Сущность, типология политических конфликтов и кризисов

Конфликт –это открытое столкновение противоположных сил, их интересов, мнений, чреватое серьезными осложнениями во взаимоотношениях сторон. Конфликты сопровождают нас повсюду. Они могут быть семейными, житейскими, административными, хозяйственными и т. д. Нас интересуют конфликты между субъектами политики, т. е. политические.

Любой конфликт, в том числе и политический, – это совершенно особая психологическая ситуация. Конфликт нарушает привычное течение жизни и может вызвать необычную реакцию и необычное поведение участвующих в нем сторон. В состоянии конфликта они зачастую искаженно воспринимают позицию друг друга и болезненно реагируют на те слова
и действия, которые спокойно воспринимали бы, не будь ситуация конфликтной. Не случайно говорят, что война возникает в сознании людей.

Политические конфликты могут довольно быстро разрастаться. Это происходит потому, что в них обычно задействованы большие группы людей. При этом члены одной группы как бы «заряжают» друг друга. В конечном счете, каждый конфликт неповторим. Однако изучение таких уникальных ситуаций позволяет найти в каждой нечто типичное. Следовательно, можно говорить и о типичных причинах политических конфликтов:

1. В политике распространен конфликт, источником которого является рассогласование власти и ответственности. Это происходит в том случае, когда один субъект, находясь у власти, принимает решение, не учитывая последствий и не возлагая на себя ответственности за его конечные результаты. В глазах другого субъекта такая власть теряет свой авторитет. Начинается противостояние субъектов, перерастающее в открытый конфликт.

2. Источником конфликта может быть рассогласование обязанностей и возможностей субъекта.Представим, что субъект А пришел к власти и теперь ему предстоит принимать главные решения. Однако политическая жизнь не стоит на месте: ситуация меняется, возникают все новые
и новые проблемы. Естественно, круг обязанностей субъекта А начинает меняться, расширяться, сами обязанности усложняются. Между тем оказывается, что субъект А не в состоянии их выполнить. Это вызывает недовольство других субъектов политики, и они вступают в конфликт с субъектом А. Примером такого конфликта может быть противостояние власти
и оппозиции.

3. Часто мы наблюдаем в политике и конфликт привилегий.
Вэтом случае субъект А стремится закрепить (и часто закрепляет) свое привилегированное положение в обществе за счет субъектов Б, В, Г…,игнорируя их интересы. Это вызывает их недовольство, что порождает конфликт.

4. Типичен в политике конфликт, в основе которого лежат расхождения в ценностях и идеалах,в оценке существующей ситуации и перспектив развития страны. Это означает, что у действующих политических персонажей существенно различаются представления о том, как, по какому проекту должна развиваться страна дальше. Подобные расхождения мы наблюдаем не только между властью и оппозицией, но и внутри самой власти, между отдельными ее представителями.

5. Неизбежны в политике намеренные конфликты,источником которых являются сильное разжигание вражды,провоцирование столкновения. Скажем, некий субъект Внастраивает субъектов А и Бдруг против друга, сознательно сталкивает их с тем, чтобы самому оказаться в выигрыше (отвлекает внимание от себя, выигрывает время и т. п.).

Крайним проявлением политического конфликта можно считать войну. Война– это вооруженное столкновение сторон конфликта. Она всегда характеризуется применением силы, ведет к человеческим жертвам.
В войнах друг другу противостоят отдельные политические персонажи: страты, социальные группы, этносы, государства.

Войны происходят не только между странами, но и внутри самих стран. В этом случае вооруженное противостояние принято называть гражданской войной. В ее основе могут лежать противоречия как между странами или социальными группами, по-разному представляющими себе варианты дальнейшего развития страны, так и между этническими сообществами. Распад некоторых многонациональных государств в последнее время обернулся гражданскими войнами на их территории.

2. Пути разрешения конфликтных и кризисных ситуаций
в политике

Конфликты всегда были в центре внимания политической науки. Это и понятно: они нарушают нормальное течение политической жизни, чреваты человеческими жертвами, сопровождаются материальными и духовными потерями. Все это настоятельно требует их изучения. Поняв суть конфликта, мы поймем и то, как его можно предотвратить или разрешить, если он уже возник. Каждый политический конфликт по-своему уникален. Но при этом существуют и общие правила, следуя которым его можно разрешить.

Во-первых, если конфликт уже возник, следует открыто признать его, а не замалчивать. Во-вторых, необходимо найти посредника, с помощью которого стороны могли бы высказать друг другу свои требования. Посредник должен устраивать обе конфликтующие стороны и обладать редким сочетанием способностей: интеллектуальных, организаторских, дипломатических и др. В-третьих, приостановить конфликт с помощью посредника, развести конфликтующих в разные стороны – подобно судье на боксерском ринге. В-четвертых, «поставить диагноз» самому конфликту: определить причину, тип конфликта, его остроту, выяснить намерения сторон, предложить варианты решения и просчитать их «цену». Определяя причину конфликта, важно не спутать ее с непосредственным поводом. На стадии «постановки диагноза» субъекты конфликта становятся на реальную почву: они понимают, что в действительности происходит, каков предмет их расхождения и чего они реально могут достичь. В-пятых, после подготовки начать переговоры – это самый длительный и трудный этап, ведь здесь конфликтующие стороны вступают в контакт, а значит, психологическое напряжение неизбежно. Однако если подобные психологические барьеры будут преодолены, появляются реальные шансы на разрешение конфликта. В процессе переговоров важно смягчить крайние позиции, сконцентрировать внимание на главных вопросах, обеспечить возможность каждому участнику высказать свое мнение и найти решение, более или менее устраивающее обе стороны, а именно:

1) прояснить интересы сторон – конкретные интересы, а не лозунги, призывы и декларации;

2) избегать угроз в адрес партнера. Обещание уступок во время переговоров может быть значительно эффективнее, чем обещание неприятностей. Уступки друг другу можно уровнять, угрозы приводят лишь к ответным угрозам и провалу переговоров;

3) сформулировать и показать все положительные последствия тех решений, которые предлагается принять противоположной стороне;

4) иметь в запасе несколько вариантов решения проблемы, каждый из которых может быть рассмотрен на переговорах;

5) спорить нужно не с партнером, а с его аргументами. Нельзя забывать, что обсуждаются не личные взаимоотношения, а та или иная общественная проблема;

6) выработать процедуры и критерии, в соответствии с которыми будут приниматься окончательные решения. Тогда такие решения не будут выглядеть навязанными.

В-шестых, на стадии выхода из конфликта должны быть найдены методы контроля за выполнением принятого решения. Этот этап очень важен, и его нельзя недооценивать. Если не позаботиться о соблюдении
совместно выработанных правил, то конфликт может опять возникнуть,
и весь путь придется начинать сначала.

На первый взгляд, может показаться, что разрешение конфликта предпочтительнее его урегулирования, поскольку дает более твердые гарантии его невозобновления. Однако в политике подлинное разрешение конфликта возможно лишь в очень редких случаях.

Вот почему в политике чаще говорят об урегулировании конфликта, понимая это выражение в самом широком смысле слова. Урегулирование конфликта – дело очень сложное. Неумелое вмешательство в конфликт может лишь разжечь и обострить его. За урегулирование конфликтов в политике должны браться специалисты. В мировой политической науке существует даже специальная отрасль знания – конфликтология.Она проводит сравнительный анализ конфликтов, подмечает в них не только уникальные, но и повторяющиеся черты, разрабатывает современные техно-логии их урегулирования. Для тех, кто хочет действовать в политике эффективно, необходимо овладеть искусством переговоров.

Тема 13. Средства массовой информации и коммуникации

Вопросы для изучения

1. Понятие и функции средств массовой информации.

2. Основные этапы информационного процесса и особенности политического влияния СМИ.

3. Политическое манипулирование и пути его ограничения.

Литература

1. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку: Учебник для высш. учеб. завед.– М.: Логос, 1998.

2. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова.– Мн.: Акад. управ. при Президенте Республики Беларусь, 2005.

3. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.– 2-е изд.– М.: Аспект-Пресс, 1995.

Наши рекомендации