Политические системы современности

Политическая система– целостная совокупность структур, институтов, индивидов, а также существующих между ними политических отношений и взаимодействий, обеспечивающих легитимность правления, выработку и проведения политического курса. По характеру политического режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы. Политический режим— характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).Тоталитаризм– политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни. Разновидность диктатуры. Термин «Т.» впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 для характеристики своего движения и режима. В 1929 газета «Тайме» употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «победившего социализма». Основные черты Т. были выделены в работах Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Классическими считаются признаки Т., выделенные Фридрихом и Бжезинским: 1) официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью. Т. Отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу, он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным. Т. — это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсирование, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20— 30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма («марксизм-ленинизм», «национал-социализм»). Т. весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации на новые требования, неразвитость процессов артикуляции и агрегирования интересов. Различают правый и левый тоталитаризм. Первый существовал в фашистской Германии, второй — в коммунистических странах. Авторитаризм— политический режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, олигархии, диктатуры Древнего Рима; феодальные государства средневековой Европы; политические режимы части европейских стран в период между Первой и Второй мировыми войнами, а в наши дни — многие государства Азии и Африки. Отличительные признаки А.: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; формирование элиты на основе наследования или кооптации; Ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти. При А. могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения А. в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; преобладание вертикальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической Культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. Существуют различные типы А. — военный, олигархический, популистский, бюрократический, «А. развития». Демократия— народовластие. Понятие Д. является одним из самых многозначных в теории политической науки. Под Д. понимается: 1) форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом значении понятие «Д.» используется для характеристики типа государства, политической системы общества; 2) форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятие решений в них по принципу большинства. Исходя из этого значения Д., можно говорить о партийной, профсоюзной, производственной Д.; 3) идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения. К числу ценностей, формирующих демократический идеал, относятся свобода, равенство, уважение закона и прав человека, плюрализм, народный суверенитет, участие граждан в управлении и др.; 4) разновидность социальных движений, направленных на реализацию демократического идеала. Историческими формами Д. являются: родовая демократия, основанная на кровнородственных связях и общей собственности; военная демократия, общинная демократия и т.д. В зависимости от характера равенства, обеспечиваемого властью, Д. разделяется на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, главенство прав, и социальную, основывающуюся на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении. Существуют различные теории Д. Основными из них являются плюралистическая, партисипаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, социалистическая. Особый интерес представляет анализ современных демократических систем. Так, А. Лейпхарт различает «вестминстерскую модель демократии» и «консенсусную модель демократии». Суть первой модели — в реализация права большинства. На практике эта модель характеризуется: концентрацией исполнительной власти (однопартийный кабинет или «кабинет чистого большинства»); слиянием ветвей власти; асимметричной двухпалатностью парламента; однотипными партиям; плюралистичной избирательной системой; унитаристским и централизованным управлением; неписаной конституцией и суверенитетом парламент представительной демократией. Эта модель Д. существует в Великобритании, Новой Зеландии и т.д. Для консенсусной Д. характерно: разделение власти; сбалансированная двухпалатное с представительством меньшинств многопартийность; разнотипные партии; пропорциональное представительство; территориальный и иной федерализм и децентрализация; писаный закон и право вето меньшинства, модель реализуется в Бельгии, Швейцарии и т.д. Большинство западных стран А. Лейпхарт относит к «промежуточным формам» вестминстерской и консенсусной моделей Д., для которых характерны и элементы непосредственной Д.





Наши рекомендации