Каменская Г.'В, Родионов А. Н. Политические системы современности. Учебное пособие. М, 1894 Краснов Б. И. Политические системы //Социально-политический журнал. 1995.
тема 6
/Лямократия
как форма власти
и средство политического
процесса
1. Общие принципы демократии.
Прямая и представительная демократии
2, Демократия как идеал общественного устройства
и как реальность
'................................................................................................................................................................. ■ 1, . ■■-
Общие принципы демократии. Прямая и представительная демократии
В предыдущей теме мы ознакомились в краткой форме с общими принципами демократического режима правления. Сейчас необходимо перейти к более детальному рассмотрению демократии и как политической системы и как формы устройства власти.
Термин «демократия» производно от двух греческих слов —
demos — народ и era toe — власть и переводится буквально «власть
народа». В политологическом словаре демократия определяется как
«власть народа, народовластие, форма политического, государст
венного устройства, основанная на признании народа как источника
власти, его права принимать участие в решении общественных, го
сударственных вопросов, на признании принципов свободы, равен
ства и других прав граждан, предусматривающая введение право
вых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни
общества». .
Местом рождения демократии является город-государство Афины, V век до н. э. (Перикловы Афины). Центральным политическим институтом в Афинах VI-V века до н. э: было Собрание, привлекавшее обычно 5-6 тысяч участников и открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключались). Собрание простым большинством голосов могло решать любые внутренние проблемы без всяких правовых ограничений. Суды проводились присяжными в составе 501 гражданина, также большинством голосов решавших, виновен человек или нет.
Лидеры Собрания не избирались, а тянули жребий, поскольку афиняне считали, что любой гражданин способен занимать государственную должность: Отсутствовали такие исполнительные институты как президент, премьер-министр, правительство. Ответственность за принятие решений ложилась на плечи граждан— членов Собрания.
Несмотря на наличие врагов и на внутренние слабости, афинская демократия просуществовала почти 200 лет. В данном случае демократия предстает как механизм политического управления.
В системе современного социального знания существуют различные подходы к ее пониманию и анализу:
1) демократией называют политическую или социальную сис
темы, которые ставят своей целью свести к минимуму социальные и
экономические различия;
2) форма правления, при которой право принятия политичес
ких решений осуществляется всеми без исключения гражданами, в
соответствии с правилами правления большинства. Это — прямая
демократия;
3) форма правления, при которой граждане осуществляют
свое право не лично, а через своих представителей, т. е. представи
тельная демократия;
4) форма правления, где власть большинства реализуется в
рамках конституционных ограничений, которая гарантирует мень
шинству условия для осуществления прав, таких как—свобода сло
ва, вероисповедание и т. д. Это либеральная или конституционная
демократия. ■
Существует несколько теорий демократии. Наиболее распространенной из них считается плюралистическая. Демократия представляет собой в некотором роде механизм урегулирования возникающих в обществе конфликтов. Поэтому важно выявить источники и субъекты конфликтов. В плюралистической модели политическая система —слаженный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, в ходе которых принимаются взаимоприемлемые решения.
Следует упомянуть о разных подходах в анализе демократии. Это — нормативный и описательно-эмпирический. Нормативный предполагает конструирование идеальной модели демократии, обоснования ее преимущества по сравнению с другими формами правления, анализ путей осуществления демократического идеала. Этот подход исходит из должного и стремится строить в соответствии с юши реальную политическую жизнь.
Второй, описательно-эмпирический подход абстрагируется от идеалов, анализирует демократию в том виде, в каком она существует в действительности.
В плюралистической концепции эти два подхода тесно переплетаются. В концентрированном виде сущность плюралистической концепции выражается в следующем: ни народ, ни личность не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Такой силой является социальная группа. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы,
ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Представители этой теории: Бентли, Уоллес, Мэдисон и др.
Общие черты плюралистической демократии:
1) признание заинтересованной группы центральным элемен
том демократической политической системы, гарантирующим реа
лизацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность оттесня
ется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного
субъекта власти;
2) рассмотрение соперничества и баланса групповых интере
сов как социальной основы демократической власти, ее динамики;
3) значительное расширение сферы деятельности государст
ва, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие сопер*-
ничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего
общества; ■ \■. "'
4) забота о формировании демократической культуры, кото
рая рассматривается как условие цивилизованного характера борь
бы интересов и относительно безболезненного разрешения функци
ональных конфликтов;
5) поддержка государством социально ущемленных групп и
индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления
социальной справедливости.
Плюралистическая модель демократии не единственная в политологии. Учеными выделена сонсоциативная или согласительная модельДемократии, в наиболее законченной форме реализованная в Швейцарии. Она предусматривает систему правления, основанную на принципе участия большинства, на принципе пропорционального участия в осуществлении власти политических, религиозных и этнических групп. Как отмечал И. Шумпетер, демократическая форма правления характеризуется не отсутствием элит, а наличием множества элит, конкурирующих друг с другом за голоса избирателей.
Сторонники разных концепций единодушны в выделении общих признаков демократии:
1) признание народа источником власти, сувереномвгосудар
стве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу
принадлежит учредительная, конституционная власть в государст
ве, что он выбирает своих представителей и может периодически
сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно уча
ствовать в разработке и принятии законов путем народных инициа
тив и референдумов;
2) равноправие граждан.Демократия предполагает как мини
мум равенство избирательных прав граждан;
3) подчинение меньшинства большинству при принятии ре
шений и их выполнении;