Политические идеи античности.
2. Политические идеи средневековья.
3. Политическая мысль Нового времени.
4. Особенности развития политической мысли в России.
Темы докладов:
· Формирование античных представлений о политике, государстве и управлении.
· Политическое мировоззрение эпохи гуманизма и Возрождения.
· Проблемы власти и государства в русской политической мысли
(см. литературу к темам 2-3)
Методические советы:
· Исходите из того, что политические идеи и взгляды тех или иных мыслителей надо оценивать не только с точки зрения развития мировой политической мысли, но и с позиции тех национальных, исторических условий, которые существовали в данной стране и которые обусловили возникновение именно таких политических взглядов и идей.
· Заполните в рабочих тетрадях в ходе подготовки к семинару следующую таблицу:
Характеризуемый период | Краткая характеристика развития политических идей | Наиболее крупные мыслители, обогатившие политическую мысль |
Древний мир | ||
Средневековье | ||
Новое время | ||
Новейшее время | ||
Россия |
Семинар №3
Политические системы и политические режимы современности
Учебные цели: рассмотреть структуру, функции и типы политических систем, особенности формирования современных политических режимов
Учебные вопросы:
1. Системный подход к изучению политики. Политическая система, ее структура, механизм функционирования.
2. Понятие политического режима и их типология. Современные политические режимы.
3. Особенности политической системы и политического режима в современной России.
Темы докладов:
· Политические системы развитых капиталистических стран (по выбору)
· Политические системы развивающихся стран (по выбору)
· Политическая система Российской Федерации: становление и развитие
· Демократия и народовластие
(см. литературу к теме 5.)
Методические советы:
1.Поскольку теория политической системы основывается на общем системном подходе, начните подготовку по проблемам семинара с уточнения сущности системного подхода. Если Вы не найдете ответа в имеющихся у Вас учебниках по политологии, воспользуйтесь философским словарем.
2. Рассматривая политическую систему, исходите из разных подходов: теории политических систем Д. Истона, Г. Алмонда; а также понимания политической системы как целостной, упорядоченной совокупности политических институтов, политических ролей, отношений и процессов, подчиненных кодексу правовых, политических и моральных норм.
3.Анализируя политические режимы, особое внимание уделите характеристике демократического политического режима и особенностям его становления. Сформулируйте основные положения указанных в таблице теорий демократии:
Теория демократии | Основные положения |
либеральная | |
плюралистическая | |
плебисцитарная | |
партисипаторная | |
элитарная | |
Концепция полиархии Р.Даля |
4. Обязательно разберитесь в особенностях устройства и порядке формирования политической власти в России. Знание этого вопроса обязательно для получения удовлетворительной оценки по всему курсу.
Семинар №4
Человек как субъект и объект политики. Политическое участие.
Учебные цели: уяснить место и роль человека в мире политики; раскрыть основные типы политического поведения и участия; разобраться в особенностях электорального поведения в России
Учебные вопросы:
1. Человек как первичный субъект политики. Взаимодействие индивида и власти в различных политических режимах.
2. Формы и мотивы политического участия.
3. Причины абсентеизма и политического отчуждения.
4. Проблемы политического участия в современной России.
Темы докладов:
· Права человека в контексте современных проблем
· Конформизм в современной жизни: достоинство или недостаток?
· Лоббизм в России: проблемы и перспективы
(см. литературу к темам 4,7,10)
Методические советы:
1. Начните рассмотрение вопросов семинара с уточнения сущности политической социализации, поскольку прежде, чем принимать активное участие в политике, стать субъектом, человек «врастает» в систему политических отношений общества.
2. Выясняя место человека в политической жизни, исходите из теорий, реализованных в политической практике: патерналистской концепции, берущей начало от учения китайского философа Конфуция; тоталитарной трактовки личности, восходящей к идеям Платона; либерализма, наиболее явно проявившегося в идеях Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье; христианско-демократического учения; социалистического учения.
3. Рассматривая взаимодействие индивида и власти, выделите, как минимум, три типа отношений такого рода: приобщенность человека к политике; отчуждение или аномию; полное слияние человека и политической структуры.
4. Изучая причины политического участия, заполните в рабочих тетрадях следующую таблицу:
Название концепции (теории) | Суть концепции (теории) |
Теория рационального выбора | |
«мичиганская модель» электорального участия | |
Психологическая школа | |
Институциональный подход |
Семинар №5.
Избирательные системы.
Учебные цели: изучить основные типы избирательных систем; рассмотреть сущность избирательного права и избирательных процедур; разобраться в технологии избирательных кампаний; уточнить место и роль политических партий в подготовке и проведении выборов.
Учебные вопросы:
1. Понятие избирательной системы и основные виды выборов.
2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная кампания.
3. Избирательная система и выборы в современной России
4. Место и роль политических партий в подготовке и проведении выборов
Темы докладов
· Ретроспективный и сравнительный анализ избирательных систем
· Порядок проведения и организации референдумов в демократических государствах
· Взаимосвязь избирательных и партийных систем
(см. литературу к теме 10)
Методические советы:
1.Сравнивая достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, заполните в рабочих тетрадях следующую таблицу:
Мажоритарная система | Пропорциональная система | |
достоинства | ||
недостатки |
2. При анализе взаимосвязи партийной и избирательной систем установите, «работают» ли социологические законы, сформулированные французским политологом Морисом Дюверже:
а) пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой;
б) абсолютная мажоритарная система влияет на формирование многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;
в) относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.
Семинар №6
Международная политика
Учебные цели: уяснить особенности современного мирового политического взаимодействия; проанализировать политические аспекты глобальных проблем современности; рассмотреть место и роль России в современной геополитической картине мира.
Учебные вопросы
1. Мировая политическая система: сущность и структура
2. Глобальные проблемы и современная политика
3. Внешняя политика России : политико-формирующие факторы.
Темы докладов:
· Мировой политический процесс: состояние и перспективы
· Геополитика современного мира и Россия
· ООН как универсальная организация по обеспечению международной безопасности
· Международный терроризм как угроза национальной безопасности
(см. литературу к теме12)
Методические советы:
1.Характеризуя субъекты мировой политики, в рабочих тетрадях сделайте краткие характеристики наиболее крупных межгосударственных и международных объединений и политических организаций.
2.Попытайтесь сформулировать приоритеты современной мировой политики.
3. Выстройте собственную иерархию опасностей и угроз мировому сообществу и конкретному государству. Запишите ее в рабочую тетрадь.
Санкт-Петербургская Академия
Управления и Экономики
Факультет Социального Управления
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ПОЛИТОЛОГИЯ
Для специальностей
Менеджмент организаций»