Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. 19»3.
Разумея В. В. Власть * России: бюрократическое измерение //Кентавр. 1993. № 4. Шестовал В. Б. Образ власти а России: желания и реальность //Политические исследования, 1995. М) 1
il
мщ жизнь:
цели, средства и методы
1. Соотношение целей, средств и методов в политике
2. Насилие как средство политической борьбы 3. ЯоЛитический терроризм и его разновидности,
. - . /
Соотношение целей, средств и методов в политике
Политическая жизнь, как и любая Другая форма общественной Жизни, многогранна и разнообразна. Основу политической жизни, как отмечалось ранее, составляют властные отношения. Эти отношения осуществляются между различными субъектами политической жизни: гражданами, социальными группами, политическими институтами и т. д. Место и роль в политической жизни всех ее субъектов будут рассмотрена в последующих темах. Здесь же иы бы хотели сконцентрировать внимание на целях, которые преследуют участники политической жизни, средствах и методах, используемых при достижении данных целей.
Что же такое цели, средства и методы в политике? Политика, как отмечалось ранее, является целеполагающей формой деятельности. Ее движущей пружиной является целедостижение. Любое политическое действие осуществляется для достижения определенных целей. Цель в политике, как и любом другом виде деятельности, служит внутренним побудительным мотивом. В качестве инструментов, орудий практического осуществления целей выступают средства и методы. «Средства» и «методы» близкие понятия. Политические средства — конкретные факторы влияния субъектов политических отношений на объекты: избирательные кампании, забастовки, вооруженные действия и т. д. Методы политики обычно характеризуют способы воздействия ее средств: к методам политики относят прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.
Еще яа заре формирования политологии в ней был поставлен вопрос о соотношении цели и средств. Этот вопрос, по сути дела, является вопросом о нравственном содержании политической жизни. Он может быть сформулирован следующим образом: применение каких средств нравственно оправдано для достижения политических целей?
Широкое распространение среди политических деятелей имеет установка, что цель оправдывает средства. Теоретическое обоснование этой установки дано в работах Н. Макиавелли. С точки зрения
■62 ■ ■ • ■■ '■■.-■ .
■этой установки любой поступок, любое политическое действие является моральным, если оно продиктовано нравственной целью. Практика свидетельствует, что политики, как правило, не признаются в безнравственности своих целей. Все преступные политические акты, войны, массовый террор, революции и т. д. прикрывались благородными целями, сулящими народам благоденствие и процветание. И сегодня политическая жизнь изобилует такими аморальными явлениями как применение лжи, манипулирование массовым сознанием, дезинформация, терроризм и т. д. Все эти факторы представляются как необходимые атрибуты политической жизни. И это позволяет утверждать, что «политика— это грязное дело».
В политической практике и теории существует и противоположный подход к соотношению целей и средств. С точки зрения этого подхода, средства должны доминировать над целью,
С точки зрения этого подхода средства являются нравственным критерием политики. Применение средств, а не только благородные цели, определяет будущее лицо того или иного сообщества. Насилием, убийствами, террором не построить высоконравственног го общества. На этой платформе сформировалась идеология ненасильственных действий в политике, у истоков которой стояли лидер национально-освободительного движения Индии Махатма Ганди (1864^1948) и лидер борьбы за расовое равноправие в США Мартин Лютер Кинг (1929-1968).
Идеология ненасильственных действий, выступающая за высоконравственное содержание политических действий, получает в современной мире широкое распространение. Она позволяет придать политической жизни гуманистический характер, превратить политику из «грязного дела» в благородное занятие. Однако данный подход далеко еще не доминирует в политической жизни. Большинство политических деятелей подходят к политике прагматически, утверждая необходимость установления соизмеримости целей и средств.
Данный подход носит компромиссный характер. Он пытается
учесть нравственную значимость как целей, так и средств. Посколь
ку противоречие целей и средств в политической жизни носит неиз
бежный характер, сторонники такого подхода стремятся построить
систему иерархии нравственных ценностей и с помощью ее оправ
дать применение некоторых безнравственных средств как «мень
шего зла». .
Естественно, в теории очень трудно предусмотреть все случаи жизни и четко указать какие средства являются нравственными и в то же время эффективными. Но в современном обществе твердо уверены, что в качестве критерия применения политических средств должны выступать основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности: право на жизнь, безопасность, свободу, развитие человеческой личности.