Определите основные направления работы с подростками и юношами с целью вовлечения их в просоциальные группы и общественные объединения.
2. Основываясь на публикациях в СМИ. составьте психологический портрет одной из молодежных субкультур. Представьте свое видение роли этой субкультуры в социализации. Аргументируйте свое мнение.
Тема 10. Личностный фактор
Аннотация. Выделены и определены личностные особенности, являющиеся фактором риска в формировании асоциальной и антисоциальной направленности. Рассмотрена агрессивность как личностная черта и ее причины. Проанализированы акцентуации характера с точки зрения факторов риска. Показано, что психологические проблемы становления идентичности являются основой социальной дезадаптации. Охарактеризованы стратегии совладания как инструментальная основа разрешения проблем личности.
Факторами риска в формировании асоциальных установок в детском и подростковом возрасте могут стать: отвержение сверстниками, низкий уровень морального развития, неразвитость механизмов эмпатии, депривация потребности в успехе и социальном признании, искажение Я-концепции, низкое самопринятие, нарушения развития идентичности, систематическая депривация потребности в безопасности, любви и принятии, индивидуально-типологические и характерологические особенности, акцентуация характера, неблагоприятное социальное окружение и др.
Психологические особенности личности, как предиктор формирования асоциальной и антисоциальной направленности личности в детском, подростковом и юношеском возрасте:
1. Низкий или неудовлетворительный уровень удовлетворения потребности личности в социальном признании, принятии и принадлежности к одной из малых социальных групп. Так, например, конфликтные, дистантные или отвергающие отношения с родителями создают значительную вероятность включения подростка (юноши, молодого человека) в группу молодежной субкультуры.
2. Предпочтение иллюзорно-компенсаторного способа удовлетворения потребностей деятельностно-созидательному.
3. Тенденция к быстрым и «окончательным» простым решениям сложных вопросов, низкая компетентность в решении проблем.
4. Примитивная мифологизация и знаково-символическое опосредствование ведущей деятельности с обязательной дифференциацией «своих» и «чужих».
5. Ограниченность и недостаточная гибкость картины мира и когнитивных стилей.
6. Низкий уровень личностной автономии, склонность к ценностной, поведенческой и эмоциональной зависимости.
7. Личностный эгоцентризм.
8. Склонность к агрессии и агрессивность как свойство личности.
Агрессивность. Наиболее типичными причинами агрессивности детей и подростков являются:
1. Истинная агрессивность, выражающаяся в прямом намерении нанести вред и ущерб другим людям, либо культурным материальным и духовным ценностям (вандализм). В младшем школьном возрасте встречается достаточно редко и, как правило, представляет собой вариант искаженного развития ценностной и мотивационно-потребностной сферы ребенка. В основе возникновения агрессивности лежит нарушение базового доверия к миру и развития привязанности ребенка к близкому взрослому в раннем возрасте.
2. Аутоагрессия – направленность на саморазрушение и самоуничтожение. В младшем школьном возрасте проявляется в форме отвержение себя, низкого самопринятия, физической и вербальной агрессии. Суицидальные попытки достаточно редки.
Защитная агрессия встречается наиболее часто, представляет собой форму реагирования на фрустрацию в условиях низкой толерантности и компетентности ребенка в области совладающих стратегий (см. копинг-стратегии).
Акцентуации характера.
Акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены, что создает избирательную уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (Личко А.Е., 1985). Можно выделить две степени акцентуации характера – явную (крайние варианты нормы, выраженный тип характера) и скрытую (обычные варианты нормы, при которых могут проявиться характерологические черты в условиях воздействия стрессора).
Личко А.Е. выделяет следующие типы акцентуаций для подросткового возраста: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастеничекий, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, конформно-гипертимный. Каждый из указанных видов характеризуется особенностями личности, поведения, коммуникации и отношений с окружающими людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Гипертимный тип – шумливость, чрезмерная самостоятельность, общительность, склонность к озорству, хорошее настроение, стремление командовать сверстниками, яркое проявление стремления к эмансипации, плохая или неадекватная их возможностям учеба, легкомыслие и склонность к нарушению законов, норм, дисциплины. Опасность девиантного поведения, алкоголизации. Особенно уязвимы к монотонной деятельности, изоляции от сверстников, гиперпротеции и гипопротекции.. При повзрослении гипертимный тип акцентуации смягчается и переходит из явного в скрытый.
Циклоидный тип - чередование депрессивной фазы и гипертимности. Поведение неустойчиво, в субдепрессивной фазе – опасность аутоагрессии.
Лабильный тип – крайняя лабильность настроения, высокая чуткость к оценкам и мнениям окружающих. Особенно уязвим к эмоциональному отвержению и пренебрежению со стороны значимых людей (объекту привязанности), утрате лизких, сепарации. Этот тип является почвой для формирования острых аффективных реакций и неврозов.
Астеноневротический тип – находит выражение в повышенной утомляемости, раздражительности и склонности к ипохондрии, обнаруживает признаки невропатии (плохой сон, аппетит, капризность, плаксивость, в анамнезе страхи, энурез, заикание и пр.). Делинквентное поведение и реакции эмансипации этому типу акцентуации не свойственны. Почва для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрии.
Сенситивный тип – характеризуется страхами, робостью, застенчивостью, чрезмерной впечатлительнотсью, чувством собственной неполноценности. Чувствителен к обвинениям , негшативной оценке, порицанию окружаюшими. Такой тип акцентуации является почвой для острых аффективных реакций интрапунитивного типа, фобических расстройств, реактивных депрессий, пубертатной анорексии и подростковйо дисморфомании.
Психастенический тип – робость, склонность к страхам, развитое чувство ответственности, нерешительность, трудность принятия решений, любовь к самоанализу. Легкость формирования навязчивых действий, ритуалов. Часто наблюдается проявление гиперкомпенсации в отношении своей неуверенности и нерешительности. Неблагоприятны типы воспитания в условиях повышенной моральной ответственности и доминирующей гиперпротекции. Указанный тип, как правило, не трансформируется и является почвой формирования обсессивно-фобического невроза.
Шизоидный тип – замкнутость, отгороженность, сдержанность, уход в себя, холодность, переживание своей отверженности, трудности эмансипации, борьба за автономию внутреннего мира переживаний, возможен социальный нон-конформизм, и, в определенных случаях – делинквентное поведение. Обычно в зрелом возрасте наблюдается компенсация и хорошая социальная адаптация.
Эпилептоидный тип – аффективные вспышки, сопровождаемые жестокостью, яростью, аффекты продолжительны по типу «последней капли». Тяжелое протекание реакции эмансипации, со сверстниками стремятся к власти и доминированию, подавлению и угнетению подвластных им людей, ревность в отношениях любви. Особенности познавательной сферы – вязкость, тугоподвижность, инертность, склонность к консерватизму. Значительный риск возникновения девиаций – ранней алкоголизации, азартным играм, склонны к садистическим наклонностям. Особым вариантом эпилептоидного поведения подростков может быть «гиперсоциальность» (аккуратность, старательность, подчеркнутая правильность во всех сферах жизнедеятельности. При этом подростки часто ведут «двойную жизнь». В зрелом возрасте акцентуация либо сглаживается, переходя в скрытую форму, либо остаетя выраженной. Факторами риска в семейном воспитании и родительском отношении являются потворствование, гипопротекция, жестокое обращение, отвержение.
Истероидный тип – характеризуется эгоцентризмом, ненасытной жажадой внимания, потребностью вызывать восхищение, уважение, сочувствие. Лживость и фантазирование являются средством привлечения внимания. Глубокие искренние чувства отсутствуют, наблюдается позерство, наигранность чувств. Достаточно часто наблюдается девиантное поведение – демонстративные побеги из дома, алкоголизация, ранняя половая жизнь, использование психоактивных веществ для привлечения внимания к себе. Реакция эмансипации приобретает внешне «громкий» демонстративный характер, в то же время реальной автономии истероидные подростки не желают. Широко распространена имитация заболеваний с целью привлечь к себе внимание. В группе сверстников также стремятся привлечь внимание и стать лидерами, часто терпят неудачу, поэтому их дружеские отношения очень непостоянны и группы часто меняются. Факторы риска –отвержение и неуважение сверстниками, крах надежд при высоком уровне притязаний, потворствование или отвержение. Велик риск суицидального поведения, носящего открыто демонстративный характер. В благоприятной ситуации наступает компенсация, однако истероидные черты сохраняются на всю жизнь.
Неустойчивый тип – непослушность, повышенная тяга к удовольствиям, склонность к страхам, отсутствие интереса к учебе, трудности усвоения учебного содержания. Неблагоприятными типами семейного воспитания являются гипопротекция различных видов, необходимы контроль и дисциплина. Реакция эмансипации проходит сложно, с конфликтами и борьбой за «самостоятельность развлечений». Велика вероятность девиаций – алкоголь, психоактивные вещества, делинквентное поведение, асоциальные компании, нежелание работать и учиться. Неустойчивый тип акцентуации часто сочетается с резидуальным органическим поражением головного мозга, либо с психофизическим инфантилизмом. Компенсируется в старших возрастах плохо, часто приводит к низкой социальной адаптации.
Конформный тип – постоянная и чрезмерная конформность к своему окружению, низкая критичность, консерватизм, значимость принятия сверстниками, слабо выраженная реакция эмансипации и автономизации от родителей. Увлечения, принятие норм, правил – определяется средой и историческим временем. Факторы риска – отвержение значимыми другими, асоциальная компания, непереносимость резких перемен в жизни. Ломка жизненного стереотипа может привести к алкоголизации, реактивным состояниям. Достаточно редко конформный тип характера становится причиной жалоб родителей и педагогов, поскольку конформные личности обычно не вызывают серьезных проблем.
Нарушения развития личностной идентичности – находят проявление в симптомах острого переживания подростком чувства одиночества, непонятости окружающими, страха быть непризнанным и не состояться как личность, чувстве «размывания времени», снижения работоспособности, бегстве в одиночество. Обнаруживают себя в статусе диффузии или предрешения в области профессионального, политического и религиозного выбора. Наиболее неблагоприятными следствиями являются искажение процесса профессионального самоопределения, формирование негативной идентичности в условиях противостояния подростка и общества, утрата продуктивности деятельности, поворот в сторону тоталитаризма.
Нарушения развития поло-ролевой идентичности представляет собой одну из сторон искажения процесса формирования идентичности в подростковом возрасте. Группу «риска» составляют мальчики, воспитывающиеся в неполных семьях. В силу дефицита образцов маскулинности, процесс поло-ролевой идентификации достаточно часто разворачивается у них по принципу «отрицания феминности», что и обуславливает искажение развитие идентичности. Не менее важной оказывается роль отца в процессе формирования поло-ролевой идентичности у девушек