Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании кафедры протокол №23/01 от8 сентября 2003 г.
Зав. кафедрой Чукуров А.Ю. /________/
Председатель методической комиссии /________/
СОГЛАСОВАНО:
Зав. кафедрой /________/
«____» ________________________________ 200 г.
Лист изменений, вносимых в рабочую учебную программу
на 200___/200___ учебный год
В рабочую учебную программу вносятся следующие изменения:
Все внесенные изменения рассмотрены и одобрены на заседании кафедры протокол №_____ от «__» ______________ 200 г.
Внесенные изменения согласованы:
Зав. кафедрой ___________________________ /________/
«___» _______________ 200 г.
Зав. кафедрой___________________________ /________/
Председатель
методической комиссии _______________________/________/
Проректор
по учебной работе _______________________/________/
Санкт-Петербургская Академия
Управления и Экономики
Факультет Социального Управления
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЛИТОЛОГИЯ
Для специальностей
Менеджмент организаций»
Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Кафедра гуманитарных и социальных наук
Санкт-Петербург
Со студентами очного обучения проводятся семинары № 1-6 в форме развернутой беседы на основе плана семинарского занятия;
со студентами очно-заочного обучения проводятся семинары № 1,3,4,6 в форме развернутой беседы на основе плана семинарского занятия или в форме обсуждения докладов студентов;
со студентами заочного обучения проводятся семинары № 1,3,4,6 в форме обсуждения докладов студентов.
Подготовку к семинарскому занятию следует начинать заранее с уточнения плана семинара и его учебных целей. Определите из перечня учебных вопросов наиболее сложные. Исходя из рекомендаций, полученных на установочной лекции, изучите соответствующую главу учебника, для углубления знаний воспользуйтесь списком дополнительной литературы. Обязательно прочтите и следуйте методическим советам, содержащимся в плане семинара. Рекомендуется по вопросам семинара делать краткие пометки в рабочих тетрадях.
Студентам, претендующим на высокую оценку за курс, необходимо выступить с докладом, как минимум, на одном семинаре по одной из предложенных тем.
Студенты очного обучения темы докладов выбирают из списка тем докладов, указанных в каждом плане семинара.
Студенты-заочники доклады готовят по учебным вопросам, выносимым на семинар.
Не воспрещается и самостоятельный выбор доклада, но он должен быть в рамках темы семинара. Продолжительность выступления с докладом – 10-15 минут.
Семинар №1.
Политология как наука и учебная дисциплина
Учебные цели: выявить особенности и обусловленность становления политологии как науки; рассмотреть ее методологические основы и функции, основные парадигмы и школы современной политической науки, ее место и роли в системе общественного знания, в профессиональной подготовке специалиста.
Учебные вопросы:
1. Понятие политики. Политика как общественное явление. Объект и предмет политологии.
2. Политология в системе социальных наук.
3. Система категорий, методы и функции политологии.
4. Становление политологии как науки и учебной дисциплины в России.
Темы докладов:
· Политология как наука
· Политика как сфера общественной жизни
· Политика и мораль
( см. литературу к теме №1)
Методические советы:
· Поскольку в политической науке сложилось несколько подходов к определению предмета и методов политологии, то при подготовке к семинару попытайтесь самостоятельно определить, какой из этих подходов наиболее плодотворен, в чем заключаются достоинства и недостатки каждого из этих подходов.
· Трактуя политику как важнейший фактор естественноисторического процесса, рассмотрите ее в двух основных функциях: всеобщего организационного начала общества и в качестве его регулятивно- контрольной сферы.
· Исходите из того, что содержание политики, деятельности ее субъектов в каждой стране обусловлено действием множества объективных и субъективных факторов, проанализируйте их.
· Учитывайте, что познание сути политических явлений не может быть одномерным и однолинейным. Многообразие подходов усиливается особенностями политической науки различных стран. В силу усиления коммуникативных связей в современных условиях происходит взаимообогащение ведущих направлений и методологий. Изучая современные методы политологии, заполните в рабочих тетрадях следующую таблицу:
Название подхода(метода) | Краткая характеристика подхода (метода) |
Нормативно-ценностный подход | |
Социологический подход | |
Позитивистский похход | |
прагматизм | |
утилитаризм | |
Антропологический подход | |
Психологический подход | |
Системно-функциональный подход | |
Институциональный подход |
Семинар №2.
История политических учений.
Учебные цели:уяснить генезис политических идей, основные этапы их развития; выявить из анализа политической мысли древности и средневековья, политических теорий Нового времени, включая и русскую политическую мысль, идеи, применимые в настоящее время .
Учебные вопросы