Социальная сфера и ее роль в современном обществе

ВВЕДЕНИЕ

Большинство стран рыночной экономики уделяют особое внимание эффективному функционированию образования, культуры, здравоохранения, туризма и отдыха, ЖКХ и экологии. В совокупности данные отрасли определяются как социальная сфера государства. Значение социальной сферы по мере развития рыночной экономики государства постоянно растет.

Данная сфера не имеет жестких временных и пространственных рамок. Она не автономна и не изолирована, а находится во взаимосвязи с другими сферами: в первую очередь политической, а также материально-производственной, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера как бы внедряется во все остальные сферы, так как в каждой из этих сфер действуют люди и социальные группы.

Основным условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них воспроизводятся материальные ценности и реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, можно считать, что все остальные сферы могут рассматриваться как среда. Социальная же сфера по отношению к ним выступает как фактор поддержания стабильности и укрепления социальных отношений и процессов, а также их относительного равновесия. А это, в свою очередь, и является основным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Прогнозирование и планирование социальной сферы является точкой отсчета в работе по управлению региональным развитием. Обоснованный прогноз служит базисом для определения цели социально-экономического развития государства (или его региона), а также служит базисом для разработки программных мероприятий и приоритетов в развитии хозяйственного комплекса страны.

Прогнозирование социальной сферы -- это предвидение ее будущего и будущего состояния экономики. Прогнозирование является составной частью государственного регулирования экономики, которая призвана определять направления развития регионального комплекса, а также его структурных составляющих. Государственные органы используют результаты прогнозных расчетов для формирования и обоснования целей и задач социально-экономического развития страны, разработки социально-экономической политики правительства, а также способов рационального использования производственных ресурсов.

Таким образом, прогнозирование и планирование социальной сферы заключается в определении перспектив ближайшего или более-менее отдаленного будущего в исследуемой области, где руководствуются реальными экономическими процессами, а также в формировании цели развития. Прогнозирование социальной сферы способствует выработке оптимальных планов, опираясь на сформированный прогноз и оценку принятого решения с точки зрения его последствий в прогнозируемом периоде.

Тема прогнозирования и планирования социальной сферы актуально, и эта актуальность заключается в том, что в нашем государстве еще не совсем полно на практике отражаются те социальные гарантии, которые указаны в Конституции.

Сегодняшние условия хозяйствования требуют расширения сферы в достаточной степени и совершенствования методов прогнозирования и планирования. От качества прогнозов и планов зависит напрямую эффективность общественного развития.

Основными задачами, которые ставятся перед специалистами при прогнозировании и планировании, формировании соответствующей концепции, мероприятия и программы является развитие и последующее сохранение структуры экономики высокой эффективности, а также требуемого уровня доходов и защищенности населения.

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов и методологических основ планирования и прогнозирования в социальной сфере РФ, а также проанализировать эффективность существующих социальных программ на примере одного из федеральных субъектов.

Объектом исследования в данной дипломной работе является общество и его развитие, предметом исследования -- процесс прогнозирования и планирования в государстве.

В ходе написания дипломной работы были сформированы для решения следующие задачи:

1. Изучение сущности прогнозирования и планирования социальной сферы, а также их методологических основ.

2. Анализ социальных показателей по России и по одному конкретно федеральному субъекту.

3. Изучение федерального и регионального законодательств для оценки эффективности существующих программ.

Информационной основой данного исследования являются законодательные и нормативные материалы, труды отечественных специалистов в области прогнозирования и планирования социальной сферы: Конституция РФ, ФЗ №115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», А. Н. Ананьев «Некоторые аспекты государственной семейной политики», Федеральный закон (РФ) «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. (с изменениями от 8 декабря 2010 г.).

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. РОЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Человек с точки зрения социальной сферы жизнедеятельности общества рассматривается как существо общественное. То есть выделение социальной сферы в жизнедеятельности людей связано с основной потребностью человека жить среди себе подобных индивидов, а также решать самые важные проблемы в ходе совместной деятельности. Удовлетворяя собственные потребности в общении, человек становится членом различных социальных общностей (семьи, первичной группы, организации, социальной страты и т.д.).

Вовлекаясь в социальную сферу жизнедеятельности, каждый человек интегрируется в сложную систему социальных отношений, которые представляют собой определенные устойчивые связи индивидов, сложившиеся в ходе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают объективную необходимость их взаимодействий друг с другом. Это обстоятельство придает особые специфические черты поведению людей в рамках социальной сферы жизнедеятельности общества.

Характер и содержание отношений между индивидами и группами в социальной сфере жизнедеятельности общества зависят от места (социальной позиции), которое они занимают в социальной структуре общества, и той роли, которую они выполняют в рамках совместной деятельности. Социальные позиции индивидов в социальной сфере жизнедеятельности общества неравнозначны, между ними существует неравенство, которое выражается в наличии социальной дистанции между членами общества.

Следует также отметить, что социальная сфера жизни людей представляет собой динамически развивающуюся реальность. В рамках социальной сферы происходят процессы, изменяющие характер и содержание отношений между людьми, социальные структуры и общественное сознание. Таким образом, изучение социальной сферы связано, прежде всего, с изучением системы человеческих отношений, особенностей деятельности и поведения членов общества, социальных структур и их структурных элементов, структуры общественного сознания.

Реформирование экономики в России преследует своей целью формирование социально ориентированной рыночной экономики. Это означает, что по своей направленности все экономические процессы в той или иной степени имеют социальную окраску. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения. В большинстве развитых стран потребности населения в начале и середине XX в. поставили перед бизнесом две проблемы. Первая состояла в необходимости насыщения очередного возросшего объема материальных потребностей и вызвала стремительное наполнение рынка новыми товарами и рост цен, а спрос сокращался. Вторая проблема была обусловлена появлением новых потребностей в развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы и социальной защиты населения.

Решение второй проблемы вызвало к жизни более узкую область экономики, непосредственно связанную с социальными явлениями и называемую социальной сферой. К ней принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом. Социальная сфера непосредственно связана и касается образа, уровня и качества жизни людей.

Исследование социальной сферы как объекта социальной политики предполагает выяснение ряда проблем, имеющих важное методологическое значение: структура социальной сферы, оценка ее состояния, взаимосвязь с другими сферами. Выбор адекватной концепции развития социальной сферы во многом детерминирует ее содержание и эффективность.

Сущностным признаком социальной сферы выступает то, что она выражает совместный, коллективистский характер жизнедеятельности людей, указывает на наличие связей, которые в силу общественного характера производственно-экономической деятельности объединяют их в нечто целое, единое, образуют то, что называется человеческим сообществом. Социальная сфера вбирает в себя все, непосредственно касающееся человека в процессе его совместной с другими людьми жизнедеятельности, - вопросы положения и места в обществе, условий и образа его жизни, формирования и реализации его разнообразных жизненных потребностей и способностей, развития личности. Социальными именуются и те качества человека, которые формируются в ходе его общения и взаимодействия с другими людьми и необходимы для жизни именно в обществе, - моральные качества, дисциплинированность, исполнительность, понимание общественного долга и готовности строить свое поведение в соответствии с его требованиями. Таким образом, социальная сфера - это сложная система связей и отношений между различными элементами социума по поводу их социального статуса, равенства или неравенства в обществе.

Важнейшим элементом социальной сферы является социальная структура общества как сложная, динамично развивающаяся, достаточно противоречивая совокупность различающихся по социальным признакам людей и человеческих общностей с бесконечным разнообразием взаимоотношений между ними.

Другим элементом социальной сферы выступают условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, создающие для них те или иные объективные возможности индивидуального и коллективного поведения на предмет удовлетворения своих жизненных потребностей. К основным условиям нормальной жизнедеятельности людей относятся обеспеченность работой, жильем, другими средствами к жизни, медицинской помощью, санаторно-курортным лечением, а также наличием фактических возможностей получения образования и использования культурных благ. Степень решения такого рода проблем характеризует собой уровень благосостояния членов общества. Важной проблемой при реализации социальной политики в рамках создания условий для нормальной жизнедеятельности является проблема равенства людей, человеческих общностей. Трудно идет человечество к ее разрешению. Если говорить о юридической стороне проблемы, то лишь в конце XVIII в. в отдельных государственных нормативных актах стали появляться положения, декларирующие равенство людей.

Условия жизнедеятельности людей, общностей, а также их состояние обязательно должны учитываться при формировании и проведении социальной политики. Условия и состояния решающим образом влияют на воспроизводство главного элемента социальной сферы общества - отношения между ее составляющими. Социальные отношения как между отдельными личностями, так и человеческими общностями являются особым предметом внимания при проведении социальной политики, поскольку человеческие отношения вообще являются приоритетным предметом любой политики: государственной, экономической, духовно-культурной и др. Варианты социальных отношений, или отношений между людьми по поводу их положения в обществе, социального статуса и его соотношения с социальным статусом других людей и общностей, могут быть различны.

Сотрудничество -- работа вместе, принятие участия в общем деле -- наиболее предпочтительный для общества вариант социальных отношений. Он адекватен сущности общества, поскольку сотрудничество является, несомненно, самой непреходящей общечеловеческой ценностью, с помощью которой социум сумел выжить и обеспечить прогресс во всех сферах своего бытия. Сотрудничество -- наиболее естественный для людей и наиболее благоприятный для общества вариант реализации разнообразных интересов, как личностных, так и общественных.

Сотрудничество в форме обсуждений проблем и вопросов, договоренностей, переговоров, соглашений, заключения обязательных к исполнению договоров -- все чаще вытесняет из сферы социальных отношений привычные для политиков силовые, принудительные методы и способы разрешения споров, противоречий, конфликтов.

Другой вариант социальных отношений -- конкуренция, соперничество, соревнование. Общий смысл всех трех понятий состоит в мирной деятельности по достижению наилучших результатов на каком-либо поприще (стремление превзойти кого-либо в мастерстве, искусстве, качестве сделанного, произведенного). Удовлетворенность общества таким вариантом социальных отношений относительна. Если сотрудничество во всех своих формах благотворно для общества, то полезность конкуренции определяется, прежде всего, ее местом приложения.

Третий вариант отношений между людьми в социальной сфере -- борьба. Что касается социальной сферы, то здесь борьба возможна, если субъекты политики по тем или иным причинам не смогут выполнить своего прямого долга относительно обеспечения нормальных условий жизнедеятельности людей, не смогут удержать их в рамках состояний, исключающих конфликты между людьми и общностями.

Социальная сфера общества характеризуется еще одним показателем - социальной справедливостью. Это категория морально-правового и социально-политического сознания, главным содержанием которой является «понятие о должном», связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Социальная справедливость содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.

Современные представления о справедливости предполагают то, что достоинство человека, определяющее его положение в обществе и права на пользование общественным богатством, заключается в его собственной общественно-полезной деятельности, а не в происхождении или обладании собственностью. В Российской Федерации это положение было закреплено в соответствующей статье основного закона страны - Конституции РФ. К сожалению, в настоящее время такое понимание справедливости все настойчивей устраняется из общественного сознания и научного обихода, усиленно внедряется другое представление и о социальной полезности какой-либо деятельности, и, соответственно, о социальном статусе личности, ею занятой.

1.2 Методологические основы планирования и прогнозирования

Новые условия в хозяйствовании, изменение ценностных ориентаций и мотиваций народа приводят к более сложному процессу управления социальной сферой, предъявляют достаточно высокие требования к управленческим кадрам и научному обеспечению их деятельности. Основное требование от руководителя независимо от его уровня -- это всесторонняя оценка и выработка соответствующих мер комплексного влияния на процессы в социальной сфере. Практическую значимость научного изучения процессов социального управления указывает принятый Думой в июне 1995 года Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Данный нормативный акт предполагает осуществление (за счет комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов) прогнозирования на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы как на уровне общества, так и региона. Прогнозы социально-экономического развития при этом будут включать количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, систем образования, здравоохранения и социального обеспечения. Разрабатываться прогнозы будут в нескольких вариантах с учетом воздействия других факторов: внешне политических, экономических и др.

Таким образом, методологические основы прогнозирования предполагают использование трендовых приемов, экспертных опросов, поискового и нормативного моделирования. Все это с необходимостью ставит проблему развития системы региональных социологических служб и аналитических центров, действующих на основе использования единых информационных технологий. В качестве такой службы может стать социальный мониторинг как источник информации адекватных действий в прогнозировании.

Социальный мониторинг - достаточно новая форма научно-практической активности, цель которой состоит в получении и обработке упреждающей информации о состоянии системы и тенденциях ее развития. Эта цель достигается посредством использования некоторых групп явлений, параметров, факторов, входящих в понятийную форму "мониторинговые индикаторы", формирующуюся по критериям комплексности, интегративности отражения результирующего состояния основных причинных взаимодействий в их количественных и качественных взаимосвязях. Однако в последнее время она стала чрезвычайно популярной и активно используется для изучения общественного мнения, уровня жизни населения, социально-политической ситуации в регионах. Это объясняется потребностями общественной практики, характеризующейся динамизмом общественных перемен, а следовательно, неэффективностью разовых исследований, а также его организационными преимуществами, связанными с возможностью комплексной и однозначной интерпретации параметров изучаемого процесса или явления, доступных измерению и обработке.

В настоящее время понятие "социальный мониторинг" трактуется по-разному в зависимости от различного видения его сущности: экологический, экономический, социологический, психологический. В научной литературе сделаны первые попытки осмыслить методологические и методические основы данного способа организации социальных исследований.

Однако пока еще нет такой работы, которая дала бы целостное представление о социологическом мониторинге, тем более раскрыла бы его специфику, связанную с социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Социальная сфера общества представляет собой сложную систему, в которой в значительной степени присутствуют элементы непредсказуемости, неопределенности, связанные с корреляционной, вариативной зависимостью следствия от причины, включением в социальные взаимодействия мыслительной деятельности индивидов. Все это определяет характер ее развития как вероятностный. Однако, как показывает опыт исторического развития социальной сферы, она обладает стабильностью некоторых тенденций, повторяемостью особенностей социального воспроизводства населения, стереотипов потребительского поведения. Это дает основания предположить принципиальную возможность социального прогнозирования ее изменения на основе выделения научно обоснованных параметров, характеризующих данный социальный процесс и сохраняющих стабильность и прогнозную однозначность. Стабильность повторяющейся реальности, в основе которой лежат законы, определяющие развитие пространства социального воспроизводства человека, групп, и является методологической основой разработки мониторинга как информационной технологии, обеспечивающей предвидение, прогнозирование и планирование управления данной подсистемой общества.

Прогнозирование социальной сферы выступает как особая информационная технология, позволяющая получать информацию о социальном воспроизводстве населения во всем многообразии взаимодействия всех ее компонентов как системы с целью оперативного оценивания и прогноза возможных ее состояний и выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия. Оно отражает все многообразие процессов и явлений, протекающих в социальной сфере, направлен на обеспечение системного подхода к анализу социальной безопасности населения.

Предметное поле мониторингового наблюдения представляется как динамично функционирующая совокупность социальных отношений определенного качества и содержания, возникающих между взаимодействующими субъектами. При этом его пространство охватывает различные уровни структурной организации управления социальной жизнью субъектов и позволяет проследить влияние на складывающиеся взаимоотношения между людьми, их социальное самочувствие, социальную ситуацию в обществе, регионе и обеспечивает комплексный, многоуровневый подход к формированию методического инструментария мониторинга.

Это предметное поле описывается информативной и универсальной для обеспечения эффективного контроля и прогноза динамики процесса социального воспроизводства реальной жизни дифференцированных субъектов системой показателей. Она обеспечивает целостное отражение совокупности факторов и конкретных ситуаций, под воздействием которых развертываются связи и отношения людей, требующие социальных гарантий и принятия практических мер. В содержательном плане система показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующих социальные отношения субъектов социальной деятельности, оценку их качества, выражаемую через категорию "социальная безопасность". Она представлена системой объективных, внешних для данного субъекта (специфика социальной ситуации, социальный статус и т.п.), и субъективных (ожидания, ценностные ориентации и т.п.) обстоятельств его жизнедеятельности. Для каждой группы этих показателей в мониторинге предусмотрены свои специальные методы сбора, обработки, анализа.

Можно выделить пять основных функций социального мониторинга:

Диагностическую.

Прогностическую.

Проективную.

Планирования.

Просветительскую.

Первая функция определяется ее значимостью в общей системе организации работы по управлению социальной сферой общества. Она связана с анализом эффективности функционирования социальной сферы и управления ею и предполагает:

* разработку системы регулярного анализа и контроля динамики социальных процессов, опирающуюся на использование современных компьютерных технологий;

* накопление, обработку, анализ поступающей информации;

* выявление наиболее острых проблем социальной сферы и причин их вызывающих;

* выявление групп и слоев, нуждающихся в социальной поддержке;

* обеспечение постоянного и последовательного развития социальной сферы.

Социально-демографический (динамика численности населения, включая половозрастную характеристику, рождаемость, смертность, среднюю продолжительность жизни по различным половозрастным, профессиональным и региональным группам, численность семей, их состав, брачность, разводимость, миграцию и характеристику мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).

2. Социально-трудовой (характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занятости и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, пороговые значения безработицы, деградации трудового потенциала).

Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, среднедушевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом дифференциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значения уровня и качества жизни населения).

Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение экологической безопасности, преступности, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).

Предпочтительно приведение данных показателей в удобные для измерения, анализа и оценки формы, объединяющие как количественные, так и качественные информационные составляющие, осуществили стандартизацию мониторинговых первичных и вторичных показателей (показатель социально-бытового статуса, социального самочувствия, толерантности, социальной напряженности).

Формирование системы сбора и обработки эмпирических показателей является наиболее ответственным этапом разработки мониторинга, поскольку он является информационным источником для принятия решений и ошибки неизбежно отразятся на прогнозном моделировании. При определении набора показателей должны быть реализованы две необходимости: первая - это необходимость изоморфно представить предмет исследования, и вторая - важность учета интереса заказчика. Вышеприведенная система показателей позволяет адекватно измерить признаки социальной сферы, дать научное представление исследователям, а затем и управленцу о реальном характере, содержании и динамике изучаемого социального процесса, а также основание для выработки практических рекомендаций, корректировки его функционирования и развития.

Спроектированная система показателей мониторинга социальной сферы дает возможность отслеживать объективные условия жизнедеятельности населения, эффективность социального воспроизводства, а также особенности сознания и поведения людей, представляет собой формы отражения суммарно результирующей множества взаимодействий в социальной сфере. Система показателей находится в определенном соотношении с количественными признаками социальной сферы и их мерой, что дает нам основание для использования таких индикаторов в качестве источников прогнозной информации, а также позволяет их рассматривать как объекты прогнозного поиска и как элементы структурирования прогнозных моделей.

Сформированная таким образом система показателей сбора и обработки информации составляет основу всех социологических инструментов, используемых в мониторинге. Каждая группа показателей сбора представляется в них в форме вопросов исследовательских документов. При этом некоторые показатели в них частично пересекаются. Так, например, вопросы, характеризующие уровень жизни населения, включены в анкету, обращенную ко всем жителям региона, и в карту бюджетного обследования; вопросы развития социальной инфраструктуры и в целом потенциала социальной сферы - в анкету для всего населения и анкету для экспертов. Это позволяет уточнить те или иные характеристики, расширить представление по интересующим нас проблемам, получив ответы от наиболее компетентных в этом лиц. Таким образом, особенностью социологического инструментария мониторинга является его целостность и системность.

Социальный мониторинг обеспечивает оперативное, повторяемое и регулярное получение актуальной информации из материалов статистики, опросов, наблюдения о жизнедеятельности различных социальных субъектов, о состоянии социальной сферы общества, региона, а также дает возможность систематически наращивать и интегрировать исходные данные. Такой спектр социальной информации позволяет адекватно воспроизвести динамику социальной жизни населения, дать конкретные предложения и рекомендации, принять верное административное и управленческое решение. Он обеспечивает высокий уровень оперативности анализа процесса социального воспроизводства, предвидения и прогноза при небольших расходах материальных и интеллектуальных ресурсов.

Как информационная технология, он обеспечивает:

Отслеживание, анализ и прогнозирование наиболее важных характеристик социального воспроизводства, таких как рождаемость, продолжительность жизни, здоровье, уровень занятости, качество жизни, социально-психологических показателей состояния населения, потенциала социальной сферы; показателей отдельных, наиболее острых и требующих решения социальных проблем.

Другой важной проблемой является обеспечение непротиворечивого сопряжения массивов информации, полученных из разных источников и на разных уровнях управления. Показатели, взятые из социальной статистики и полученные в ходе опроса респондентов, должны быть сопоставимы, взаимодополняемы и самодостаточны, а также сравнимы с действующими официально утвержденными формами государственной отчетности. Это позволяет получать полное представление о социальных процессах в регионе, а также сравнивать уровень решенности региональных и российских социальных проблем.

В мониторинге учитывается административное деление региона, его многоуровневость. Вводимая система показателей обеспечивает интеграцию и координацию информационных потоков, развертываясь от уровня города к району и области, и обеспечивает оптимальные блоки в каждом из них.

Как любое социологическое исследование, мониторинг социальной сферы ставит перед исследователями проблему обеспечения достоверности и надежности получаемой информации. Принципиальным в ходе подготовки к проведению исследования является вопрос о периодичности опросов, проводимых в рамках мониторинга. Сроки каждый раз могут устанавливаться в зависимости от специфики региональных условий и конкретного текущего момента. Причем частота замеров может быть различной для каждого из блоков наблюдаемых показателей социальной сферы.

Важным фактором эффективности мониторинга является проектирование выборки. Представляется наиболее продуктивной репрезентация информации по региональному признаку. Заметное различие в условиях жизнедеятельности в различных республиках и областях страны диктует необходимость получения информации, не усредненной по стране в целом, а учитывающей специфику условий управления конкретной социальной сферой, что представляет интерес для местных органов управления. В этом случае выборка взрослого населения должна репрезентировать население региона по демографическим группам, населению крупных, средних и малых городов, жителям сельской местности, основных социальных секторов экономики и социально-профессиональных групп. Это не исключает возможности получения информации и по России в целом путем объединения отдельных регионов по определенным признакам.

При проведении мониторинга может возникнуть необходимость получения информации, репрезентативной относительно различных объектов, например, как в отношении изучаемой нами системы в целом, так и ее отдельных частей. В этом случае необходимо для изучения отобрать те объекты, которые адекватно представят основные структурные элементы нашего общества, позволят оценить динамику изменения компенсаторных возможностей социальной сферы и влияние на нее государственной социальной политики, а затем основную выборку дополнить целевой (частной или специализированной), ориентированной на конкретные задачи. Увязка отдельных выборок осуществляется за счет включения в каждую из них обязательных параметров, обеспечивающих переход от одного исследования к другому. Такими параметрами могут быть пол, возраст, профессия, место работы, социально-бытовой статус и т.п.

Тип выборки в каждом конкретном случае определяется руководителем социального мониторинга. Однако это всегда, как правило, многоступенчатая выборка, учитывающая особенности этого способа организации исследования, различная на каждой ступени. Наиболее часто применяемой на верхней ступени является стратификационная выборка, на нижних - случайная. Поскольку в мониторинге с различной периодичностью повторяется наблюдение за объектом, социологу целесообразно предусмотреть возможность репрезентации результатов, полученных в ходе опроса, его состоянию на данный период времени и его изменениям во времени.

Объектами наблюдения в мониторинге выступают дифференцированные социальные субъекты и типологические группы семей: социально-демографические и социально-профессиональные группы, полные и неполные, нуклеарные и расширенные семьи, депривированные слои населения, социальные институты, их взаимосвязи и взаимодействия.

Субъектами мониторинга могут выступать как авторитетные специалисты (работники "социальных министерств", префектур, мэрий, руководители учреждений социальной инфраструктуры, специалисты: врачи, педагоги и т.п.), способные судить о внутренних механизмах социального воспроизводства населения, приоритетах развития потенциала социальной сферы, о состоянии объекта мониторинга, выступающие в роли экспертов в области социальных процессов.

При таком подходе повышаются требования к формированию банка данных социологической информации и предъявляются высокие требования к выборке. Она должна обеспечивать взаимоувязку, интеграцию информации, полученной в базовом и дополняющих его исследованиях, осуществляемых с разной периодичностью. При определении выборочной совокупности, видимо, целесообразно учитывать два вида оснований: специальные, характерные для данной исследуемой проблемы и общие характеристики генеральной совокупности региона, сохраняя возможность их увязки за счет включения в разные виды исследований определенных показателей, обеспечивающих переход от одного исследования к другому. Это придаст определенную гибкость выборке и даст возможность выполнить предъявляемые к ней требования.

В исследовательской деятельности социологических служб, социальной сферы, с нашей точки зрения, велика роль использования экспертных оценок. Эксперты могут привлекаться для оценки положения дел и прогнозирования социальных процессов в обществе и регионе, формирования нормативной базы, а также для выработки проектов решений по различным социальным проблемам, проектов социального развития региона.

Неоднократное возвращение к объекту исследования (например, в бюджетном обследовании семей) предъявляет повышенные требования к социологу за сохранение профессиональной тайны, обеспечение анонимности опроса. Возникает проблема получения и сохранения доверия респондента.

В реальной практике управления социальной сферой региона наиболее значимыми являются "упреждающие" исследования, обеспечивающие регулярное наблюдение за объектом и постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации. Они обладают безусловными преимуществами перед разовыми исследованиями социальной сферы и имеют методические особенности.

Специфика современного мониторинга заключается в его опоре на компьютерную поддержку, которая позволяет автоматизировать процесс сбора, хранения и сравнения собранной в ходе мониторинга информации, а также представить ее в наглядной форме в вид

Наши рекомендации