Института управления и экономики

1. Политология и ее роль в современном общественном развитии.

2. Понятие, условия становления и функции гражданского общества.

3. Политика в жизни общества, ее сущность, содержание и структура. Молодежь и политика.

4. Политическая культура личности и общества: структура, типология и

показатели.

5. Характеристика основных этапов эволюции политических учений.

6. Выборы в демократическом обществе: функции, основные принципы, типы избирательных систем.

7. Объективная потребность, сущность и особенности политической власти.

8. Ресурсы власти.

9. Основные принципы демократии и особенность их развития в современной России.

10. История становления политической теории в России.

11. Демократия: понятие и основные теории. Предпосылки и пути демократизации.

12. Принцип системности в политике. Содержание и структура политической системы общества.

13. Содержание, основные черты и особенности современного мирового развития.

14. Политические режимы современности: сущность, основы, индикаторы, типы.

15. Внешняя политика: сущность, формы, методы и принципы осуществления.

16. Понятие геополитики как важнейшей характеристики миропорядка.

17. Современные геополитические модели.

18. Политическое господство и легитимность. Типы легитимности власти, ее эффективность.

19. Геополитическое положение России и особенности ее внешней политики на современном этапе.

20. Античная политическая традиция.

21. Социальные и институциональные субъекты политики.

22. Политическая социализация как процесс: сущность, этапы и функции.

23. Государство как основной институт политической системы: признаки, функции и монопольные права.

24. Место и роль политических партий и общественно-политических движений в политической жизни общества.

25. Формы территориального устройства государства. Особенности территориального устройства России.

26. Природа, содержание и функции политической идеологии. Основные

политические идеологии современности.

27. Формы правления и их характеристика.

28. СМИ в процессе формирования индивидуального и общественного

политического сознания.

29. Политические конфликты и способы их разрешения.

30. Место и роль личности в системе политических отношений. Политические интересы и формы их реализации.

31. Международные организации и военно-политические союзы и их роль в мировом сообществе.

32. Политический лидер и его роль в жизни общества.

33. Принципы организации и устройства политической власти в России.

34. Природа, социальные функции и система рекрутирования политических элит.

35. Условия политического развития, основные этапы и пути политической модернизации.

36. Цели, методы и средства в политике.

37. Политическая мысль Нового времени.

38. Политические идеи эпохи Возрождения.

39. Правовое государство: идеал и действительность.

40. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

41. Сравнительная характеристика западной и православно-славянской

политической культуры.

42. Процесс принятия политических решений.

43. Сравнительная характеристика президентской и парламентской республиканской формы правления.

44. Мораль и политика: общее и специфическое.

45. Политические права и свободы и проблемы их реализации в современном мире.

46. Современные политические учения Запада.

47. Группы давления как субъекты политического процесса

Рекомендации по подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену наряду с лекциями, которые студент прослушал на сессии, учебниками и учебными пособиями, необходимо максимально использовать и программу курса. Ведь она включает разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее изучив программу курса, сможет структурировать знания, построить их в определенную систему, учить ответы на вопросы. Учитывая, что программа курса обязательно лежит на столе у экзаменующегося, необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в ней. Кроме того, следует использовать знания, полученные при написании контрольной работы и в ходе выступлений с докладами на семинарах.

Общие приемы поиска ответа на
поставленный вопрос, в том числе на экзамене

Общая цель преподнесения данных рекомендаций – оснастить студента приемами поиска ответа на вопросы по политологии. Предполагается, что студент, освоивший эти приемы, будет в состоянии не только вспомнить то, что знает, но и «правильно придумать», воссоздать ответ средствами собственного мышления. С помощью этих приемов студент сможет наверняка заложить в свой ответ все самое необходимое, существенное.

Часть 1. Подготовка к ответу.

Если при одном и том же уровне подготовки можно получить и "три", и "пять", то почему бы не получить пять? Для этого просто обогатите и структурируйте свой ответ с помощью предложенных приемов и выработайте свои.

Представим, вы смотрите на вытянутый вами билет. С чего начать? Не ошибетесь, если, для начала, дадите определения всем центральным понятиям в билете. Плюсы этого подхода заключаются в том, что после такой обработки вопросы становятся для вас гораздо более понятными. С другой стороны, большая часть вопросов на экзамене (уже при ответе) сводится к вопросам о понятиях. Определившись с понятиями, вы заранее готовы к таким вопросам и не сделаете глупых ошибок при оперировании ими.

Основной подход:Мышление организуется вопросами, поэтому необходимо научиться задавать себе вопросы для того, чтобы актуализировать собственную память, запустить ее на полную мощность и правильно, полно построить ответ. Как только вопрос задан, появляется возможность на него ответить. Приводимые далее приемы мышления и есть способы задать себе вопрос: "А что, если …?"

Прием проверки определения.

После того, как вы дали определение понятию спросите себя: "Что-то еще под это определение подходит?". Если подходит, значит, ваше определение слабое.

Пример: "Политический язык – это средство передачи политической информации". Проверяем: "телефон тоже можно определить как средство передачи информации, значит, по нашему определению выходит, что политический язык и телефон – одно и тоже. Вывод: наше определение слабое". Если посмотреть глубже, то становится ясным, что мы дали определение не политическому языку, а одной из функций языка.

Описательные и оценочные определения.

Определив понятие, спросите себя: "Данное определение оценочное или описательное?". Важно дать и то, и другое, но не смешивать их.

Пример: "Личность в политике – это ответственный, решительный, волевой, целеустремленный, уважаемый, и т.д. человек". (Это оценочное определение – мы как бы говорим: "хороший человек"). "Личность – это все социальное в человеке, т.е. воспитанные в человеке роли, моральные нормы, убеждения, способы общения и поведения" (Это пример описательного определения). Описывая, мы пытаемся отразить мир таким, каков он есть; оценивая, мы показываем значение элементов мира для человека, группы или вообще общества. Наука требует в первую очередь описательные определения.

Наши рекомендации