Проверку альтернативных гипотез развития потенциала социальной сферы, социальной инфраструктуры региона, социальной поддержки депривированных слоев населения.
Выявление ожиданий и предпочтений населения в социальной сфере.
Целевые установки и задачи, связанные с формированием инструмента для сбора, хранения и оперативного анализа социолого-статистической информации, характеризующего процессы социального воспроизводства населения, призванного обеспечить эффективность и устойчивость управления этими процессами, определили функциональные возможности мониторинга, которые сводятся к регулярному сбору статистической и социологической информации по показателям, интересующим субъект управления; к интеграции собранной социальной статистики и результатов опросов в совокупные показатели, отражающие динамику развития наблюдаемого социального процесса; к диагностированию состояния объекта нашего наблюдения; прогнозированию процесса социального воспроизводства и упреждению назревающих конфликтных ситуаций; к подготовке специальных аналитических материалов по изучаемой проблеме, разработке предложений и рекомендаций по разрешению возникших противоречий.
Методические особенности разработанного социального мониторинга заключаются прежде всего в специфике методической стратегии, основу которой составляют жесткие, формализованные методы: опрос, анализ документов и статистических показателей. Хотя она может быть дополнена и мягкими, неформализованными методами: свободными интервью, наблюдением. Его методическую основу составляет:
*наблюдение за объектом мониторинга, проводимое по стандартному числу наиболее значимых показателей, характеризующих его состояние;
*регулярные повторные социологические замеры, проводимые с помощью стандартных процедур;
*оценки ситуаций и объектов, также даваемые в стандартной форме.
Другой важной проблемой является обеспечение непротиворечивого сопряжения массивов информации, полученных из разных источников и на разных уровнях управления. Показатели, взятые из социальной статистики и полученные в ходе опроса респондентов, должны быть сопоставимы, взаимодополняемы и самодостаточны, а также сравнимы с действующими официально утвержденными формами государственной отчетности. Это позволяет получать полное представление о социальных процессах в регионе, а также сравнивать уровень решенности региональных и российских социальных проблем.
В мониторинге учитывается административное деление региона, его многоуровневость. Вводимая система показателей обеспечивает интеграцию и координацию информационных потоков, развертываясь от уровня города к району и области, и обеспечивает оптимальные блоки в каждом из них.
Как любое социологическое исследование, мониторинг социальной сферы ставит перед исследователями проблему обеспечения достоверности и надежности получаемой информации. Принципиальным в ходе подготовки к проведению исследования является вопрос о периодичности опросов, проводимых в рамках мониторинга. Сроки каждый раз могут устанавливаться в зависимости от специфики региональных условий и конкретного текущего момента. Причем частота замеров может быть различной для каждого из блоков наблюдаемых показателей социальной сферы.
Важным фактором эффективности мониторинга является проектирование выборки. Представляется наиболее продуктивной репрезентация информации по региональному признаку. Заметное различие в условиях жизнедеятельности в различных республиках и областях страны диктует необходимость получения информации, не усредненной по стране в целом, а учитывающей специфику условий управления конкретной социальной сферой, что представляет интерес для местных органов управления. В этом случае выборка взрослого населения должна репрезентировать население региона по демографическим группам, населению крупных, средних и малых городов, жителям сельской местности, основных социальных секторов экономики и социально-профессиональных групп. Это не исключает возможности получения информации и по России в целом путем объединения отдельных регионов по определенным признакам.
При проведении мониторинга может возникнуть необходимость получения информации, репрезентативной относительно различных объектов, например, как в отношении изучаемой нами системы в целом, так и ее отдельных частей. В этом случае необходимо для изучения отобрать те объекты, которые адекватно представят основные структурные элементы нашего общества, позволят оценить динамику изменения компенсаторных возможностей социальной сферы и влияние на нее государственной социальной политики, а затем основную выборку дополнить целевой (частной или специализированной), ориентированной на конкретные задачи. Увязка отдельных выборок осуществляется за счет включения в каждую из них обязательных параметров, обеспечивающих переход от одного исследования к другому. Такими параметрами могут быть пол, возраст, профессия, место работы, социально-бытовой статус и т.п.
Тип выборки в каждом конкретном случае определяется руководителем социального мониторинга. Однако это всегда, как правило, многоступенчатая выборка, учитывающая особенности этого способа организации исследования, различная на каждой ступени. Наиболее часто применяемой на верхней ступени является стратификационная выборка, на нижних - случайная. Поскольку в мониторинге с различной периодичностью повторяется наблюдение за объектом, социологу целесообразно предусмотреть возможность репрезентации результатов, полученных в ходе опроса, его состоянию на данный период времени и его изменениям во времени.
Объектами наблюдения в мониторинге выступают дифференцированные социальные субъекты и типологические группы семей: социально-демографические и социально-профессиональные группы, полные и неполные, нуклеарные и расширенные семьи, депривированные слои населения, социальные институты, их взаимосвязи и взаимодействия.
Субъектами мониторинга могут выступать как авторитетные специалисты (работники "социальных министерств", префектур, мэрий, руководители учреждений социальной инфраструктуры, специалисты: врачи, педагоги и т.п.), способные судить о внутренних механизмах социального воспроизводства населения, приоритетах развития потенциала социальной сферы, о состоянии объекта мониторинга, выступающие в роли экспертов в области социальных процессов.
При таком подходе повышаются требования к формированию банка данных социологической информации и предъявляются высокие требования к выборке. Она должна обеспечивать взаимоувязку, интеграцию информации, полученной в базовом и дополняющих его исследованиях, осуществляемых с разной периодичностью. При определении выборочной совокупности, видимо, целесообразно учитывать два вида оснований: специальные, характерные для данной исследуемой проблемы и общие характеристики генеральной совокупности региона, сохраняя возможность их увязки за счет включения в разные виды исследований определенных показателей, обеспечивающих переход от одного исследования к другому. Это придаст определенную гибкость выборке и даст возможность выполнить предъявляемые к ней требования.
В исследовательской деятельности социологических служб, социальной сферы, с нашей точки зрения, велика роль использования экспертных оценок. Эксперты могут привлекаться для оценки положения дел и прогнозирования социальных процессов в обществе и регионе, формирования нормативной базы, а также для выработки проектов решений по различным социальным проблемам, проектов социального развития региона.
Неоднократное возвращение к объекту исследования (например, в бюджетном обследовании семей) предъявляет повышенные требования к социологу за сохранение профессиональной тайны, обеспечение анонимности опроса. Возникает проблема получения и сохранения доверия респондента.
В реальной практике управления социальной сферой региона наиболее значимыми являются "упреждающие" исследования, обеспечивающие регулярное наблюдение за объектом и постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации. Они обладают безусловными преимуществами перед разовыми исследованиями социальной сферы и имеют методические особенности.
Специфика современного мониторинга заключается в его опоре на компьютерную поддержку, которая позволяет автоматизировать процесс сбора, хранения и сравнения собранной в ходе мониторинга информации, а также представить ее в наглядной форме в виде таблиц, графиков, гистограмм, диаграмм.
Результатами управленческих решений является план, принимающийся на основе возможных плановых альтернатив. Существует несколько критериев для принятия управленческого решения, по которым оценивают альтернативы.
В социальной или экономической системе для формирования целей могут использоваться методы кибернетики. К примеру для многочисленных и взаимосвязанных целей целесообразно проводить системный анализ. Дерево целей строят для ранжирования целей в порядке их значимости, что позволит систематизировать связи основной цели с менее значимыми целями, не добившись которых невозможно добиться более важных целей.
Принимаемое по одному критерию решение считают простым, а по нескольким -- сложным. Утверждение планов является не только сложным решением из-за его множественности критериев, но и трудным по причинам его неопределенности, ограниченности информации и высокой ответственности. Именно поэтому окончательные решения об утверждении планов принимаются путем эвристического, интуитивного выбора из ограниченного числа предварительно подготовленных альтернатив.
Следовательно, методы планирования -- это методы подготовки плановых альтернатив или, по меньшей мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение.
Различают методы подготовки планов по используемым методам их составления, методам и срокам возможной реализации планов, объектам планирования.
Как и прогнозирование, планирование может основываться на эвристических и математических методах. Среди математических методов исследования операций особое место занимают методы оптимального планирования.
Также один из самых распространенных методов планирования является балансовый метод, который был сформирован как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов.
Аналитический метод планирования соединяет в себе анализ и обобщение. Суть данного метода сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс разбивается на составные части, и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
1.3 Значение планирования и прогнозирования и их необходимость для развития социальной сферы
Планирование в социальной сфере является ярким подтверждением эффективности и перспективности деятельности администрации на федеральном и муниципальном уровне.
В планирование социальной сферы включаются следующие основные разделы.
Совершенствование социальной структуры населения. В данном разделе предусматриваются мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной структуры работника, сокращению численности работников ручного, тяжелого физического и монотонного труда, а также занятых на работах с вредными условиями труда, по улучшению соотношения между неквалифицированным и квалифицированным трудом, что приводит к повышению социальной однородности труда.