РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.
Особенности развития русской политической мысли XIX – начала ХХ в.
1. Россия - огромное богатое ресурсами пространство, которое нужно было защищать, и на котором изначально сосуществовали различные народы с весьма несхожими типами культур. Отсюда - культ сильного гос-ва (державы), сильной персонифицированной власти.
2. Россия – «часть света» между Востоком и Западом. Поэтому всегда в «русскую душу» вносились еще два начала – восточное и западное.
3. Экспансия западной культуры:
- Крещение Руси.
- «Москва – третий Рим»!?
- церковные реформы Никона (раскол Церкви)
- реформы Петра I (раскол социальный, с тех пор элита и народ уже никогда не были вместе!).
В русской политической мысли выделяют несколько направлений:
- либерализм,который в своем историческом развитии в России прошел три этапа:
- «правительственный» либерализм, инициируемый «сверху» и уповающий на самоограничение просвещенной монархии (конституционные проекты М.М. Сперанского);
- консервативный либерализм - проект умеренной интеллигенции, стремившейся закрепить и расширить общественные преобразования на основе диалога с властью, программы просвещения народа и участия в местном самоуправлении Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, П.Б. Струве);
- «новый» (социальный) либерализм начала ХХ в. Защищая идею правового государства, создаются концепции, в которых осмысливаются основные принципы и перспективы развития конституционализма и правовой государственности, но в российском контексте.
5. Движение декабристов не было однородным в идейно-политическом плане.
- умеренное Северное общество (Н.М. Муравьев) - за бурж. конституц. монархию, устроенную по федеративному принципу, как в США.
- радикальное Южное общество (рук. П.И. Пестель) за республиканское правление в форме представительной демократии в единой и неделимой России.
6. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.А. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев и др.) исходили из идеи самобытности России: уникальное образование – крестьянская поземельная община, отсутствие традиций классовой (сословной) борьбы, и наконец, православие - как духовно-мировоззренческая доминанта русского народа, весьма критичны к реформам Петра 1.
7. «Западники» (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.П. Боткин и др.) реформы Петра считали положительными, зап.европейскую культуру считали образцом для России, будущее которой связывали с усвоением достижений европейской либеральной цивилизации, ее социально-экономических и политических институтов (частной собственности, парламентаризма и др.).
8. Народничество – в котором выделяют три основных направления:
-пропагандистское(П.Л. Лавров).
- заговорщеское(П.Н.Ткачев)
- анархистское (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин)
9. Консервативно-монархическоенаправление, как реакция на радикализацию русского общества, на увеличение масштабов и влияния революционного движения в пореформенной России (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров).
10. Русский духовный ренессанс (В.С. Соловьев - идеи «свободной теократии», с принципом верховенства церкви и духовенства над государством, подчинения человеческого божественному. Он наполняет идею государства религиозно-нравственным содержанием.)
11. Марксизм (Г.В. Плеханов), Легальный марксизм, которым«переболели» многие представители русской интеллигенции Н.А. Бердяев,Л С.Н. Булгаков, П.Б. Струве С.Л. Франк, М.И. Туган-Барановский и др.
12 Основные направления политической мысли русского зарубежья:
- евразийство ( Н.С.Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Л.П. Карсавин);
- социальный иерархизм (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк);
- неомонархизм (И.И. Ильин, П.А. Флоренский);
- христианский социализм (С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов).