Основные отличия видов поступлений в бюджет
Таблица 6.
Наименование | Характеристики видов поступлений | |||
Возвратность | Платность | Срочность | Плательщик | |
Бюджет | ||||
Собственные налоговые и неналоговые доходы | безвозвратные | бесплатные | бессрочные | налогопла-тельщики |
Отчисления от регулиру-ющих налогов и сборов | безвозвратные | денежно бесплатные | на текущий год | налогопла-тельщики |
Трансферты | безвозвратные | денежно бесплатные (политически платные) | на текущий год | иной орган власти |
Источники финансирования дефицита бюджета | ||||
Заемные средства в т.ч. бюджетные кредиты | возвратные возвратные | платные бесплатные | срок займа ограничен срок займа ограничен | кредитор иной орган власти |
Продажа имущества (использование резервов) | безвозвратные | денежно бесплатные (уменьшение имущества) | бессрочные | покупатель |
Остатки на счетах | – | – | – | – |
Курсовая разница | – | – | – | – |
Заемные средства – это эмиссия ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, привлечение коммерческих кредитов и бюджетных ссуд. Внутренние финансовые резервы – продажа имущества (характеризуется безвозвратностью и денежной бесплатностью, но приводит к уменьшению имущества, то есть платность все же имеет место), использование остатков на начало года, средств депозитов и страховых фондов.
Бюджетный процесс. Совокупность действий, обеспечивающих функционирование денежного фонда органа власти, представляет собой бюджетный процесс. Он детально регламентируется законодательством соответствующего уровня власти. В целом бюджетный процесс включает в себя следующие стадии: составление проекта бюджета, рассмотрение проекта бюджета, исполнение бюджета по доходам, исполнение бюджета по расходам, управление долгом, контроль за исполнением закона о бюджете, рассмотрение отчета об исполнении бюджета.
Отметим, что этап утверждения законодателями проекта бюджета несет в себе следующий смысл: народные избранники определяют, в частности, максимальный объем налогообложения, который может быть установлен без крайнего вреда для налогоплательщиков, и устанавливают первоочередные направления расходования имеющихся государственных ресурсов (с учетом безграничности потребностей общества).
В целях обеспечения большей эффективности бюджетного процесса все стадии бюджетного процесса должны быть распределены между различными, независимыми друг от друга властными структурами. Недопустима ситуация, когда один и тот же орган власти (или в рамках одного и того же органа власти) и разрабатывает бюджет, и исполняет его, и контролирует соответственно себя же.
Распределение ответственности за
исполнение стадий бюджетного процесса
Таблица 7.
Стадии бюджетного процесса | Исполнитель |
Составление проекта бюджета | Финансовое управление |
Утверждение проекта бюджета | Депутатский корпус |
Исполнение бюджета по доходам | Налоговая служба |
Исполнение бюджета по расходам | Казначейство |
Управление долгом | Финансовое управление |
Контроль за исполнением бюджета | Счетная палата региона |
Рассмотрение отчета об исполнении бюджета | Депутатский корпус |
Финансовые обязательства. Обязательства органа власти не отражаются в полном объеме в бюджете. Это связано с кассовым методом учета бюджетных средств в РФ, при котором все операции органов власти учитываются в отчетности в момент осуществления оплаты за полученные товары (даже если товар еще не получен), а также в момент поступления денег за начисленные налоги и предоставленные услуги (даже если услуги еще не оказаны). В частности, проценты по займам учитываются в составе долга лишь в момент выплаты, а не в момент возникновения долга. Отсюда всевозможные расхождения в финансовых результатах, связанные с временем выплаты или поступления денежных средств, которое может существенно отличаться от времени фактического потребления услуг и товаров.
Под долгом органа власти следует понимать сумму текущей задолженности и процентов, которые должны быть начислены по ней, по: коммерческим кредитам; операциям финансового лизинга; бюджетным ссудам и кредитам (коммерческий кредит отличается от бюджетного наличием реального обеспечения заемных средств; при получении органом власти бюджетной ссуды или бюджетного кредита от вышестоящего органа власти обеспечением возврата средств выступают обычно межбюджетные отношения, как таковые); эмитированным ценным бумагам, а также суррогатам ценных бумаг и местных платежных средств; гарантиям и поручительствам (поручительство в отличии от гарантии не предполагает безусловного погашения долга третьего лица); авалированным векселям; кредиторской задолженности, в том числе необоснованной, то есть возникшей в связи с необходимостью оплаты работ, выполненных по заказу органа власти, но финансирование которых не было предусмотрено в бюджете; задолженности, возникшей вследствие решений судебных органов; кредиторской задолженности государственных (муниципальных) предприятий; задолженности бюджетных учреждений и структурных подразделений органа власти, если последние имеют соответствующие полномочия по самостоятельному заимствованию.
Задолженность перед органом власти может слагаться из следующих источников: недоимка по налогам и сборам; задолженность Минфина РФ; задолженность предприятий по полученным из бюджета ссудам и кредитам; погашение оплаченных гарантий; оплаченный, но не полученный госзаказ; задолженность перед бюджетными учреждениями; платежи в лизинговый фонд; дебиторская задолженность унитарных предприятий.
Влияние на финансовые потоки третьих лиц. Из всех субъектов общества органы власти имеют наиболее мощное "Влияние…". В нем выделяется четыре составляющих. Во-первых, это финансы унитарных предприятий. В распоряжении органа власти два денежных фонда этих предприятий – прибыль и амортизация. Кроме того, как и в случае с зависимыми хозяйствующими субъектами, орган власти может проводить вмешательство в тарифную, закупочную и дивидендную политики, политику налоговой оптимизации. Орган власти, будучи собственником, может ликвидировать или приватизировать унитарное предприятие. Либо, вынудить предприятие наращивать кредиторскую или дебиторскую задолженность, "проедать" основные средства.
Во-вторых, орган власти может так реорганизовать (в настоящее время – теоретически) свои финансовые потоки, что налоги, уплачиваемые налогоплательщиками, будут поступать не в бюджет, а напрямую на счета выбранных органом власти компаний и организаций. В этом случае, что исключительно важно, законодательный орган власти де-факто становится ширмой, за которой исполнительная власть самостоятельно принимает решения, принятие которых законодательно закреплено за законодателями.
В третьих, орган власти, осуществляя регулирование деятельности естественных монополий, оказывает существенное воздействие на финансы хозяйствующих субъектов и населения. Например, органы власти субъекта федерации утверждают ряд тарифов, в частности, на газ и электроэнергию. С увеличением или уменьшением этих тарифов происходит изменение финансовых потоков в целом по региону, в том числе изменение размеров бюджета. Также орган власти может разрешить монополисту ввести в состав тарифа так называемую инвестиционную надбавку. Небольшое, обычно до 10%, увеличение тарифа, в обществе воспринимается как реакция монополиста на инфляцию и т.п. Однако на самом деле это надбавка не имеет отношения ни к внешним, ни к внутренним проблемам компании. Она целевым образом направляется на финансирование инвестиционных проектов монополиста. Примечательно, что в этом случае потребитель становится инвестором даже не подозревая об этом. Разумеется ни о каком соблюдении его прав как инвестора и речи нет – на сумму выплаченной надбавки потребителю не будет оформлена доля в уставном капитале инвестиционного проекта, он не получит дивидендов, ему даже не скажут спасибо.
Наконец, в четвертых, орган власти оказывает влияние на финансы третьих лиц через принятие соответствующего законодательства. Инициатива здесь принадлежит федеральному уровню власти, на котором принимается наибольший объем документов.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Лушин С.И., Слепов В.А. «Государственные и муниципальные финансы». М.: Экономистъ, 2006.
- Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. «Финансы». СПб.: Юрайт-Издат, 2006.
- Сабанти Б.М. «Муниципальные финансы». Владикавказ: 2005.
- Улюкаев А.В. «Проблемы государственной бюджетной политики». М.: Дело, 2004.
- Лавров А.М. «Евроазиатское бюджетное пространство: вызовы интеграции». М.: Эдиториал УРСС, 2004.
- Таксир К.И. «Комментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации». М.: Юрайт-Издат, 2004.
- Поляк Г.Б. «Финансы». М.: ЮНИТИ, 2003.
- Лавров А.М., Климанов В.В. «Оптимизация расходов региональных бюджетов». М.: УРСС, 2002.
- Никифоров В.Л., Алюков О.И., Дергачев П.В. «Муниципальное управление: бюджет, активы, ЖКХ». М.: Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2002.
- Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков / Моск. центр Ин-та "Восток-Запад". – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 1999.
- История финансов Москвы. М.: Издательства объединения "Мосгорархив", АО "Московские учебники", 1998.
- Яндиев М.И. «Теория финансов». Электронное учебное пособие. Петрозаводск, сайт Публичные финансы государств АТР. Бюджетное и налоговое регулирование. Под ред. проф. А.Н. Козырина. М.: Издательство "Ось–89", 1998.
- Петрозаводского государственного университета: www.openbudget.ru, 2004.
- Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М.: Финансы и статистика, 2002 г.
- Яндиев М.И. «Финансы регионов». М.: Финансы и статистика, 2002.
- Яндиев М.И. «Государственные и муниципальные финансы». М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000.
- Стрик Дж. Государственные финансы Канады/ Пер. с англ.; Сев. Осет. науч. центр; Владикавказский ин-т упр.; Общ. ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзгоева – М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000 г.
- Ершова В.И. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., Юриспруденция, 2001 г.
Источники Internet:
8. http://www.pravitelstvo.gov.ru/ Правительство Российской Федерации
9. http://www.minfin.ru/ Министерство финансов Российской Федерации
- Сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru
- Федеральная комиcсия по рынку ценных бумаг России: www.fcsm.ru
- Министерство по налогам и сборам РФ: www.nalog.ru
- Агентство финансовой информации Финмаркет: www.finmarket.ru
- Агентство финансовой информации Интерфакс: www.interfax.ru
- Газета "Ведомости": www.vedomosti.ru
- Газета "Финансовая Россия": www.fr.ru
- Газета Financial Times: www.ft.com
- Журнал Wall Street Journal: www.wsj.com
- Журнал Рынок ценных бумаг www.rcb.ru
- Швейцарский банк UBS: www.ubs.com.
21. http://www.rts.ru/ РТС (Российская Торговая Система)
22. http://www.micex.ru/ ММВБ - Московская межбанковская валютная биржа
23. http://www.rid.ru/ Российский институт директоров
24. http://www.nlu.ru/ НЛУ - Национальная лига управляющих
25. http://www.partad.ru/ ПАРТАД - Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев
26. http://www.nfa.ru/ НФА - Национальная фондовая ассоциация
27. http://www.naufor.ru/ НАУФОР - Национальная Ассоциация Участников Фондового Рынка
28. http://www.fedfond.ru/ Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров
29. http://www.ismm.ru/ Институт фондового рынка и управления
30. http://www.ivr.ru/ Фонд "Институт прямых инвестиций"
31. http://www.ValNet.ru/ Портал Международного оценочного консорциума
32. http://www.mse-dsu.ru/ МФБ - Московская фондовая биржа
33. http://www.spbex.ru/np/main.stm Фондовая биржа Санкт-Петербург
34. http://www.spcex.ru/ СПВБ - Санкт-петербургская валютная биржа
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Что такое бюджет?
- Чем отличается бюджет от денежного фонда?
- В различие между бюджетом и сметой?
- Какова структура межбюджетных отношений?
- Какие задачи решают межбюджетные отношения?
- Перечислите структуру доходной части бюджета.
- Чем отличаются «Доходы бюджета» от «Доходной части бюджета»?
- В чем экономический и социальный смысл взимаемых налогов: на прибыль, земельного, подоходного с физических лиц?
- В каких случаях амортизация унитарных предприятий может быть зачислена в бюджет и израсходована на общетерриториальные цели?
- Облагаются ли земельным налогом подземные туннели метрополитена?
- Какова структура финансовых потоков территорий?
- Назовите стадии бюджетного процесса.
- Какова структура финансовых обязательств органа власти?
- Какова структура финансовых обязательств третьих лиц перед органом власти?
- В чем смысл реформы «Бюджет, ориентированный на результат»?
- При каких условиях теракт может повлиять на параметры бюджета?
- Следует ли восстанавливать за счет бюджета, поврежденное в результате теракта имущество и объекты частного бизнеса?
Лекция 6. Уязвимые для последствий терроризма стороны финансового сектора:
в части управления финансами и финансовым сектором
Структура лекции:
Аннотация.
- Управление рынком ценных бумаг (ФСФР)
- Управление банковским сектором (ЦБ)
- Управление государственным долгом (Минфин)
Библиография.
Контрольные вопросы
АННОТАЦИЯ
Управление финансовыми рынками в России децентрализовано. Рынки акций, облигаций производных ценных бумаг находятся в компетенции комиссии по ценным бумагам, а межбанковский и валютный рынки – в компетенции Центрального Банка. Важный фактор финансовой системы – государственный долг, находится под контролем органов министерства финансов. Лекция раскрывает содержание и устройство системы управления финансовыми рынками, а также их реакции на непредсказуемые события.