Управление рынком ценных бумаг (фсфр)

Методы регулирования. 1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полно­мочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. 2. При сохранении за государством основных контрольных пози­ций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя: 1. разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов; 2. разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.; 3. регламентацию основных процедур и государственный конт­роль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка. 4. Задачами государственного регулирования являются: 5. реализация государственной политики развития рынка цен­ных бумаг; 6. обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профес­сиональных участников и клиентов; 7. создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участни­ками рынка. Государство должно осуществлять следующие функции: 1. разработка концепции развития рынка, осуществление про­граммы ее реализации, разработка соответствующих законодатель­ных актов; 2. концентрация ресурсов в первую очередь для развития инфраструктуры рынка; 3. контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка ; 4. установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм; 5. создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; 6. создание системы защиты инвесторов от потерь ; 7. предотвращение негативного воздействия на фондовый ры­нок других видов государственного регулирования; 8. регулирование рынка государственных ценных бумаг, направ­ленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвле­каемых на покрытие непроизводительных расходов государства; 9. разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг; 10. арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных пра­вил и обязательств участниками рынка ценных бумаг; и т.д. Государственное регулирование главным образом осуществля­ется на основе нормативно-правовых актов.

Организационное построение системы регулирования фондового рынка в подавляющем большинстве государств базируется на концепции двухуровневой системы органов регулирования. Первый уровень составляют органы государственного регулирования, второй уровень образуют саморегулируемые организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг, – различного рода союзы, ассоциации, лиги профессиональных участников, фондовые биржи, организаторы внебиржевой торговли. Распределение функций и полномочий между государственными органами и саморегулируемыми организациями обусловлено культурными и историческими традициями каждой страны, а также уровнем развития рынка ценных бумаг. Исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами. Государственное регулирование возникло значительно позже.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в узком смысле - это совокупность механизмов воздействия на всех его субъектов с целью преодоления недостатков функционирования рынка ценных бумаг и формирования благоприятного инвестиционного климата. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в широком смысле - это система мер законодательного, исполнительного, стимулирующего и контролирующего характера, осуществляемых правомочными учреждениями, направленными на становление и дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в экономику России, а также экономическую безопасность страны, ее регионов, всевозможных предпринимательских структур и отдельных граждан.

Выделяются следующие модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Децентрализованное регулирование – предполагает отсутствие специализированного ведомства и возложение функций регулирования рынка на органы с более широкой компетенцией – министерство финансов или центральный банк (Германия). Централизованное регулирование – предусматривает наличие государственного ведомства, специализирующегося на регулировании отношений в сфере рынка ценных бумаг (США, Великобритания). Смешанное регулирование – предполагает распределение полномочий по регулированию между центральным банком и специализированным органом государственного регулирования (Российская Федерация)».

С точки зрения организации рынка ценных бумаг в настоящее время существуют две модели. Первая предусматривает господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). В Германии, в частности, важнейшую роль в вопросах регулирования рынка ценных бумаг играет Немецкий федеральный банк, а также специальный контролирующий орган – Федеральная надзорная палата по банкам (Bundesaufsichtsamt für das Kreditwesen). Вторая предусматривает активную роль как банковских, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания).

По критерию «степень жесткости» возможно выделить следующие модели регулирования. Основанные на жестких, детальных правилах и формальных процедурах, широком контроле за их соблюдением (США). Базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, стандартов, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций (Великобритания, Швейцария).

Национальные модели регулирования рынка ценных бумаг различаются также в зависимости от наличия или отсутствия признанных негосударственных институтов, осуществляющих саморегулирование. Так, отсутствие саморегулируемых организаций (СРО) или их минимальная роль на рынке обычно сопряжены с повышенной ролью государственных органов (Германия, Франция); другая модель предполагает широкое участие СРО в процессе регулирования рынка ценных бумаг (Великобритания, США, Япония). В зависимости от степени участия субъектов федерации в процессе государственного регулирования выделяются системы, предполагающие значительные полномочия субъектов федерации (США, Германия), и системы с минимальным участием субъектов федерации в процессе регулирования (Российская Федерация). В России в 90-е годы прошлого века за основу была принята модель регулирования, предполагающая установление детальных сводов правил и жесткого контроля за их исполнением.

К органам государственного регулирования относятся: 1) ФКЦБ, 2) Минфин РФ, 3) ЦБ РФ, 4) Комитет по управлению госимуществом РФ, 5) Антимонопольный комитет, 6) МНС РФ, 7) Минюст РФ, 8) Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций. Государственного регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию.

В течение нескольких последних лет российский финансовый рынок имел высокие темпы развития. Кардинально выросла его емкость и роль в обеспечении инвестиционных ресурсов реального сектора, усложнилась структура и появились новые сектора (корпоративные облигации и срочный рынок ценных бумаг), создана система коллективных инвестиций. Капитализация российского рынка акций в конце 2004 года составила 45% ВВП. В 2003 году российскими предприятиями на рынках ценных бумаг было привлечено в совокупности 11,4 млрд. долл., в т.ч. на внутренних рынках – 2,7 млрд. долларов. За 10 месяцев 2004 года аналогичные показатели составили, соответственно, 12,4 млрд. долл. и 3,4 млрд. долл. Рынок характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов, большую долю капитализации рынка составляют компании нефтегазового сектора, не представлены или находятся в зачаточном состоянии целые классы финансовых инструментов. Российский фондовый рынок не является значимым источником инвестиций. Предприятия либо реинвестируют собственные средства, либо привлекают капитал с помощью займов или IPO на зарубежных рынках капитала.

Внутренний рынок корпоративных облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. Все более значительной становится тенденция перевода активности по торговле ценными бумагами на зарубежные рынки. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна заимствований за рубежом), на соотношение внутреннего и внешнего сегмента влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры. Кроме того, необходима разработка законодательства по целому ряду направлений.

Для развития финансового рынка денежным властям необходимо активизировать свою деятельность по ряду направлений. Совершенствование системы регулирования финансового рынка. В настоящее время регулирование и надзор на финансовом рынке, по-прежнему, осуществляется несколькими государственными органами. Это создает риск дублирования функций, порождает конкуренцию между регуляторами. По-прежнему, недостаточной является координация между ведомствами. Слабое развитие получили институты саморегулирования. Недостаточны возможности регулятора в области мониторинга финансового рынка. Меры направлены на преодоление указанных негативных явлений: повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка, дальнейшее развитие саморегулирования на финансовом рынке, совершенствование его принципов и отработка взаимодействия СРО с органами государственной власти и управления, установление на законодательном уровне порядка обмена информацией с регуляторами финансовых рынков других стран. В перспективе возможно объединение функций по регулированию различных сегментов финансового рынка и создание мегарегулятора.

Обеспечение четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов: усиление роли третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке, в том числе путем введения специализации судей на вопросах финансового законодательства, обеспечение раскрытия информации о результатах управления пенсионными резервами, утверждение методики оценки эффективности управления для государственных и частных управляющих пенсионными резервами, совершенствование требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами;

Расширение спектра финансовых инструментов через создание правовых условий для развития рынка эмиссионных ценных бумаг, в том числе коммерческих бумаг, выпускаемых без государственной регистрации эмиссии. Внесение изменений в законодательство, направленных на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков: производных финансовых инструментов с различными базовыми активами, секьюритизации финансовых активов, двойных и простых складских свидетельств, повышение эффективности института залога как способа обеспечения исполнения обязательств.

Развитие институтов коллективного инвестирования: совершенствование налогообложения закрытых ПИФов, в частности, проблем определения налогоплательщика по налогу на недвижимость и зачета НДС при приобретении недвижимости от имени закрытого ПИФа, унификация принципов и стандартов деятельности коллективных инвестиций (ПИФов и НПФов), приближение их к принципам деятельности зарубежных институтов коллективных инвестиций, расширение спектра разрешенных для инвестирования инструментов ПИФов и НПФов.

Создание равных конкурентных и комфортных условий для деятельности участников финансового рынка, сокращение административных барьеров и трансакционных издержек: снижение транзакционных издержек эмитентов всех эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении первичного публичного размещения акций (IPO), сокращения информационной ассиметрии между эмитентом и инвестором, варьирования порядка раскрытия информации публичными и непубличными (закрытыми) компаниями, пресечение манипулирования на финансовом рынке и осуществления торговли с использованием инсайдерской информации;

Совершенствование налогообложения финансового рынка, в том числе урегулирование вопросов правоприменения налогового законодательства в отношении финансовых инструментов и институтов. Обеспечение равных условий налогообложения для различных финансовых инструментов в рамках постепенного снижения ставок налогов на доходы по финансовым инструментам. Совершенствование деятельности государственных финансовых институтов развития, а также порядка участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций. Развитие инфраструктуры финансового рынка, повышение ее надежности и капитализации: совершенствование законодательства о клиринге, совершенствование законодательства, регулирующего учет прав на ценные бумаги, в том числе создание Центрального депозитария, совершенствование законодательства об организаторах торговли и биржах, в т.ч. формирование единого законодательного регулирования всех видов бирж.

УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМ СЕКТОРОМ (ЦБ)

Основными инструментами и методами являются: процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "репо" и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов. Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг - изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России (ОБР) и начал операции с ними. Эти облигации использовались в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты "овернайт", а также для проведения с ними сделок "репо".

Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов: ломбардные - под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России; внутридневные кредиты предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений; однодневные расчетные кредиты (кредиты "овернайт") предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России. Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты под залог государственных ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете "депо" банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.

Банк России начал проводить ломбардные операции с марта 1996 г. сначала в форме ломбардных кредитных аукционов, а затем - по заявлениям банков в любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998 г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998 г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов. Принятые к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами: а) "американским", при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения); б) "голландским", при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.

При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем- задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь - суммы пеней за неисполнение обязательств.

После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов: кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года); кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев); кредит на поддержку ликвидности (от 1-2 месяцев до 1 года); кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года); стабилизационный кредит (до 1 года). Процентные ставки по этим кредитам изменялись с изменением ставки рефинансирования Центрального банка.

Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов. Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.

Помимо основных методов регулирования существуют второстепенные методы.

Предписываемая законом маржа – минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

Потребительский кредит – продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении. Вследствие низких доходов населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.

Увещевание. Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам.

Когда и какие из вышеназванных мер используются: если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика называется политикой дорогих денег. По существу, это антициклическое регулирование.

Приток денежных средств нерезидентов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества притока средств нерезидентов: снижение процентных ставок; обеспечение потребности бюджета в заемных средствах; увеличение ликвидности банковской системы; стабилизация валютного курса рубля; рост валютных резервов Банка России.

Недостатки притока средств нерезидентов: неустойчивое равновесие; дестабилизация валютного курса; возможность финансового кризиса; возможность бегства иностранных капиталов с российского рынка; приток денег идет не в производство, а оседает на руках у населения.

Наши рекомендации