Политика: понятие, свойства, функции, уровни.
Политика: понятие, свойства, функции, уровни.
Политика – опр-ет совокупность отношений, которые складываются в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования гос власти. Политика – глобальный механизм регулирования социальных отношений. Т.е. политика – способ регулирование межгрупповых конфликтов как способ придания конкуренции за власть мирных форм.
Ф-ии политики:
* выражение и реализация властно - значимых интересов
* рационализация конфликтов
* распределение и перераспределение общественного блага с учётом групповых приоритетов жизни общества
* управление и руководство общ процессами как методы согласования групп интересов
* интеграция т.е. единство
* социализация личности. Введение личности в полит мир
* коммуникабельность, формирует особые типы общения
* создание дея-ти, создание проектов
Субъекты п-ки – любые социальные субъекты, вступающие в отношения по поводу завоевания или осуществления политической власти. Субъектами п-ки могут быть как гос-ва, нации, классы, политич партии, так и индивиды. Люди не существуют вне п-ки и являются её субъектами вне зависимости от своей воли.
три уровня ее существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как ив государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.
Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.
Власть как социальное явление.
власть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких либо средств воли, авторитета, права, насилия
По своей природе власть представляет собой социальное явление, поскольку возникает в обществе. Власть выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Социальная функция
власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Исследователи придерживаются разных
подходов в определении социального содержания власти:
• сущностный подход рассматривает власть как особую субстанцию, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в локализованной и концентрированной в человеке энергии, силе, заставляющей других
людей повиноваться. В таком понимании власть выводится из природы человека, его естественных свойств. Стремление к власти, подчинению своей воле других индивидов лежит в основе поступков и действий человека. При этом политика
рассматривается как столкновение устремлений к власти;
. социологический подход характеризует власть как отношение, взаимодействие двух сторон. В основе властных взаимодействий лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом и объектом власти. Субъект власти - тот, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей. Объект власти - тот, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия, то есть с характером требований, предъявляемых субъектом. Эти подходы породили множество определений власти.
Политическая власть.
Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.
Признаки политической власти:
1. Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно правовых актов.
2. Легитимность власти - это добровольное признание ее справедливой, прогрессивной большей частью населения.
3. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых, и др.) всеми членами общества.
4. Влияние власти - это способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений, с целью сформировать или изменить мнение людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение социальных субъектов.
5. Публичность - значит, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества.
6. Моноцентричность власти означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений.
7. Эффективность и результативность заключается в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми областями общественной жизни.
Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:
1) Функция целеполагания определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;
2) Интегративная функция обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
3) Регулятивная функция регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;
4) Дистрибутивная функция осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.
5) Идеологическая функция заключается в разработке определенного общественного идеала, который включает политические и социальные ценности;
6) Воспитательная функция направлена на социализацию индивидов, то есть их включение в политическую жизнь;
7) Инновационная функция направлена на творческое осмысление политической действительности, выработки способов и методов ее изменения. То есть политика имеет своим заданием создавать новые, более прогрессивные формы социальной организации жизни.
8) Прогностическая функция - определение перспектив общественного развития, создания разнообразных моделей будущего состояния политической системы, и тому подобное.
Смешанная избир. система.
В России (а также в Германии) смешанная система. Часть деп-тов по маж с - устойчивое прав-во, часть - пропорц. Два бюллетеня - два голоса (1 - за партию, 2 - за кандидата от округа)
Плюсы – как у мажор. и пропорц. систем
Оба фактора играют определяющую роль на различных этапах социализации. В детстве сильнее первый, в зрелости – второй.
Выделяют три этапа социализации:
- от 3-х до 13 лет, когда формируются взгляды, тождественные со взглядами окружающих человека людей
- 13-18 лет: формируются и высказываются собственные взгляды, политические ориентиры, эмоции и чувства
- с 18 лет человек принимает ту или иную позицию в своем отношении к миру политики; часто эта позиция не противоречит общепринятой
Политическая социализация – процесс бесконечный, но задача политических лидеров может быть двоякой в отношении этого процесса. Те, кто стремятся сохранить существующую структуру, акцентируют внимание и обеспечивают стабилизацию позитивных моментов социализации. Те, кто против существующей структуры, делают акцент на негативах политической социализации.
организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;
время действия: затяжные, скоротечные.
Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.
Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
соглашение, основанное на взаимных уступках;
истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
Примирение на основе принуждения, в основе которого:
явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений
Политика: понятие, свойства, функции, уровни.
Политика – опр-ет совокупность отношений, которые складываются в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования гос власти. Политика – глобальный механизм регулирования социальных отношений. Т.е. политика – способ регулирование межгрупповых конфликтов как способ придания конкуренции за власть мирных форм.
Ф-ии политики:
* выражение и реализация властно - значимых интересов
* рационализация конфликтов
* распределение и перераспределение общественного блага с учётом групповых приоритетов жизни общества
* управление и руководство общ процессами как методы согласования групп интересов
* интеграция т.е. единство
* социализация личности. Введение личности в полит мир
* коммуникабельность, формирует особые типы общения
* создание дея-ти, создание проектов
Субъекты п-ки – любые социальные субъекты, вступающие в отношения по поводу завоевания или осуществления политической власти. Субъектами п-ки могут быть как гос-ва, нации, классы, политич партии, так и индивиды. Люди не существуют вне п-ки и являются её субъектами вне зависимости от своей воли.
три уровня ее существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как ив государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.
Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.