Стратегии отношений СМИ и терроризма

Влияние, оказываемое ТВ, радио, периодическими печатными изданиями и Интернетом на общественное мнение, в современном обществе можно назвать ключевым. Террористы активно этим пользуются в своей разрушительной деятельности. Особенностью современного терроризма является использование информационного воздействия как важного элемента манипуляции сознанием и поведением людей, при активном использовании глобальных коммуникаций. Действия террористов рассчитаны не только на нанесение материального ущерба и угрозу жизни людей, но и на информационно-психологический шок, воздействие которого на большие массы людей создает благоприятную обстановку для достижения террористами своих целей. Террористы учитывают возможности информационной эпохи, связанной с существованием глобальных СМИ, готовых оперативно освещать «террористические сенсации» и способных с помощью определенных комментариев к происходящим событиям эффективно влиять на общественное мнение в любой стране мира.

Воздействие террористов на СМИ становится еще более массированным, глубоким и эффективным, если они находятся «в руках» профессионалов, владеющих пером и словом, умело сочетающих в процессе контакта со своей аудиторией рациональную и эмоциональную составляющие преподносимой информации. Сегодня СМИ являются главным инструментом политического влияния в современном обществе. Их способность быть эффективным средством влияния на общественный климат давно подмечена и максимально используется силами, пытающимися достичь своих целей насильственным и нелегитимным путем.

Анализируя материалы российских масс-медиа по проблеме терроризма, можно заметить опасное разногласие их в вопросах, касающихся общей безопасности, отчужденность и даже враждебность многих СМИ по отношению к государству, правоохранительным и силовым органам в условиях опасности международного терроризма. Невозможность консолидации власти, СМИ и общества в чрезвычайных обстоятельствах стала одной из центральных проблем информационной безопасности в России. Именно поэтому становится необходимым рассматривать информационную безопасность самым широким образом, не только вводя в это понятие безопасность электронных сетей, связи банков данных, но и обязательно безопасность общества от воспевания и героизации насилия и террора в СМИ. Причем данная трактовка информационной безопасности не может носить абстрактный и академический характер. Такого рода информационная безопасность должна стать одной из целей общенациональной информационной политики.

Как уже отмечалось раньше, современный терроризм немыслим без СМИ. Многие зарубежные исследователи отмечают, что терроризм сегодня имеет симбиотическую связь со СМИ (Wilkinson, 1997: 51-64; Locker, 1995). И задача широко понимаемой нами информационной безопасности – не преградить информации о терроре доступ в СМИ, не ввести цензуру или ограничить свободу слова, а разорвать именно это симбиотическую связь, без которой террористы не смогут вызывать страх у широкой аудитории. Нельзя согласиться с утверждением о том, что само развитие современных СМИ породило современный терроризм в его нынешнем виде. Напротив, террористы на протяжении всей истории существования этого явления стремились использовать существующие каналы масс-медиа для распространения своих взглядов и информации о своей деятельности. Более того, террористы преследовали целью не только добиться распространения информации о своих деяниях, но и пытались получить у СМИ признания легитимности или моральности своих действий для того, чтобы завербовать сторонников и новых участников.

Французский социолог М. Вивиорка, осмысливая связи СМИ и террора, выделил четыре типа отношений между ними. Первый он обозначил как полное равнодушие, причем в этом случае именно террористы не считают нужным запугивать население или пропагандировать свои действия. Второй тип отношений, названный относительным равнодушием, предполагает, что террористы не стремятся попасть в заголовки новостей или на первые полосы массовых СМИ, но происходит это потому, что они опираются на собственные медиаканалы для объяснения их точки зрения. К таким каналам могут относиться проплаченные газеты, некоммерческое вещание из подконтрольных террористам университетских или религиозных центров, сайты в интернете. Однако все эти СМИ носят характер альтернативных и не адресуются широкой аудитории. Третий тип отношений – медиаориентированные стратегии – направлены на то, чтобы создать террористам максимальное присутствие в СМИ. Террористы в данном случае прибегают к инструментальному использованию СМИ, что стало основной современной формой терроризации широкого населения. Четвертая форма отношений была определена как «тотальный разрыв», и это значит, что террористы относятся к медиаорганизациям, редакторам и журналистам СМИ как к врагам, которых надо наказывать и уничтожать. В этом случае сами журналисты становятся объектами воздействия террористов (Wieviorka, 1993).

Стратегии антитеррора в СМИ

Стратегий антитеррора в СМИ не так уж и много. Схематично их можно представить как три основные. Первая стратегия – законодательного регулирования – в условиях демократического гражданского общества и свободы слова практически не работает. Она носит детерминистский и нормативный характер, и в условиях России практически однозначно вызывает ассоциации с цензурой. Вторая стратегия – добровольного самоограничения – носит более приемлемый характер, однако и она в некоторой степени является ограничительной, поскольку выработка правил поведения только медиапрофессионалами, без учета позиции и мнения аудитории, может не решить проблемы противодействия содержанию террористической направленности.

Наиболее оптимальной, учитывающей интересы разных сторон стратегией может стать третья стратегия – стратегия общественного согласия на базе выработки и реализации комплексной системы само- и сорегулирования, при которой регулирование осуществляют медиапрофессионалы и их организации (саморегулирование), а также обычная аудитория СМИ и ряд заинтересованных социальных институтов – законодательные, правоохранительные структуры, органы исполнительной власти (сорегулирование). В идеале путем общественного диалога все эти структуры должны прийти к консенсусу в вопросе освещения терроризма и террористических актов. Необходимо учитывать мнение и позиции не только национальных институтов, но и международных организаций.

Решение проблемы информационной безопасности невозможно без активизации внутренних процессов саморегулирования СМИ. Однако эффективность саморегулирования СМИ зависит от действенности обратной связи «Общество®СМИ», выражающей мнение общества по поводу соответствия информационной продукции интересам и потребностям национальной аудитории, которая является лучшим индикатором адекватности деятельности СМИ. Именно поэтому мы выдвигаем концепцию комплексной системы само- и сорегулирования, которая позволит не только усилить ответственность медиапрофессионалов за свои действия, но и превратить аудиторию, отдельных граждан, все гражданское общество в главный регулирующий орган современных СМИ.

Следует также учесть, что глобальный, сетевой характер современных СМИ соответствует только сетевому характеру гражданского общества и не может эффективно регулироваться иначе, как структурами этого общества. Попытки сосредоточить функции контроля в локальном центре, присвоить их отдельному социальному институту, даже очень авторитетному и правообладающему, заранее обречены на провал, так как сетевая, «распыленная» структура СМИ не поддается точечному контролю. Не хватит средств для того, чтобы отследить и откорректировать все процессы, одновременно протекающие на разных уровнях многомерной системы.

Функции текущего контроля необходимо препоручить структурам гражданского общества и непосредственно гражданам, заинтересованным в собственной безопасности и составляющим неотъемлемую часть самих СМИ в качестве потребителя информационной продукции. Необходимо напрямую связать потребителя и производителя информационной продукции, гражданское общество и СМИ, обеспечив действенность, правомочность и легитимность прямых связей «Общество®СМИ». Конструктивная воля и роль государства в решении проблемы безопасности состоит в том, чтобы вооружить гражданские структуры реальными возможностями воздействия на СМИ, включая принятие решений о пригодности/непригодности (безопасности/вредности) того или иного информационного продукта для обращения в структуре массовой коммуникации.

7. Медиаобразование аудитории как фактор антитеррористической деятельности

Общественное сознание и самосознание – это не столько процесс самовыражения, сколько процесс самостановления. Растущая активность граждан в отстаивании своих прав свидетельствует о росте общественного и национального самосознания во всем мире и в нашей стране. Этот процесс характеризуется повышением осведомленности и компетентности граждан в экономических, политических и всех других вопросах, затрагивающих жизненные интересы национальной аудитории в целом и каждого человека в отдельности. Мощный импульс развитию коллективного самосознания дает свободный, открытый доступ к информации, повышающей общественную компетентность. То же можно сказать о профессиональном самосознании и этических кодексах специалистов в области СМИ: журналистов, психологов, социологов и др. И потребитель информации, и её производитель, и исследователь-эксперт должны знать о закономерностях, механизмах и последствиях массовых информационных процессов. Широкая осведомленность всех слоев общества о технологиях и методиках воздействия, возможном вреде для личности и социума тех или иных информационных технологий поставит надежный заслон соблазну коммерческой и политической эксплуатации аудитории и самих СМИ. Это обуславливает первоочередную необходимость развития системы медиаобразования как для широкой общественности, так и для профессионалов.

Основным условием развития системы саморегулирования СМИ и активизации общества в сфере контроля массовой коммуникации является становление общественного самосознания. Таким образом, наряду с задачей создания системы общественного контроля необходимо содействовать повышению уровня медиапсихологической грамотности населения и профессиональной среды.

Задачи и каналы медиаобразования для этих категорий несколько различны.

Основным каналом распространения медиаобразования для широкого населения являются сами СМИ, обзоры и комментарии специалистов, профессиональная полемика журналистов, институт омбудсменов, медиакритика, мнения и выступления представителей общественности, данные общественной экспертизы. С этой целью необходимо стимулировать и поощрять профессиональную полемику на страницах крупнейших и популярных изданий, а также содействовать выходу специальных бюллетеней, отражающих мнения общественности, экспертов, а также освещающих деятельность Советов по СМИ, Гражданской палаты, Обществ потребителей и других общественных организаций в сфере экспертизы и контроля информационной продукции.

Чрезвычайно важным пропедевтическим каналом медиаобразования населения является система среднего и высшего образования, введение обязательных курсов медиаобразования для молодежи в школах и институтах (что в настоящее время делается уже в большинстве развитых европейских странах и США) (Пронина, 2004).

Основными целями медиаобразования населения являются:

1) повышение осведомленности населения о механизмах работы и специфике воздействия массовой коммуникации, обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты от возможной манипуляции, коммерческой и политической эксплуатации, а также патогенных воздействий массовой коммуникации;

2) развитие навыков свободного самовыражения и самопрезентации в СМИ (посредством создания собственных СМИ в школе, институте, районе и т.д.),

3) развитие критического мышления и самосознания в процессе сознательного участия в массовой коммуникации.

Медиапросвещение молодежи включает, таким образом, медиакритику (знакомство с теоретическими вопросами медиапсихологии) и медиапрактику (практическое освоение технологий работы массовой коммуникации).

Возрастающая важность и актуальность медиаобразования в современной России определяются двумя ключевыми моментами. С одной стороны, медиаобразование выполняет функцию важного средства защиты от манипулятивного воздействия СМИ, являющихся инструментом в руках политиков и других властных элит. С другой − медиаобразование может способствовать осознанному участию россиян в медиасреде и медиакультуре, что, несомненно станет одним из ключевых моментов эффективного развития гражданского общества.

С этой целью реализацию российского модуля медиаобразования предлагается осуществлять как на уровне различных образовательных институтов, так и через СМИ, прежде всего государственные и муниципальные телевидение и радио.

Медиаобразование необходимо встраивать в учебные программы и учебные планы средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов. Это может быть реализовано как в форме отдельных уроков, так и виде специальных или обязательных курсов. В рамках таких образовательных курсов можно также развивать игровые формы преподавания для малышей, кружки и факультативы для учащихся всех уровней образования. Система непрерывного образования, а также образование воспитателей может базироваться на факультетах и отделениях журналистики университетов (вузов). Это должно быть дополнено созданием специализированных центров медиаобразования на базе библиотек, центров культуры и досуга. Важную роль могут сыграть также специализированные Интернет-кафе, предлагающие в качестве бесплатной услуги обучение пользованию глобальной сетью (Засурский; Вартанова, 2005: 335).

Очевидно, что в условиях перехода к информационному обществу Россия нуждается в выборе приоритетов, ориентируясь на которые страна смогла бы справиться с трудностями переходного периода и заложить основы общества будущего. Повышение роли знания в экономической и политической стратегиях развития, прогресс информационно-коммуникационных технологий требует осознанного отношения к СМИ. Такое отношение к СМИ должно формироваться различными социальными институтами и агентами.

На наш взгляд, алгоритм создания и реализации общенациональной стратегии в России может включать по крайней мере два базовых элемента:

· выработку стратегии (политический уровень плюс исполнительная власть на уровне федеральных министерств плюс кампания в СМИ на национальном, региональном и местном уровнях);

· реализацию на основе взаимодействия всех институтов (школа, средние специальные учебные заведения, вузы, центры непрерывного образования, библиотеки).

Литература

1. Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Медиаобразование как средство формирование информационной безопасности молодежи // Информационная и психолоческая безопасности в СМИ. Под. Ред. Донцова А.И., Засурского Я.Н., Матвеевой Л.В., Подольского А.И. М.: Аспект пресс, 2002. С.7-18.

2. Вартанова Е.Л., Пронина Е.Е., Ткачева Н.В. Комплексный анализ взаимоотношений современного терроризма и средств массовой информации // Проблемы безопасности и противодействия терроризма. Материалы конференции в МГУ. М.: МЦНМО, 2007. С.519-534.

3. Вартанова Е.Л., Пронина Е.Е., Ткачева Н.В. СМИ и терроризм: взаимоотношения, стратегии антитеррора, роль саморегулирования // Современный терроризм и борьба с ним: социально-гуманитарные измерения. М.: МЦНМО, 2007. С. 61-62.

4. Вартанова Е.Л., Ткачева Н.В. СМИ перед лицом терроризма // Медиаальманах. 2006. № 3.

5. Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008.

6. Locker A. The Relationship between the Media and Terrorism. 1995.

7. Wieviorka M. Making Terrorism. 1993.

8. Wilkinson Р. The Media and Terrorism: A.Reassessment // Terrorism and Political Violence,

vol.9, №2 (Summer 1997), pp.51-64.


Наши рекомендации