Вопрос Социальные нормы: место и роль права в их системе
Социальные нормы - общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.
Место и роль права в системе социальных норм выражается в том, что право:
- содействует соблюдению иных социальных норм, например, морали;
- регулирует действие политических норм (обеспечение равновесия институтов власти, упорядочивание деятельности политических партий);
- получает выражение в религиозных нормах (регламентирующих политические, процессуальные, брачно-семейные, иные отношения);
- создает правовую основу организации и деятельности различных объединений (определяет порядок их образования, условия деятельности);
- регулирует основные направления экономического развития (определение хозяйствующих субъектов, нормативное запрещение силовых средств, правовая регламентация рыночных споров);
- признает обычаи делового оборота, не предусмотренные законодательством;
- создает основу для семейных норм, которые находят определенное выражение в кодексах, договорах;
В целом в системе социальных норм право играет роль универсального регулятора общественной жизни.
14 вопрос Англо-американская правовая семья (общая характеристика)
Внутри англо-американской правовой семьи различают английскую правовую систему, правовую систему США и право англоязычных государств (бывших колоний Великобритании).
Общее право исторически сложилось в Англии. Такое название связано с тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления Х-XIII вв.) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений. Совокупность этих решений, точнее – принципов, на которых они основывались (прецедентов) была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.
Спецификой общего права является: отсутствие кодифицированных отраслей права; наличие в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно и механизм правообразования и механизм правореализации. Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.
Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».
В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-американской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Существует достаточно развитое законодательство.
Писаное право в основном не кодифицировано. Соотношение судебной практики и нормативных актов как источников права неоднозначно. Действует принцип приоритета закона при коллизии закона и прецедента. Однако эффективность предписаний, содержащихся в нормативных актах, определяется устойчивостью практики их применения. Суд связан не только законом, но и его толкованиями, содержащимися в судебных решениях, так называемыми «прецедентами толкования». Нередки примеры «поглощения» писаного права правом прецедентным.
В англо-американской правовой семье более значительна и роль обычаев как источников права.
Некоторые особенности в сравнении с английским имеет американское право. В США законодательство в системе источников права более значимо, оно частично кодифицировано (во всех штатах приняты уголовные кодексы, в некоторых – уголовно-процессуальные, гражданские, гражданско-процессуальные), не действует концепция «жесткого прецедента».
Несмотря на различия в романо-германской и англо-американской правовых семьях отмечаются тенденции к их сближению. В романо-германской правовой семье признается увеличение значения судебной практики, а в англо-американской – писаного права.