. Чтение слов по карточкам с пропущенной буквой Р.

11. Аппликация "Астра"или "Труба"(по выбору — см. п. 3).

Занятие 79

1. Звук Р - Р - Р (длительное произнесение громко, тихо, шепотом).

2 Слоговые ряды

дра-дро-дру-дры

дро-дру-дры-дра

дру-дры-дра-дро

дры-дра-дро-дру

3. Слова

дрова

драка

дранка

драп

драчун

выдра

пудра

квадрат

рда-рдо-рду-рды

рдо -рду -рды -рда

рду-рды -рда -рдо

рды-рда-рдо-рду

дрозд

ведро

бедро

аэродром

мудрость

космодром

дровосек

дроворуб

адр-одр-удр-ыдр

одр-удр-ыдр-адр

удр-ыдр-адр-одр

ыдр -адр -одр -удр

друг

подруга

друзья

дружить

дружно

дружба

кадры

кедры

4. Лексические и грамматические упражнения

а) прямой и обратный счет (1<->10 ) — см.п. 3 (выборочно);

б) деление слов на слоги (см. п. 3);

в) родственные слова

дрова — друг-

г) признаки и действия к предмету (друг, дроворуб, дрозд).

5. Заучивание скороговорок

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Два дровосека, два дроворуба

На дворе дрова топорами рубят: —

Раз— дрова! Два— дрова!..

6. Выделение и запоминание слов на Р из этих скороговорок, игры в мяч, "Запомни, повтори".

7. Повторение скороговорок на Р (см. занятия 72-75, 77-78).

8. Спряжение в настоящем времени: строить космодром (аэродром) с друзьями слушать с друзьями дружное пение дроздов.

9. Рисование "Певчий дрозд".

10. Постановка звука Р'.

Занятие 80

1 Звук Р — Р — Р (длительное произнесение громко, тихо,

шепотом). 2. Слоговые ряды

здра -здро -здру –здры

аздр - оздр -уздр - ыздр

здро -здру -здры –здра

оздр -уздр - ыздр-аздр

здру-здры-здра-здро

уздр-ыздр-аздр-оздр

здры -здра -здро-здру

ыздр-аздр ~ оздр -уздр

здар -здор -здур –здыр

здор -здур -здыр –здар

здур -здыр -здар –здор

здыр -здар -здор -здур

3. Слова

здравие

заздравный

оздоровительный

оздоровление

оздоравливатъ

здоровье

здороваться

здоров

здравствуй

здорова

здравствуйте

здоровы

здороветь

здоровый

выздороветь

4. Составление предложений с подчеркнутыми словами.

5. Сказка "В гостях у дедушки Мороза".

6. Родственные слова: Зима — зимний, озимые, зимующие, зимовать, зимовка, зимородок;

мороз— морозить, морозный, заморозки, изморозь, морозец, морозилка, подмораживать.

7. Счет 1<->10(зимородок).

8. Стихотворение И.С. Никитина "Встреча зимы".

9. Спряжение а) в настоящем времени: радостно здороваться с гостьей-зимой;

б) в прошедшем и будущем времени: Радостно поздороваться с гостьей-зимой.

10. Иллюстрация к сказке или стихотворению "Встреча зимы".

11. Постановка звука Р'.

Занятие 81

1. Звук Р — Р — Р (длительное произнесение громко,тихо, шепотом).

2. Слоговые ряды

кра-кро-кру-кры

кро-кру-кры-кра

кру-кры-кра-кро

кры-кра-кро-кру

рка-рко -рку –ркы

рко-рку-ркы-рка

рку-ркы-рка-рко

ркы-рка-рко-рку

акр-окр-укр-ыкр

окр -укр - ыкр –акр

укр - ыкр -акр- окр

ыкр-акр-окр-укр

арк-орк-урк-ырк

орк-урк-ырк-арк

урк-ырк-арк-орк

ырк-арк-орк-урк

Слова

акробат

крыса

крыша

крышка

Крым

закрытый

открыть

край

кровь

круг

кран

крот

кружок

краб

кросс

кружка

краска

крошки

крупа

красный

кровать

крутой

крапива

микроб

кругом

красавица

кроссовки

крупный

4. Лексико-грамматические упражнения

а) "Запомни, повтори";

б) "Телеграф";

в) счет 1<-»10 (крот, красавица, кровать);

г) признаки и действия (крот);

д) спряжение в будущем времени: раскрыть рот широко раскрыть рот;

е) родственные слова: круг—, акробат —.

5. Заучивание скороговорки "Крот"

К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот. Что же надо там кроту? Потемнее темноту.

6. Заучивание отрывка (по выбору) из стихотворения В. Маяковского "Что такое хорошо, что такое плохо?"

7. Аппликация "Крот".

8. Стихотворение А.С. Пушкина "Зима!.. Крестьянин торжествуя..."

9. Постановка звука Р'.

6. Чтение и пересказ отрывка из сказки И.Соколова-Микитова "Листопадничек"(о жизни зайчонка у бобров).

7. Повторение стихов о зиме А.С. Пушкина и И.С. Никитина.

8. Аппликация "Зебра"или иллюстрация к отрывку сказки "Листопадничек".

9. Постановка звука Р'.

Занятия 84-85

1. Звук Р — Р — Р (длительное произнесение громко, тихо,

шепотом).

2. Повторение слоговых рядов.

3. Игра "Телефон"— припоминание слов на Р

а) в конце слова;

б) в начале слова;

в) в середине слова.

4. Повторение всех скороговорок на Р (см. занятия 72-75, 77-79, 81-83).

5. Слова

рупор

оркестр

квартира

температура

размер

храбрый

тротуар

раствор

фарфор

барометр

термометр

маршрут

трактор

конструктор

аэродром

разговор

скороговорка

литература

Составление предложений с этими словами, проговаривание их.

Чтение слов по карточкам (с пропущенной буквой Р). 6. Счет 1<->10 (трактор, скороговорка, оркестр, конструктор).

7. Спряжение в настоящем времени: проговаривать скороговорки, маршировать по дороге с оркестром, разрабатывать маршрут экскурсии, конструировать трактор.

8. Заучивание скороговорок

Скоро мы все скороговорки выскороговорим.

Проворонила ворона вороненка.

9. Родственные слова

ворона — вороненок (воронята), вороний, проворонить;

говорить — разговор, говор, скороговорка, говорливый, разговорчивый, выговаривать.

10. Сказка "Ворона и рак"(по Л.Н. Толстому).

11. Иллюстрация к сказке "Ворона и рак".

Занятие 86

1. Звук Р — Р — Р (длительное произнесение громко, тихо, шепотом).

2. Повторение слоговых рядов, скороговорок (в быстром темпе).

3. Припоминание и проговаривание слов — игра "Телеграф"

а) в 1 слог;

б) в 2 слога;

в) в 3 слога.

4. Родственные слова

храбрый — храбрец, расхрабриться, храбрость.

5. Синонимы

храбрый— бесстрашный, смелый, мужественный, отважный.

6. Антонимы храбрый— трусливый.

7. Спряжение

а) в настоящем времени

раскрашивать иллюстрацию к литературному произ­ведению

а) в будущем времени

протараторить отработанную скороговорку расхрабриться вместе с храброй вороной.

8. Подбор предметов к признакам

храбрый храбрая храброе

9. Признаки и действия к предметам ворона, лиса.

10. Припоминание названий зимующих птиц.

11. Игры "У кого что?", "Кто с кем?", "Кто как кричит?"(зимующие птицы).

12. Игра "Отгадай слово"

.ысъ, забо., .ыба, .ак, .уки, ша., .обот, па., .адио, шну., .адуга, мет., .ыбак, теат., маете., .акета, .убашка.

13. Рассказ по серии сюжетных картин "Хитрая лиса".

14. Иллюстрация к этому рассказу.

15. Постановка звука Р'.

Занятия 87-88

1. Звук Р — Р — Р (длительное произнесение громко, тихо, шепотом).

2. Проговаривание слоговых рядов, скороговорок на Р.

3. Повторение стихов о зиме.

4. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского "Проказы старухи зимы"

(опорные слова: прорубь, пробраться, проворно, раздразнить, раскраснеться, заморозить,разозлилась, морозы,разгореться ..).

5. "Запомни, повтори"

раздразнить— раскраснеться— прорубь— проворно (менять порядок слов).

6. Заучивание стихотворения Саши Черного (о зимних развлечениях)

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки,

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке.

— Раз-два— вот и поскользнулся,

— Раз-два— чуть не кувыркнулся,

— Раз-два— крепче на носках!

Выделение слов на звук Р из этого стихотворения.

7. Спряжение в настоящем и будущем времени

кувыркаться на турнике.

8. Повторение названий животных наших лесов, зимующих птиц — игры "У кого кто?", "Кто с кем?", "Кто где живет?", "Кто как зимует?".

9. Чтение слов на звук Р (сложной звуко-слоговой структуры) по карточкам.

10. Стихотворение Н.А. Некрасова "Мороз-воевода"(беседа, заучивание).

11. Иллюстрация к нему.

Занятия 89-90

1. Звук Р' — Р' — Р' (многократное произнесение).

2. Слоги и слова а)

ря-ря-ря— ряд

ри-ри-ри— рис

ри-ри-ри— Римма

ре-ре-ре— репа

ре-ре-ре— ребус

ре-ре-ре— редька

рю-ри-ря-ре

ри-ря-ре-рю

ря -ря -ря — зарядка

рё-рё-рё— рёва

рё-рё-рё— Бурёнка

рю-рю-рю— рюкзак

б) слоговые ряды

ря-ре-рю-ри ре-рю-ри-ря

3. Слова

моряк рисунок ребёнок веревка серебро

нарядный старик редиска береза мандарин

гиря фабрика резать орел ириска

буря аквариум рейка вперед деревня

снаряд турист огурец Сережа ребята

нырять курица варенье сережка кубарем

горячий река сирень хорек отряд

порядок резинка орех пузырек подряд

рюкзак дерево борец зверек заря

4. Лексико-грамматические упражнения с этими словами:

а) счет 1<->10(выборочно существительные);

б) "Запомни, повтори"(по 4 слова);

в) спряжение в настоящем времени: нырять в быструю речку (синее море, озеро) ремонтировать сережки (аквариум);

г) подбор предметов к признакам

нарядный нарядная нарядное

резиновый резиновая резиновое

горячий горячая горячее

5. Деление слов на слоги — "Телеграф".

6. Словообразование отглагольных прилагательных:

варить— вареный жарить — дарить — парить —

7. Скороговорки

У моей сестры Марины щеки словно мандарины,

А сама сестра Марина чуть побольше мандарина.

Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку,

Съест Иринка мандаринку— бросит корочки в корзинку.

8. Стихотворения А. Барто "Барабан", "Резиновая Зина"(заучивание).

9. Звуко-слоговой анализ, упражнения с разрезной азбукой, печатание, составление схем слов

ряд— ряды, моряк— море, заря, наряд, река.

Занятие 91

1. Звук Р' — Р' — Р' (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды (см. занятия 89-90).

3. Стихотворение С.А.Есенина "Береза"

а) беседа по содержанию;

б) заучивание;

в) выделение слов со звуком Р' (береза, принакрылась, серебром, горят, заря);

г) признаки и действия береза.

4. Подбор предметов к признакам.

серебряный серебряная серебряное

серебристый серебристая серебристое

Проговаривание образованных словосочетаний.

5. Спряжение в будущем и прошедшем времени

принакрытъся серебряным нарядным покрывалом.

6. Родственные слова

береза — березка, березонька, березовый ,подберезовик, березняк.

7. Иллюстрация к стихотворению С.А.Есенина "Береза".

Занятие 92

1. Звук Р' — Р' — Р' (многократное произнесение).

2. Слоги и слова

аръ-аръ-аръ — букварь, сухарь оръ-орь-орь— хорь ерь-еръ-ерь— зверь, дверь иръ-иръ-иръ— снегирь

3. Слоговые ряды

аръ-орь-урь-ирь уръ-иръ-аръ-орь

орь-урь-ирь-арь иръ-арь-орь-урь

январь

сухарь

фонарь

дикарь

янтарь

календарь

словарь

пескарь

глухарь

корь

Тверь

Игорь

Сибирь

якорь

горько

зорька

борьба

серьги

пекарь

писарь

токарь

слесарь

снегирь

богатырь

теперь

поверь

серьги

5. Повторение названий зимующих птиц (снегирь, тетерев, глу­харь).

6. Подбор признаков и действий

снегирь

красногрудый перелетает

замерзший клюет

6. Счет 1<->10(см. п. 4 богатырь, снегирь, глухарь и т.д.).

7. Стихотворение С.Я. Маршака "Январь".

8. Шутка "Снегири"

Снегирики-снегири на дворике у двери.

Я насыпал за порог гречку, семечки, творог.

А когда я вышел в сад, то от них услышал: —

Ты добрее всех ребят и резвее, Гриша!

9. Выделение слов на звук Р' из шутки "Снегири"и стихотворения "Январь".

10. Родственные слова

снегирь-

глухарь —

11. Иллюстрация к шутке "Снегири".

Занятие 93-94

1. Звук Р' — Р' — Р' (многократное произнесение).

2. Слоговые ряды

тря -тре -трю -три атрь -отрь-утрь - итрь

тре-трю-три-тря отръ-утръ-итрь-атрь

трю-три-тря-тре утрь-итрь-атрь-отрь

три-тря-тре-трю итрь-атрь-отрь-утрь

кря-кре-крю-кри

кре -крю-кри -кря

крю -кри -кря –кре

кри-кря-кре-крю

акръ-окрь-укрь-икръ

окрь-укрь-икрь-акръ

укрь-икрь-акрь-окръ

икръ-акрь-окрь-укръ

гря-гре-грю-гри

гре-грю-гри-гря

грю-гри-гря-гре

гри-гря-гре-грю

Слова

три

тринадцать

тридцать

трибуна

треска

ястреб

стрела

стрелять

стремя

дрессировать

иллюстрировать

тряпка

трюм

матрешка

дряхлый

дремать

Андрюша

Андрей

крик

крепкий

крякать

электричество

крем

кресло

греть

грелка

гречка

грядка

грязь

гриб

грива

гребень

погремушка

4. Счет 1<->10 (матрешка, гриб, гребень, погремушка).

5. Спряжение в настоящем времени: дремать в кресле январским вечером

иллюстрировать стихотворение, дрессировать зверей в цирке,

тараторить скороговорки.

6. "Запомни, повтори"(см. п. 3).

7. Деление слов на слоги — "Телеграф".

8. Заучивание скороговорок

33 вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

9. Слова на звук Р' из скороговорок (выделение, проговаривание).

10. Заучивание стихотворения С.Дрожжина "Дедушка Мороз".

11. Иллюстрация к нему. 12. Чтение слов по карточкам с пропущенной буквой Р.

Занятие 95

1. Звук Р' — Р' — Р' (многократное

2. Слоговые ряды

пря-пре-прю-при

пре-прю-при – пря

прю -при -пря -пре

при –пря -пре -прю

бря-бре-брю-бри

бре-брю-бри-бря

брю-бри-бря-бре

бри-бря-бре-брю

апръ-опрь-упрь-ипрь

опрь-упрь-ипрь-апрь

упръ-ипрь-апрь-опрь

ипръ-апрь-опрь-упръ

абръ-обръ-убръ-ибрь

обрь-убрь-ибръ-абрь

убрь-ибрь-абрь-обрь

ибрь-абръ-обръ-убрь

3. Слова

пряник

прямо

упрямый

природа

приемник

пристань

приказ

фабрика

брить

бритва

бригада

абрикос

бряк

брюки

бред

бредень

пригрозить

распрягать

притворяться

прикрепить

спрятать

привыкать

примерить

приветствовать



4. Лексико-грамматические упражнения

а) счет 1<->10(см. п. 3, выборочно);

б) спряжение в будущем времени: примерить коричневые брюки

в настоящем времени: примерять нарядные брюки , распрягать упряжку вороных.

5. Заучивание скороговорки "Перепелка"

За деревней, за поселком

Пела, пела перепелка.

Перепел прилетел —

Перепелку перепел.

6. Выделение (и проговаривание) из скороговорки слов на звук Р'.

7. Игра "Запомни, повтори"(слова со звуком Р' из этой скороговорки).

8. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина "Вот Север, тучи нагоняя..."

10. Распространение предложений — игра "Скажи дальше".

Пришла зима. К нам пришла зима. К нам пришла волшебница-зима.

К нам пришла волшебница-зима с вьюгами, метелями и крепкими морозами.

Трещат морозы.

На дворе трещат морозы.

На дворе трещат суровые январские морозы. (И т.д.)

Занятие 96

1. Звук Р' — Р' — Р' (многократное произнесение).

2. Повторение всех слоговых рядов на Р' в быстром темпе.

3. Повторение всех скороговорок на Р' в быстром темпе.

4. Припоминание слов на Р'

а) в конце слова;

б) в начале слова;

в) в середине слова.

5. Деление слов на слоги — игра "Телеграф".

6. Повторение стихов о зиме — игра "Отгадай, из какого стихотворения строчка и назови поэта"

"А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. " ("Береза" С.А. Есенина)

"Нам не стать привыкать, пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит ". ("Встреча зимы" И. С. Никитина)

"Брега с недвижною рекою Сровняла пышной пеленою."

("Вот север, тучи нагоняя..." А.С. Пушкина)

"Ходит, бородою белою трясет, Топает ногою, только треск идет.

("Дедушка Мороз" С.Дрожжина) и Т.Д.

7. Приметы зимы в этих стихах.

8. Какое из стихотворений о зиме больше понравилось? Объяснить почему.

9. Повторение стихотворения И.З. Сурикова "Детство".

10. Иллюстрация к нему.

Занятие 97

1. Звуки Р' — Р' — Р' (многократное произнесение).

2. Повторение звука Р', слогов, слов и скороговорок.

3. Повторение звука Р, слогов, слов и скороговорок.

4. Слоговые ряды

ра-ра-ря

ря-ря-ра

ра-ря-ря

ря-ра-ра

ра-ря-ра

ря-ра-ря

ар-ар-арь

ар-арь-арь

ар-аръ-ар

аръ-арь-ар

арь-ар-ар

арь-ар-аръ

5. Преобразование слогов и слов

а)

ра-ра-ра—

ря-ря-ря-

ро-ро-ро —

ру-ру-ру –

ры-ры-ры

б)

рад— ряд

ров —

рысь —

пар—

горка —

брак —

зорко —

удар —

жар —

кра-кра-кра— кря-кря-кря

кро-кро-кро —

кру-кру-кру —

кры-кры-кры —

6. Счет 1<-»10 (дирижер, оранжерея, портрет, радиоприемник, репродуктор, регулировщик, режиссер, стерилизатор).

7. Игра "Запомни, повтори"(см.п. 6).

8. Спряжение в настоящем времени

иллюстрировать интересный рассказ

дирижировать президентским оркестром

ремонтировать радиоприемник (репродуктор, оранжерею)

репетировать на сцене театра.

9. Игра "Телеграф"— деление слов на слоги.

10. Постановка звука Ч (по подражанию, от Т'Ш).

Занятие 98

1. Звуки Р — Л (попеременное произнесение).

2. Повторение звука Р, слогов, слов, скороговорок.

3. Повторение звука Л, слогов, слов, скороговорок.

4. Преобразование слогов, слов.

а) слоги

ра-ра-ра — ла-ла-ла ар-ар-ар — ал-ал-ал шла-шла-шла — шра-шра-шра ашр-ашр-ашр — ашл-ашл-ашл и т.д.

б) лак — рак бурки — булки
лов —   рожки —  
юла —   Прошка —  
Лука—   порка —  
укол —   роза —  
балка —   рад—  
лоза —   рама —  
5. Слоговые ряды    
кла-кла-кра кра-кра-кла акр-акр-акл акл-акл-акр
кла-кра-кра кра-кла-кла акр-акл-акл акл-акр-акр
кла-кра-кла кра-кла-кра акр-акл-акр акл-акр-акл
6. Слова      
раскладушка крокодил рыболов гладиатор
спортзал берлога полотер горло
эскалатор рулон зеркало рассол
журнал крыло мармелад планер

7. Составление предложений с этими словами.

8. Игра "Запомни, повтори"(см. п. 6).

9. Лексико-грамматические упражнения

а) счет 1<-»10(крокодил, крыло, эскалатор);

б) спряжение в будущем времени

расколоть зеркало;

б) спряжение в настоящем времени: раскладывать раскладушку

в) родственные слова: рыболов — спортзал — рассол —

10. Постановка звука Ч.

Занятие 99-100

1. Звук Ч (многократное произнесение).

2. Слоги и слова

ач-ач-ач— врач уч-уч-уч—луч

ач-ач-ач— грач уч-уч-уч— тучка

ач-ач-ач— ткач уч-уч-уч— внучка

ач-ач-ач— пачка ич-ич-ич— дичь

ач-ач-ач— дачка ич-ич-ич— дичка

------ 98 ------

оч-оч-оч— ночь оч-оч-оч— дочь оч-оч-оч— ночка оч-оч-оч— точка

3. Слоговые ряды

ач-оч-уч-ич оч-уч-ич-ач

4. Слова

качка

кочка

бочка

тачка

квочка

внучка

колючка

еч-еч-еч— меч

еч-еч-еч— печь

еч-еч-еч— печка

еч-еч-еч— речка

уч-ич-ач-оч ич-ач-оч-уч

яичко девочка

овечка ласточка

колечко обруч

уздечка удочка

вечно тапочки

кирпич бабочка

ключ очки

5. Игра "Запомни, повтори"(см.п. 4). 6. "Телеграф"— деление слов на слоги (см. п. 2, 4).

7. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных — "Назови ласково"(женский и средний род)

блюдце— блюдечко рукавица —

овца — вилка —

собака — галка —

белка— сани—

ложка— шапка —

кольцо— коса—

пуговица — сумка—

8. Составление предложений с этими парами слов (выборочно).

9. Словообразование отчеств мужского рода — игра "Эхо"

Иван— Иванович Роман- Петр— и т.д.

10. Буква Ч.

11. Звуко-слоговой анализ, упражнения с разрезной азбукой, печатание, чтение слов, составление схем: врач, грач, мяч, луч, ласточка.

12. "Отгадай слово":ме., пе.., мя., ера., гра., тка., но.., до.., лу., могу., жгу., колю., горя., обру., кирпи., ре.., би., ди.., те.., стере..

13. Загадка

Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке. Ниточка в реке.

14. Стихотворение И. Демьянова "Скакалочка"

Очень любит Галочка

Быструю скакалочку.

Скок да скок, скок да скок —

Галочке не жалко ног.

А бывает жалко

Быструю скакалку:

— Отдохни, скакалочка,—

Еле шепчет Галочка.

15. Родственные слова: грач — грачиха, грачонок (грачата), грачиные, грачевник.

16. Признаки и действия грач, ласточка.

17. Аппликация "Грач" ("Ласточка").

Занятие 101-102

1. Звуч Ч (многократное произнесение).

2. Слоги и слова

ча-ча-ча — чай

ча-ча-ча — чайник

ча-ча-ча — чайка

ча-ча-ча — дача

ча-ча-ча — туча

чу-чу-чу — чудо

чу-чу-чу — чуб

чу-чу-чу — чугун

чу-чу-чу — чудак

чу-чу-чу — жемчуг

3. Слоговые ряды

ча-чо-чу-чи чо-чу-чи-ча

4. Ряды слов

чашка— значок— чулки- чи-чи-чи— чисто, чи-чи-чи— чиж; чи-чи-чи— зайчик, чи-чи-чи— мальчик, чи-чи-чи— колючий, че-че-че – чей, че-че-че- чек, че-че-че- печенье че-че-че- ученье

че-че-че- качели, чу-чи-ча-чо, чи-ча-чо-чу - чучело

5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных мужского рода — игра "Большой — маленький"

мяч— мячик заяц — стул — стакан-замок— чулок — палец —

колокол — звонок— песок-пояс— сын— самовар — сарафан —

бахча— плечо— кольчуга— печенка— овчарка мочалка— пчелы— каучук— личинка— черепаха удача— крючок— чудеса— пончик— одуванчик (менять порядок слов).

чулан —чуб- чудак — ключ— пенек- носок — кувшин —

6. Деление слов на слоги — игра "Телеграф".

7. Спряжение в настоящем времени

включать электрический чайник хотеть научиться читать.

8. Родственные слова

учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учение, учеба, ученый, учебник, учебный, учащийся, училище, учительская, научный, наука.

читать— читатель, читательница, читальный, читальня, читающий, прочитанный, чтение, чтец, чтиво...

волк - волчиха, волчица, волчонок (волчата), волчье, волчок, волчище...

зайчиха, зайчик,зайчонок (зайчата),заячий, зайчишка, зайчатина...

балка - бельчонок (бельчата),белочка, беличий...

Составление предложений с данными словами (выборочно).

9. Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье — игры "Чей хвост лучше?", "Чья голова умнее?", "Чье ухо лучше слышит?" заяц, волк, белка, бык, теленок.

10. Заучивание скороговорок и загадки

Встретил ежика бычок и лизнул его в бочок.

И, лизнув его в бочок, уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

"В рот не суй, что попадется!"

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик. —

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч!

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в темные чуланчики —

Каждый мальчик в свой чуланчик. (Пальцы и перчатка)

11. Составление по опорным словам рассказа "Очки"с использованием сюжетной картинки: Вовочка, очки, стульчик, читать, научиться.

12. Припоминание слов на Ч — игра "Телефон"

Наши рекомендации