Республика Казахстан - социальное государство
Под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, асоциальное государство не может не быть правовым[6].
Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.
В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.
Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
1. Демократическая организация государственной власти.
2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
В Республике Казахстан, как сказано в Конституции, строится социальноегосударство. Это означает, что в соответствии с Конституцией и законами народ не делится на классы. Государство заботится обо всех группах населения: о крестьянах, рабочих, предпринимателях, служащих, учителях, ученых, студентах, учащихся, матерях, пенсионерах, сиротах и т.д. Разумеется, государство учитывает, что отдельные группы людей требуют большей заботы, материальной и иной поддержки для того, чтобы они не терпели лишений, бедствий[7].
Неработоспособные, малоимущие граждане должны быть объектом особой заботы государства. Социальный характер государства проявляется в принятии особых законов о молодежи, о малоимущих гражданах, о пенсионерах, а также в практической деятельности Президента, Правительства, специальных органов.
73) Прекращение существования Союза ССР как государства и субъекта международного права повлекло за собой появление Республики Казахстан в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом.
Республике Казахстан как суверенному государству, осуществляющему полноту власти на своей территории и самостоятельно действующему во внешней сфере, присущи все признаки основного субъекта международного права.
Становление Республики Казахстан как субъекта международного права сопровождалось своеобразными методами решения вопросов её договорной правоспособности, признания и правопреемства.
Вопросы правосубъектности всегда занимали фундаментальное место в науке международного права. И это вполне естественно, так как международное право регулирует отношения между субъектами, круг которых изменялся в связи с важнейшими явлениями международной жизни.
В последние году существования Советского Союза в союзных республиках, в том и числе и Казахской ССР, наблюдалась тенденция к реальному суверенитету и международной правосубъектности. Последняя выражалась в принятии ряда нормативных актов и законов, которая разграничивала компетенцию Союза и союзных республик. Именно в этот период принимается Закон «о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР» от 3 апреля 1990 года. В нашей республике эта тенденция выразилась в принятии ряда законных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность государства, а именно, законов «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР» от 15 декабря 1990 года; «О свободных экономических зонах Казахской ССР» от 30 ноября 1990 года; «О валютном регулировании в Казахской ССР» от 4 июля 1991 года, в издании Указов Президента Казахской ССР, некоторых положений Кабинета Министров.
Вышеперечисленные законы подтверждали внешнеэкономическую самостоятельность государства. Но именно Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая Верховным Советом республики 25 октября 1990 года, подтвердила намерение Казахстана стать самостоятельным и независимым государством, полноправным субъектом международных отношений. Аналогичные акты были приняты почти во всех субъектах союзной федерации, т.е. реально проявился кризис союзного руководства. 16 декабря 1991 года был принят конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», реально провозгласивший независимое, самостоятельное государство,
Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» однозначно закрепил, что Республика Казахстан отныне строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права, как и подобает независимому государству. Впервые было установлено единое казахстанское гражданство. Конституировалась провозглашенное декларацией многообразие форм собственности, закрепляя курс государства на самостоятельную экономическую систему со своей финансово-кредитной, налоговой и таможенной политикой[8].
Следующий этап становления государственного суверенитета Республики Казахстан начинается с принятии Конституции 28 января 1993 года. Это был исторический правовой акт, совершенно по новому определивший государственный и общественный строй Казахстана.
Главным правовым актом, закрепившим существование независимого государства Республики Казахстан, явилась Конституция, принятая 30 августа 1995 года и закрепившая основные ценности казахстанского общества.
Фундаментальные параметры нового независимого государства Казахстана Конституция 1995 года определила в ст.1: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Вступив в мировое сообщество, Республика Казахстан должна была стать его реальным членом, развивая и реализуя свою международную правосубъектность. В международном праве объективными свойствами субъекта являются:
1. суверенитет, характерный для основных субъектов международного права;
2. самостоятельная договорная практика;
3. обмен дипломатическими и консульскими представительствами с иностранными государствами;
4. участие суверенного государства в деятельности международных организаций.
Необходимо отметить, что данными свойствами обладала Казахская ССР, однако последнее проявлялось в опосредованной международной правосубъектности.
В декабре 1991 года СССР распался и составлявшие его союзные республики, став независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом особого курса и решили следовать курсом всего человечества, Казахстан, будучи одной из союзных республик, не стал исключением в этом процессе. Более того, Казахстан стал одним из инициаторов вхождения государств постсоветского пространства в мировое сообщество и интегрирования своей экономики в мировую.
16 декабря 1991 года Казахстан из полузависимой республики Союза ССР стал суверенным, независимым государством. С этого дня и берет начало отчет международная правосубъектность Республики Казахстан, наполненная новым качеством, более полновесным содержанием. За прошедший период с декабря 1991 года Республика Казахстан обретала реальные черты, атрибуты независимого, суверенного государства, субъекта международного права[9].
Провозглашение независимости позволило Республике Казахстан иметь самостоятельный международно-правовой статус; на основе международного права иметь права и обязанности; быть участником международного правотворчества.
Суверенитет, как форма проявления права на самоопределение, позволяет государству быть независимой политической организацией во внутренних и внешних отношениях. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан «суверенитет Республики распространяется на всю его территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории». Подтверждением данных конституционных норм является принятая 13 января 1993 года закона «О государственной границе Республики Казахстан», подписание в рамках СНГ Соглашения о сотрудничестве государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 года; Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ от 15 апреля 1994 года; договорные положения о казахстано-китайской государственной границе от 26 апреля 1994 года; о сотрудничестве и охране внешних границ с Российской Федерацией от 21 октября 1994 года. Республика Казахстан заинтересована в том, чтобы создать надежную линию безопасности в вопросах пересмотра своих границ.
Как и в любом миролюбивом государстве государственная власть в Республике Казахстан едина и осуществляется в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Это определяется Конституцией; Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу конституционного закона, «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 декабря 1995 года, «О Правительстве Республики Казахстан»от 18 декабря 1995 года, «О Президенте Республики Казахстан»от 26 декабря 1995 года, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 25 декабря 1995 года, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан» от 20 декабря 1995 года.
Таким образом, в Казахстане установлен важный принцип разделения и взаимодействия между собой всех ветвей власти с использованием системы сдержек и противовесов. При этом молодым, суверенным государством активно использовался опыт зарубежного строительства. К примеру, при учреждении поста главы государства, двухпалатной структуры Парламента, определении статуса Конституционного Совета, правовых основ правосудия. Естественно, что имеются различия в объемах правомочий, закрепленных в конституциях различных государств за исполнительной, законодательной и судебной властью.
Бесспорным приоритетом любого миролюбивого государства является обеспечение прав и свобод человека. В международном праве население государства представлено собственными гражданами и лицами без гражданства. В зависимости от степени законодательного закрепления этих групп населения, соответствия имеющихся национальных стандартов в области защиты прав человека международным стандартам, можно говорить о реальностях международной правосубъектности.
74) В Республике Казахстан после обретения суверенитета первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества. Качественным сдвигом в данном направлении стало принятие 25 октября 1990 года Декларации о ССР и введение, путем соответствующих поправок в Конституцию Казахской ССР 1978 года института президентства.
Введение поста резидента было своевременным шагом руководства республики по становлению реальной независимости, защиты суверенитета и вывода государства из политического и экономического кризиса. Наблюдаемый характер перераспределения властных ресурсов привел к укреплению президентской власти и отразил реальное соотношение политических сил того времени. Декларация дала возможность республике выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах" и "самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности" (п. 14). Данный документ выступал основой для "разработки новой Конституции" и других законодательных актов, "реализующих статус Республики как суверенного государства" (п. 17).
16 декабря 1991 года вступил в силу Конституционный Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", который стал новым этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др.
Принятие Конституции РК 1993 года стало определенным этапом в становлении демократической государственности Казахстана.Однако данный документ не предусматривал действенного механизма по разрешению конфликтных ситуации, между ветвями власти, что непосредственно отразилось на последующем политико-конституционном развитии Республики Казахстан, Верховный Совет Казахской ССР XII созыва был самораспущен в декабре 1993 года, не доработав до окончания своего срока полномочий. Процесс самороспуска был ускорен противоречием реализации на местах принципа разделения властей.
7-го марта 1994 года состоялись выборы в Верховный Совет XIII созыва, которые проходили в соответствии с новым Кодексом о выборах в Республике Казахстан. Особенностью этих выборов являлось то, что мажоритарная система относительного большинства использовалась в сочетании с практикой выдвижения кандидатов в депутаты президентом (избираемых по государственному списку). Правовая основа выборов, сам избирательный процесс получили неоднозначную оценку. 6-го апреля 1995 года Конституционный Суд Республики Казахстан принял постановление "О не легитимности Верховного Совета Республики Казахстан, избранного 7 марта 1994 года". Согласно этому постановлению Верховный Совет XIII созыва, деятельность которого была основана на Конституции 1993 года, сложил свои полномочия.
В сложившейся ситуации возник вопрос о правомерности создания двухпалатного Парламента и роли Президента в этом процессе.
Конституция 1995 года по новому, с учетом требований времени определила вопросы организации управления государством, собственности прав и свобод граждан. Конституция значительно повысила статус Президента и закрепила конституционное положение об учреждении президентской системы правления в Республике Казахстан. Президенту предоставляются полномочия конституционного арбитра, позволяющего обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственности их перед народом.
В мае 1992 г. была опубликована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного Казахстана», в которой президент Казахстана Н.Назарбаев писал: «Мы отказались от строительства «светлого будущего» по туманным... прожектам марксизма-ленинизма»* Но это не означает, что отсутствует перспектива. «Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество». Концептуальная модель развития Казахстана предусматривает создание общества открытого типа, демократического миролюбивого государства, «в Казахстане будет ни либеральный или народный капитализм, не истинный или модернизированный социализм, а просто нормальное демократическое общество с многоукладной рыночной экономикой». Далее следует характеристика Казахстана, специфика которого состоит в том, что он обладает «частями как развитой страны (всеобщая грамотность населения, широкая сеть научно-исследовательских учреждений, космические исследования), так и развивающейся (сырьевая направленность экономики, экологическая загрязненность многих регионов, потребность в иностранных инвестициях и импорте новых технологий, отставание инфраструктуры». К тому же Казахстан отличает «Гипертерриториальность, его внутриконтинентальное расположение, огромные запасы природных ресурсов, пестрый этнический состав населения» (Н.Назарбаев. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алма-Ата, 1992. С. 32, 36,56).
В соответствии со «Стратегией...» были сделаны первые сложные шаги по изменению отношений собственности, преодолевшие консерватизм устоявшейся хозяйственной практики и инерцию мышления народа. По-иному, надо было подходить к подъему оказавшейся на боку промышленности, искать иные формы сотрудничества с традиционными и новыми партнерами в создавшемся «ближней» и «дальнем зарубежье», добывать кредиты, строить государство. И все это предполагалось решать одновременно с удовлетворением самых насущных нужд казахстанских граждан, которые в большинстве своем находились в крайне бедственном положении - безработица, пустые прилавки магазинов, развал жилищно- коммунального хозяйства, разброд в умах, неуверенность в завтрашнем дне.
Самое ценное и главное - народ Казахстана вышел из этих трудностей сплоченным, сохранив политическую стабильность, гражданское и межнациональное согласие. В эти годы были заложены основы государственности, институты национальной безопасности и демократии, выстроены принципы внешней политики, созданы гарантии независимости молодой страны. Если в советской политической системе имела место инверсия отношений государства и общества, узурпирование функций гражданского общества государством, то в постсоветском обществе произошло нечто противоположное. Государство, являющееся незаменимым инструментом регулирования отношений в обществе, с тем чтобы последнее не превратилось в социальные джунгли, утратило некоторые функции, они были перехвачены негосударственными структурами.
И в том, и в другом случае были грубо нарушены принципы демократического взаимодействия гражданского общества и государства. Одинаково недопустимы как узурпирование функций гражданского общества государством, так и утрата государством даже части своих функций и полномочий. В первом случае гражданское общество лишается самодеятельности, во втором – может воцариться анархия.
Важно занять промежуточное пространство между состоянием, где господствует «закон казармы», и состоянием, где господствует «закон джунглей». Это не всегда удается или удается с трудом.
Если в советской системе рынок и предпринимательство оказались под запретом, то в постсоветском обществе, особенно на первоначальном этапе, в экономике в результате копирования западной либеральной модели произошло сползание в другую крайность: утрата меры разгосударствления экономики. И в этой области, как и в других, тотальное наступление государства уступило место его тотальному отступлению. Тогда как предпринимательство, рынок и рыночные отношения нуждаются в регулировании со стороны государства, а без него, как и всякая стихийная сила, способны разнести все и вся, дезинтегрировать социум.
Сложившиеся в постсоветском пространстве политические системы не отвечают критериям развитой демократии. Во многих из них формально существуют парламент, всеобщее избирательное право, партии и другие институты, но фактически нет конкуренции и широкого политического представительства. Некоторые из этих негативных черт не обошли стороной и наше общество.
Таким образом, на первом этапе посттоталитарной трансформации общества, образно говоря, выстроен лишь каркас – даже не со всеми несущими опорами – демократического здания. А потому перманентной чертой этого этапа является кризис, охватывающий все стороны социального бытия.
И только взвешенная, сбалансированная политика государства, свободная от крайностей, позволила в этих сложных условиях успешно решить задачи первого этапа и обеспечить дальнейшее движение по пути демократических реформ. Была разработана и реализуется Концепция развития гражданского общества, учитывающая специфику страны, а именно: доминирование группы над индивидом. Получила развитие деятельность неправительственных организаций, их партнерских отношений с государством в рамках триады «гражданское общество – государство – бизнес». Несомненно, это серьезное достижение в развитии демократии. Этому способствовало и последовательное проведение курса на развитие экономики и ее либерализацию.
При этом руководство страны исходило из того, что важнейшей предпосылкой демократии является относительно высокий уровень экономического развития. Поэтому вполне обоснованно был выдвинут принцип «сначала – экономика, потом – политика». Он оправдал себя на первом этапе и продолжает оставаться актуальным и теперь, на втором этапе демократического развития. Вопросы же политической модернизации все время оставались в поле зрения государственной власти и находили в целом удовлетворительное решение, о чем свидетельствует принятие в 1997 году широкомасштабной программы демократизации общества.
Внимательный анализ показывает, что в республике сложился политический курс, близкий к социал-либерализму, то есть нацеленный на либерализацию экономики и решение на этой основе социальных проблем.
Важнейшими задачами второго этапа и всего последующего развития является обеспечение эффективного функционирования созданных демократических институтов, формирование гражданского общества и среднего класса на базе всемерного развития предпринимательства в целом, малого и среднего бизнеса – в особенности.
Идет активный процесс кристаллизации социальных интересов и структурирования гражданского общества, чему в немалой степени способствует формирование зрелой партийной системы. Постепенно совершенствуются механизмы отношений государства и гражданского общества, взаимоотношения органов государственной власти как по «горизонтали», так и «по вертикали».
Важным шагом на пути модернизации политической системы является конституционная реформа 2007 года.
Однако пока не до конца решена задача установления меры свободы предпринимательской деятельности. Тогда как хорошо известно, что утрата государством, хотя бы частично, регулятивных функций неизбежно приводит к концентрации и централизации производства в руках отдельных предпринимательских групп, к резкому возрастанию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов.
Наше государство принимает эффективные институционально-правовые меры по предотвращению этой тенденции, по предотвращению сползания к олигархическому капитализму. Тем самым создаются необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса и формирования одного из важных сегментов среднего класса.
Мониторинг массового сознания в посткризисный период показывает сдвиг в сторону социал-демократической ориентации. Вырисовывается довольно интересная тенденция: концепция социал-либерализма, в рамках которого осуществлялась государственная политика, органически дополняется принципами социал-демократизма, что составляет очень важную черту неоконсерватизма, позволившего таким странам, как США и Великобритания, добиться в свое время внушительных успехов.
В Казахстане формируется модель демократии, которая опирается на традиционные ценности. К их числу относятся высокое чувство коллективизма, верность общественному долгу, готовность прийти на помощь. Опорами демократического процесса могут служить также уважение к историческому опыту, стремление к компромиссу, толерантность. Такая тенденция составляет характерную черту неоконсерватизма, настаивающего на необходимости сохранения традиционных норм, социальных и политических структур, акцентирующего внимание на таких структурах, как семья, конфессия и другие.
Таким образом, наблюдается примечательная тенденция: социал-либерализм органически дополняется принципами не только социал-демократизма, но и консерватизма. Вместе с тем формирующаяся казахстанская модель демократии ориентирована на постмодернистский тип экономического, политического и духовного развития.
Находясь на стадии модернизации, Казахстан все активнее внедряет постиндустриальные ценности, представляющие собой часть постмодернистской культуры. Многие составляющие этой культуры не противоречат традициям номадного общества, а, напротив, согласуются с ними. Это прежде всего идея неразрывной связи человека и мира, многообразия форм бытия и необходимости их более полной репрезентации.
Таким образом, сегодня становится все более ясным: необходимыми составляющими дальнейшего развития являются внедрение в жизнь постмодернистских ценностей и, как мы выше отмечали, усиление регулятивных функций государства.
Все эти процессы являются реальными предпосылками построения демократии, свободной как от копирования западных и восточных моделей, так и игнорирования исторического опыта, реализации универсальных ценностей в самобытной форме путем вплетения национальной специфики в логику преобразовании
[1] Теория права и государства Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы, Москва, Новый Юрист, 1999, с. 103
[2] Конституционное право Республики Казахстан. Сагиндыкова А.Н., Алматы; «Бiлiм», 1999, с. 42
[3] Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. – Алматы: Іазає университетi, 2001. –с. 123
[4] Основы государства и права РК: Учебное пособие / ответ. ред. Г.С. Сапаргалиев. - 2-е изд., перераб. Алматы: Жеті Жарғы, 1999 –с. 19
[5] Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права: Учебное пособие. – Алматы: Іазає университетi, 2001. –с. 34
[6] Теория права и государства Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы, Москва, Новый Юрист, 1999, с. 144
[7] Основы государства и права РК: Учебное пособие / ответ. ред. Г.С. Сапаргалиев. - 2-е изд., перераб. Алматы: Жеті Жарғы, 1999 – с. 21
[8] См. Орманова А.Ш. Республика Казахстан как субъект международно-правовых отношений. Автореферат. Алматы, 2001. С. 15-16.
[9] См. толкумбекова Н.О. Актуальные проблемы развития международной правосубъектности Республики Казахстан. Автореферат. Алматы, 2005. С. 16-17.