Власть и властные отношения 57
ные образовательные и просветительские учреждения, а также через средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положений общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.
По широте распространения выделяются мегауровень —-международные организации (ООН,-НАТО); макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.
Есть классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т.п. власти.
Различные общественные власти находятся в сложном взаи
модействии. Многие политологи важнейшей считают экономичес
кую власть. "■■-■.
Политическая власть, испытывая сильное воздействие со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям.
В определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний).
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический строй предполагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.
Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.
Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.
Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность»—близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а второе—юридический;
Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа
достижения легитимности, отражающих особенности мотивов под
чинения. . .. ;.. ■ ;■ . . ., , ■■.....-.■ ■■ .:.. ■ ■
1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря
обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость
и священность издавна существующих порядков. Традиционное
господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции
приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения
власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей
мотивации традиционная легитимность во многом схожа с отноше
ниями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном
повиновении старшим и на личном, неофициальном характере вза
имоотношений. Власть традиции такова, что когда лидеры нару
шают ее, они могут потерять легитимность в f лазах масс, В этом
смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, кото
рая придает ей легитимность. Традиционная легитимность отлича
ется прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности
демократии полезно сохранение наследственного монарха, под
крепляющего авторитет государства многовековыми традициями
почитания власти.
2. Легальная или рационально-правовая легитимность. Она
основывается на добровольном признании установленных юриди
ческих норм, направленных на регулирование отношений управле
ния и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти яв
ляется конституционное государство, в котором беспристрастные
нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой
стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются уста
новленные законом процедуры. В системах подобного вида власть
политической элиты легитимируется «царством закона». Для обос
нования своей власти элита обращается к действующему законода
тельству (Конституции).
3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в ис
ключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом,
т. е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется,
создается культ его личности. Харизматическая власть является
относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легаль
ной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как
традиция и закон являются фактами общественной жизни. Хариз
матический способ легитимации часто используется в периоды ре
волюционных перемен, когда новая власть для признания населе
нием не может опереться на авторитет традиций или же демокра
тически выраженную волю большинства. В этом случае сознатель
но культивируется величие самой личности вождя, авторитет кото
рого освящает институты власти, способствует их признанию и
принятию населением. Харизматическая легитимность базируется
на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы