Типология политических конфликтов.

Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их, политических интересов, ценностей и взглядов.

Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, — все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Различают три основных типа политических конфликтов.

•Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).

•Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств, с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

•Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты — государства и их коалиции), государственным (субъекты — ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты — региональные политические силы), местным.

Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например,

органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов — отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.

Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликт» выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации. С другой — организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Пред метом

конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим.

Внутриполитические конфликты подразделяются:

Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства.

Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

Политический конфликт может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным, причем обе эти переменные изменяются независимо друг от друга.

Переменная насильственности относится к формам проявления политических конфликтов. Речь в данном случае идет о средствах, выбираемых борющимися сторонами для осуществления своих интересов. С одной стороны, война, гражданская война, мятеж, бунт, восстание, революция — вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, с другой стороны, беседы, консультации, дискуссии,

переговоры между ними в соответствии с правилами цивилизованного поведения и открытой аргументацией. Более или менее насильственные формы столкновения между группами — забастовки, саботаж, ожесточенные дебаты, угроза, ультиматум, применение физической силы.

К политическим конфликтам можно отнести также терроризм.

Под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения.

Под сущностью терроризма следует понимать совокупность оригинальных признаков, характерных черт и отличительных особенностей, присущих терроризму как социально-политической и правовой категории, и составляющих его внутреннее содержание. В современной юридической литературе посвященной проблемам терроризма, выделяют следующие отличительные признаки терроризма как преступного деяния:

•он порождает высокую общественную опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми. При этом, умыслом террориста охватывается причинение смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников, находятся вблизи мест взрывов и т.п.

•терроризм отличает публичный характер его исполнения. Другие преступления обычно совершаются без претензии на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует.

•преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности.

По нашему мнению, терроризм можно классифицировать на следующие самостоятельные виды:

по территориальному признаку:

•международный;

•внутригосударственный;

в зависимости от преступной мотивации:

•политический;

•религиозный;

•националистический;

•экономический.

Таким образом, при всем многообразии видов терроризма, полемика по проблемам классификации видов терроризма свидетельствует о настоятельной необходимости дальнейших исследований в юридической науке этих проблем, так как их разработка обусловлена, в том числе и острой практической необходимостью.

Политолог Д.В. Ольшанский к наиболее “крупным” видам терроризма относит: политический (террористические действия разного рода, имеющие целью оказание влияния на политических лидеров, власти или проводимую ими политику, вынудить те или иные политические действия или властные решения), информационный (прямое воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений,

определенным образом направляющих поведение людей), экономический (различные дискриминационные экономические действия, имеющие целью оказание влияния на экономических конкурентов, социальные группы и слои населения, а также на государства и их лидеров с целью достижения конкретных экономически выгодных для террористов решений) и социальный (бытовой) терроризм

(разгул уличной преступности, нарастающий криминалитет, общая социальная нестабильность и массовая бытовая неустроенность).

Таким образом, специфика политического конфликта определяется его объективной и субъективной сторонами, которые в своей совокупности определяют его качественную природу.

29 Функции политических конфликтов, способы и методы их регулирования.

В политической науке наибольшее внимание уделяется проблеме урегулирования политических конфликтов. Под регулированием конфликта понимается разработка и применение системы мер, направленных ограничение интенсивности и масштаба конфликта.

Политической практикой и теорией выработаны некоторые общие способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе компромисс и консенсус.

Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок участников. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами. Добровольные компромиссы заключаются на основе соглашения

по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил, на основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. Обычно различают три вида объекта возможного соглашения:

1) конечные цели (свобода, равенство и т.д.), которые составляют структуру системы представлений;

2) правила игры или процедуры;

3) состав правительства и правительственная политика. В соответствии с указанными видами объекта можно выделить три уровня консенсуса:

•уровень сообщества, или основной ценностный;

•уровень режима, или процедурный;

•уровень политики.

Первый уровень консенсуса (основной) — показывает, в какой степени общество разделяет ценностные представления и цели.

Второй уровень консенсуса (процедурный) — устанавливает правила игры, фиксируемые в правовых документах (в конституциях, законах).

Третий уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель «власть-оппозиция». Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительствам — это отношение к членам правительства, а не к форме управления.

Консенсус — это универсальный принцип демократии, позволяющий решать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Важное значение в разрешении многих конфликтов принадлежит согласительным процедурам. Они представляют собой метод регулирования и разрешения конфликта, который занимает промежуточное положение между прямыми переговорами и традиционным посредничеством.

Цель согласительных процедур — примирение сторон. Особенностью согласительных процедур, отличающей их от прямых переговоров между конфликтующими сторонами и переговоров с участием третьей стороны в роли посредника, является то, что в рамках согласительных процедур конфликтующие стороны

самостоятельно осуществляют контроль за такими компонентами процесса примирения, как:

— временные рамки;

— перечень спорных вопросов для обсуждения;

— решение;

— рамки соглашения;

— наблюдение и контроль за выполнением соглашения.

Одной из форм разрешения конфликта является посредничество. Оно представляет собой способ вмешательства нейтральной третьей стороны в процесс переговоров конфликтующих сторон. Посредник, будучи нейтральным, помогает конфликтующим

сторонам преодолеть разногласия и конструктивно разрешить конфликт. Он устанавливает и поддерживает общение между конфликтующими сторонами.

Посредничество применяется тогда, когда стороны оказываются неспособными самостоятельно найти решение проблемы и достичь соглашения в ходе прямых переговоров, а также преодолеть тупиковую ситуацию, возникшую в ходе переговоров.

Позитивные функции конфликта

Выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль;

способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей;

ускоряет создание новых структур;

обеспечивает лучшее познание его участников

Негативные функции конфликта

Приводит к дезинтеграции общества;

приводит к социальному взрыву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей;

приводит к осложнениям межгосударственных, международных отношений;

приводит к абсолютизации вооруженного насилия как средства разрешения конфликта, к установлению военной или другой диктатуры

30 Современные политические кризисы и конфликты. Способы разрешения конфликтов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации - реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально - экономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.

Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально - экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:

а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;

б) деформация-смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;

в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;

г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;

д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;

е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.

Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности: во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.

Определим основные виды политических конфликтов в России:

- между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства;

- между элитами финансово-промышленных групп;

- внутрипарламентский;

- между партиями;

- внутри государственно-административного аппарата.

Трудности предупреждения и разрешения политических конфликтов связаны с самим их характером. Эти конфликты возникают из различий интересов, соперничества и борьбы социально-профессиональных, этнических, конфессиональных и иных групп, слоев, общностей и даже индивидов в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти, овладения и использования ее материально-финансовых и позиционно-ролевых

(позиции вождя, военачальника, короля, министра, президента, депутата, судьи, лидера политической партии и т.д.) ресурсов, выработки и реализации программ (курсов действий) достижения тех или иных целей.

Истоки политических конфликтов коренятся в самой природе политики, в политической системе общества и ее ядре - в государстве. Необходимость в политике и ее институтах вытекает из потребностей организации управления любым человеческим сообществом - начиная с рода, племени, фратрии и заканчивая национальным государством, межгосударственными объединениями и всемирными организациями государств (ООН и ее специализированные организации), -

которые неизбежно порождают деление членов этих сообществ на правящих и управляемых, обладающих политико-государственной властью и безвластных или обладающих ею в незначительной степени.

Субъектами внутренних политических конфликтов являются, таким образом, как отдельные индивиды, группы, слои, различные социокультурные, этно-конфессиональные и иные общности, так и их организации. На международной арене в условиях глобализации всех сторон жизни человечества субъектами международных политических конфликтов выступают уже не только государства, союзы государств и их организации, но и сами народы, международные неправительственные организации

и движения, например, международные профсоюзные и партийные организации, международные экологические движения. Тем самым существенно усилилась взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и международными политическими конфликтами.

Специфика конкретного политического конфликта определяется как уровнем этого конфликта, так и особенностями его участников. Так, на уровне межличностных политических конфликтов существенную роль играют авторитарный или демократический тип личностей - участников конфликтов, интересы и мотивы их действий, их социально-психологические свойства. В числе последних особенно важны такие черты личности, как ум, воля, честолюбие, организаторские или иные способности,

которые составляют качество политического лидера. Члены элиты, лидеры благодаря своим личностным свойствам, возможностям мобилизовать своих сторонников и иным ресурсам, играют непропорционально их численности большую, нередко решающую роль в политических конфликтах. По мере укрупнения субъектов политических конфликтов и, соответственно, повышения уровня конфликтов, все более значимыми становятся интересы и факторы среднего и социального уровня.

Далеко не все политические конфликты являются деструктивными. Они могут быть стабилизирующими, обеспечивающими баланс интересов и восстановление нарушенных норм и статуса, а также конструктивными, создающими качественно новую позитивную ситуацию в обществе. Различают также первичные и вторичные, примиримые и непримиримые, мирные и насильственные конфликты.

С точки зрения восприятия конфликта его участниками, выделяются:

1) конфликты выбора наименьшего зла, когда каждый из возможных выборов не полностью желателен или даже нежелателен и имеет негативные последствия;

2) конфликты в условиях изобилия выборов, когда каждый из этих выборов привлекателен;

3) конфликты противоположного восприятия, когда конфликт возникает вследствие противоположного восприятия участниками конфликта одной и той же ситуации.

Исходя из характера взаимоотношений сторон конфликта, они могут происходить в ситуации:

1) вражды, то есть крайней степени непринятия сторонами друг друга и вытекающего отсюда стремления подавить "врага";

2) соперничества, когда каждая из сторон конфликта стремится ненасильственными средствами побудить другую сторону пойти на уступки.

Для России в последние 6-8 лет дополнительные трудности в поисках политического компромисса и согласия создает сочетание обострения "чисто" политических конфликтов с политизацией экономических, трудовых, социальных, этнических и иных конфликтов. Особую опасность представляет этнизация политических конфликтов и политизация этнических конфликтов, приводящие к наиболее опасным - насильственным их формам. Таковыми являются в первую очередь вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе,

Таджикистане, в Чечне. Причин этнополитических конфликтов множество, начиная от искажений и ошибок национальной политики в Советском Союзе, последствий его развала, заполнения образовавшегося в результате этого развала идейно-ценностного вакуума этнической идентичностью, эксплуатация региональными элитами национальных чувств в борьбе за власть и собственность в своих регионах и с Москвой, обострения противоречий между стремлением каждого народа к самоопределению,

возрождению культурной самобытности и объективными процессами интеграции, укрепления исторически сложившейся духовной общности народов России - и завершая такими причинами как экономический кризис и социально-экономическое неравенство между отдельными регионами, наличие взаимных территориальных и иных претензий в ряде регионов (особенно Северного Кавказа), наличие беженцев и переселенцев, ухудшение экологической обстановки, рост преступности с этнической окраской,

пробелы и несовершенство регулирующего межнациональные отношения законодательства и т.п.

Отсутствие в нынешнем законодательстве Российской Федерации самой категории “внутренний политический конфликт”, как и конкретизирующих этот тип конфликта понятий “мятежа” и “гражданской войны”, привело в случае с Чечней к “внеправовому” расширению полномочий вооруженных сил России на применение силы в ситуации формального “мира”, что создало условия для массового нарушения гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод граждан Чечни, прежде всего — мирного населения,

а также лишило международно-правовой защиты военнослужащих российской армии. Между тем, “вооруженная борьба между одним или большим числом государств, являющихся членами федеративного государства, с одной сторон, и федеративным государством - с другой, должна считаться, с точки зрения международного права, войной, несмотря на то, что, согласно конституции федеративных государств, война между государствами — членами федерации, также как и между любым из них и самим федеративным государством,

является незаконной”. Конкуренция противостоящих друг другу политических систем, составляя суть чеченского конфликта, проявляется по всем элементам структуры политической системы, а именно — в отношении: 1) политической общности России; 2) политического режима, и 3) политических властей.

Российско-чеченский конфликт изначально принял форму острого легитимного противоречия, ставящего под вопрос самые основания политической системы России — политическую общность.

Сам факт существования внутриполитического конфликта подобного масштаба является недвусмысленным свидетельством глубокого кризиса политической системы государства. Применительно к стратегии контроля над конфликтом, чеченский кризис идентифицирует неспособность политической системы России к реализации превентивного комплекса мер контроля, направленных на недопущение, предотвращение и ограничение политического насилия.

Важной причиной политических конфликтов в России является сама ускоренная модернизация сверху, порожденные ею кризисы, реальные или мнимые несправедливости, в совокупности подорвавшие в сознании части населения легитимность государственно-правовых институтов, да и самой политической системы. Об этом, в частности, свидетельствует низкий престиж органов всех трех ветвей власти, подавляющего большинства политических лидеров и государственных деятелей.

31 Этнополитические конфликты.

Этнос – общность людей, которую определило единообразие среды, а также традиций, нравов, культуры.

Этнополитический конфликт – конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

Подходы:

1.социологический (анализ этнических параметров основных соц. групп и слоев)

2.политологический (трактовка роли национальных элит в мобилизации чувств в условиях межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта)

3.социально-психологический (выявление поведенческих механизмов этнических конфликтов)

Специфика:

•ложные (высокая составляющая эмоционального характера)

•замещенные (антагонизм интересов направлен на этническую группу, которая реально не является участником конфликта, а замещает какие-либо иные интересы и соображения)

•конфликт культур (результат различного понимания, различного отношения к жизненным реалиям)

•конфликт интересов (результат неравного доступа разных этносов к ресурсам, власти и т.п.)

Типологизация:

1.по характеру и образу действий конфликтующих сторон:

•конфликт стереотипов (создание негативного образа нежелательной группы)

•«конфликт идей» (выдвижение тех или иных притязаний на основе некой идеологии)

•конфликт действий (митинги, демонстрации, пикеты и т.д.; могут иметь международное измерение)

2.по содержанию конфликтов:

•статусно-институциональные

•этнотерриториальные

•межгрупповые (межобщинные)

32 Политическая элита и ее структура.

Политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Структура элитарного слоя, осуществляющего в государстве и обществе функции власти и управления, неоднородна и сложна. Ее элементами являются:

экономическая элита — крупные собственники, владеющие промышленными компаниями, банками, торговыми фирмами и т. п.;

политическая элита — лица, занимающие высшие посты в гражданских или военных органах власти;

бюрократическая (административная) элита;

идеологическая, «информационная» элита — ведущие представители науки, культуры, религии, образования, средств массовой информации.

На основе объема властных функций различаются высшая, средняя, административная политические элиты.

Высшая политическая элита включает в себя политическое руководство государства — монарха, президента, премьер-министра, спикера парламента, лидеров ведущих партий и фракций в парламенте, одним словом, всех тех, кто занимает высшие посты в органах законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти.

Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц — парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, лидеров различных партий и общественных движений. Эта элитная группа составляет по некоторым оценкам около 5 процентов населения. Она выделяется по трем признакам:

-доходу,

-профессиональному статусу

-образованию.

Административная (бюрократическая) элита — это высших слой государственных служащих (чиновничества), занимающих руководящие должности в органах государственного управления и играющих значительную роль в управлении государством и обществом.

33 Причины возникновения и функции политических элит.

Причины возникновения:

1.неодинаковые способности, возможности и желания людей участвовать в политике

2.общественная потребность в профессиональных управленцах

3.широкие возможности для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью

4.политическая пассивность широких слоев населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики

Функции политической элиты:

•Управление

•Организация

•Контроль

•Идеологическая

•Легитимизация (законность)

•Интеграция бщества и элиты через личные встречи, выступление в СМИ

•Генерирование социального оптимизма.

34 Основные теории политических элит.

Теории политических элит:

1. Теория «политического класса» Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

2. Теория «круговорота элит» Вильфредо Парето (1848—1923). Он придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимости постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето, элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

3.Теория «железного закона олигархии» Роберта Михельса (1876—1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии.

35 Теории политического лидерства.

1.Теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам — героям. Суть этой теории состоят в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству».Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п.

2.Теория конституентов. Эта теория рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей. Взаимодействие лидера и его конституентов — обоюдонаправленное, двустороннее движение. Причем лидеры могут в значительной мере менять свою социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом. Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных системах, где они могут порою поставить под угрозу само существование всей нации, как это пытался сделать, например, Гитлер накануне поражения нацистской Германии.

3.Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей и конституентов; систему взаимоотношений между лидером и последователем; конкретные условия и обстоятельства лидерства; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.

36 Причины возникновения и социальные функции политического лидерства.

Функции:

1. Интегративная. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наибо-лее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.

3. Функция социального арбитража и патронажа. Защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народно<

Наши рекомендации